Центральный аппарат МЧС РФ. Полномочия министерство чрезвычайная ситуация

Департамент управления:

разработка и формирование предложений по приоритетным направлениям проведения государственной политики и строительства в области гражданской обороны;

организация мероприятий гражданской обороны;

организация обеспечения функционирования и развития РСЧС;

организация управления силами МЧС России и РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация и осуществление руководства ликвидацией крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

организация разработки учений в системе МЧС России.

 

Департамент Гражданской обороны:

разработка предложений по приоритетным направлениям проведения государственной политики в области гражданской обороны, обеспечения выживания населения в военное время, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации по мероприятиям гражданской обороны;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области гражданской обороны, а также по обеспечению готовности органов управления и сил гражданской обороны к выполнению задач по предназначению;

контроль за подготовкой руководящего состава гражданской обороны и эвакуационных органов всех степеней к выполнению возложенных на них задач и обязанностей по планированию и проведению эвакуационных мероприятий в военное время;

методическое руководство разработкой, корректировкой и организацией работы по реализации планов гражданской обороны органов исполнительной власти и организаций;

участие в организации международного сотрудничества в области гражданской обороны и обеспечения выживания населения в военное время.

 

Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

разработка предложений по осуществлению государственной политики в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на море и водных бассейнах России;

организация экспертизы и оценки последствий от крупных аварий и катастроф;

организация разработки и осуществление на территории Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации;

организация и осуществление государственного надзора за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций органами исполнительной власти, предприятий и организаций;

разработка федерального плана действий по предупреждению) и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление управления функционированием и развитием функциональных подсистем РСЧС.

 

Медицинское управление:

разработка предложений по созданию, подготовке, оснащению и использованию формирований и организаций медицинской и санитарно-эпидемиологической службы ГО, санитарно-транспортных формирований ГО, формирований и организаций Всероссийской службы медицины катастроф;

организация и осуществление контроля за состоянием готовности службы медицины катастроф, ПСС, медицинских подразделений Войск ГО Российской Федерации;

организация проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуации эпидемиологического, эпизоотического и эпифитотического характера;

организация проведения мероприятий по обеспечению населения медицинским имуществом гражданской обороны, созданию резерва медицинского имущества гражданской обороны и на чрезвычайные ситуации.

 

Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

 

Силы и средства постоянной готовности (штатные) службы медицины катастроф МЧС РФ.

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:
- службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;
- формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;
- ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
-службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;
- геофизическая служба Российской академии наук;
- служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;
- космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;
- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:
- военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- формирования и учреждения ВСМК;
- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
-военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- формирования ГО Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
- специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
- аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;
- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- восстановительные и пожарные поезда МПС России;
- аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Аварийно-спасательные формирования укомплектовываются с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток.
В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

На объектах состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Силы и средства постоянной готовности МЧС России включают:

1. Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);

2. Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково–спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

3. Центр специального назначения (Москва);

4. Авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.


 

 

Силы и средства (формирования) нештатные службы медицины катастроф МО РФ

Служба медицины катастроф Минобороны России является ведомственной службой, входящей в состав ВМСК и хорошо подготовленной к работе в очагах (зонах) санитарных потерь, возникающих вследствие аварий и катастроф техногенного и природного характера.

Главной задачей - своевременное и эффективное оказание медицинской помощи личному составу Вооружённых сил и гражданскому персоналу при ликвидации последствий стихийных бедствий крупных аварий и катастроф. Организация и деятельность СМК возлагается на Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации. Постоянным органом военного управления является Всеармейский центр медицины катастроф МО РФ.

 

Основным формированием службы медицины катастроф МО РФ является медицинский отряд спасательного назначения (МОСН)-12 штук.

МОСН –многопрофильный, мобильный полевой госпиталь, способен принять и оказать медпомощь до 300 поражённых за одни сутки, есть всё необходимое для развёртывания стационара на 100 коек;

- наличие медицинского имущества и других материальных средств обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи до 1200 в течение 5 суток. В течении 16 часов может быть выполнено до 60 сложных хирургических вмешательств.

На всех уровнях службы медицины катастроф МО России, на базе лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы создаются следующими нештатные формирования.

Врачебно-сестринские бригады для оказания первой врачебной помощи создаются в военных госпиталях:

- до 200 коек - одна бригада;

- от 200 до 400 коек – две бригады;

- свыше 400 коек – на каждые последующие 100 штатных коек – одна.

 

В составе бригады 5 – 7 специалистов (2 врача, 3-5 медицинских сестёр), санитарный автомобиль. Бригады специализированной медицинской помощи, предназначенные для усилия отрядов и военно-лечебных учреждений, создаются в военных госпиталях на 500 и более коек, а также в клиниках военно-учебных заведений медицинской службы. В составе каждой бригады имеется 3-5 специалистов (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры).

Подвижные группы специалистов создаются:

- в санитарно-профилактических учреждениях для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации радиационных и химических поражений, по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск в учреждениях Центра – 10 – 12 специалистов (4-5 врачей, 6-7 средних медицинских работников выделяются в состав группы);

- в санитарно-эпидемиологических отрядах округов (флотов) – из 8-10 специалистов (3-4 врача, 5-6 средних медицинских работника);

- в санитарно-эпидемиологических отрядах гарнизонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах – из 4-6 специалистов (1-2 врача, 3-4 средних медицинских работника).

 

Для организации их работы выделяются необходимое медицинское имущество и специальная техника.

Особенности организации работы объектов здравоохранения в ЧС, медицинского персонала и больных (пораженных).

Деятельность организаций здравоохранения в ЧС организуется полностью или частично в соответствии с Планом предупреждения и ликвидации ЧС данной организации.

Ее успех зависит от полноты разработанного в плане перечня мероприятий на этот период и его выполнения в соответствии с календарным планом. Работа учреждения организуется в определенной последовательности.

При угрозе или возникновении ЧС вводится в действие план оповещения руководящего состава, персонала больницы и больных о бедствии. Ставятся конкретные задачи подчиненным.

Организация здравоохранения может выделить силы и средства для оказания медицинской помощи пострадавших в ЧС. Например, больница выделяет в соответствии с Планом или распоряжениями вышестоящих комиссий по ЧС, врачебно-сестринские бригады, бригады специализированной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности, а также медицинскую технику и имущество, материальные средства. Необходимо уточнить потребность в количестве и профиле данных бригад. Выделенные медицинские силы и средства должны быть к готовности к выдвижению к зоне ЧС в течении 1-2 часов. Перевозка их осуществляется транспортом больницы или транспортом выделенным администрацией области (района, города). Как правило, врачебно-сестринские бригады используются для усиления бригад СНМП на границе зоны ЧС, а бригады специализированной медицинской помощи и специализированные медицинские бригады постоянной готовности для усиления больниц (центров) принимающих пораженных из зоны ЧС.

Больница может также использоваться для приема и оказания медицинской помощи пораженных из зоны ЧС. В данном варианте, как правило, необходимо:

· разгрузить больницы (выписать или перевести в другие больничные организации часть больных);

· перепрофилировать отдельные отделения или всю больницу с учетом структуры пораженных, развернуть дополнительные койки;

· осуществить замену (перераспределение) медицинского персонала, убывающего в составе медицинских формирований, уточнить обязанности медперсонала и проинструктировать его;

· распределить выделенный для усиления медицинский персонал по отделениям;

· обратиться за помощью к медперсоналу, находящему в отпусках, бывшим сотрудникам больницы, возможно привлечение к работе студентов старших курсов медицинских учебных заведений использовать услуги добровольцев для вспомогательных работ и ухода за пострадавшими;

· проверяется наличие автономного освещения и водоснабжения.

 

При необходимости выставляется посты наблюдения радиационной и химической разведки.

Устанавливается на улице и внутри помещений таблички (пикетаж) с указанием направления потока движения пораженных и названиями функциональных подразделений.

При необходимости приводятся в готовность средства индивидуальной и коллективной защиты персонала и больных стационара и принимаются меры к их накоплению. Повышаются защитные свойства зданий больницы (закрываются окна и двери и т. п.).

Принимаются меры по подготовке всех основных лечебных отделений и, в частности, приемного отделения к приему массового поступления пострадавших. Увеличивается численность персонала приемного отделения. Проверяется наличие и знание ими инструкции по приему и сортировке возможного профиля пораженных, наличие резерва средств оказания неотложной медицинской помощи, готовность санитарного пропуска к проведению частичной и полной санитарной обработки, наличие обменного фонда носилок и белья.

 

Для проведения сортировки создаются сортировочные бригады не только из медицинского персонала приемного, но и других отделений. Проводится тренировка бригад по приему и сортировке пораженных. Устанавливается порядок связи с лечебными отделениями и доставки в них пострадавших.

Проверяется умение сотрудников пользоваться дозиметром и другой аппаратурой, сортировочными и регистрационными документами при приеме пораженных.

При недостаточном количестве носилок, для размещения пораженных, заготавливается подстилочный материал, например, матрацы.

Больница должна быть готова к приему и оказанию неотложной помощи любому профилю пораженных с последующей перепрофилизацией по основному для нее профилю. Принимаются меры к увеличению коечной емкости и пропускной способности лечебно-диагностических подразделений. Устанавливается дополнительное количество операционных столов, кислородной аппаратуры и т.д. Пополняются запасы лекарственных и других средств оказания медицинской помощи. Устанавливается круглосуточное дежурство медицинского персонала. Проверяется наличие аварийного освещения и водоснабжения.

Создается запас продуктов питания, постельных принадлежностей.

Амбулаторно-поликлиническая помощь пораженным планируется и осуществляется в поликлиниках, находящихся поблизости от зоны ЧС или по месту жительства пораженных. В данные поликлиники направляются пораженные способные к самостоятельному передвижению, без признаков угрожающих жизни состояний, в случаях, не требующих проведения срочных диагностических и лечебных мероприятий в стационарных условиях.

 

Особенности организации медицинского обеспечения при возникновении аварий на железной дороге, в труднодоступном месте, при пассажирских перевозках. Порядок оказания первой помощи, первичной медико-санитарной помощи, доврачебной, врачебной, специализированной (Кто? Когда? Где?).

Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Общие причины происшествий на железнодорожном транспорте:
- естественный физический износ технических средств,
- нарушение правил эксплуатации,
- усложнение технологий,
- увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств,
- рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов, несоблюдение населением правил личной безопасности.

Состав железных дорог считался наиболее безопасным видом транспорта. Однако более строгий анализ показывает, что по показателям безопасности движения железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного. Статические данные последних лет свидетельствуют о значительном числе пострадавших и погибших в результате крушений пассажирских поездов. Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных и особо опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей. При ликвидации последствий таких инцидентов помимо организации медицинской помощи пострадавшим необходимо проведение комплекса природоохранных мер.
































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: