Принципы гигиенического воспитания

Лекция № 20

Тема: Методы, формы и средства гигиенического воспитания

 

Гигиеническое воспитание – это совокупность образовательных, воспитательных агитационных и пропагандистских мероприятий (или деятельности), направленных на формирование гигиенической культуры и навыков здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности индивидов, групп лиц, здорового образа жизни общества в целом.

Процесс гигиенического воспитания – это система привития полезных навыков на основе полученных знаний правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Работа по повышению уровня медицинских и гигиенических знаний является частью общей работы по воспитанию населения. В РФ гигиеническое воспитание и образование является государственным делом, обязательным условием работы всех органов здравоохранения.

 Целью гигиенического воспитания является формирование такой линии поведения человека, такого «стиля жизни», который отличается высокой гигиенической культурой и предполагает использование в интересах здоровья влияния как внешних (природных, социальных) факторов, так и внутренних (личностных) факторов, а также максимальную нейтрализацию патогенного действия этих факторов.

Задачи гигиенического воспитания:

  • Разъяснение политики и стратегии правительства РФ в области здравоохранения.
  • Распространение медицинских и гигиенических знаний.
  • Пропаганда профилактических мероприятий.
  • Воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья.
  • Укрепление научного мировоззрения, борьба с самолечением.
  • Привлечение населения к участию в оздоровительной работе.
  • Повышение санитарно-гигиенической культуры.


В соответствии с общими задачами, стоящими перед медицинскими работниками в области гигиенического воспитания, уровня развития здравоохранения и состояния здоровья населения, можно определить, что на современном этапе в содержании гигиенического воспитания должны превалировать следующие проблемы и темы:

  • пропаганда ЗОЖ. Это направление должно охватывать не только все разделы гигиены, но и пропаганду физической культуры и спорта, борьбу с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, курением), закаливание и использование резервных сил организма. Внедрение навыков ЗОЖ является наиболее действенным средством профилактики таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, онкологические и др.;
  • проблемы, связанные с заботой о здоровье будущих поколений, охраной здоровья матери и ребенка;
  • профилактика массовых инфекционных и наиболее распространенных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных, костно-суставных, а также профессиональных заболеваний).


Таким образом, основная цель гигиенического воспитания – это повышение уровня гигиенической культуры населения – важного условия сохранения и укрепления здоровья людей, их высокой работоспособности и долголетия. В результате гигиенического воспитания человек получает систему знаний, у него формируются гигиенические навыки, а ЗОЖ становится привычным. Если образ жизни – это деятельность людей, следовательно, весь образ жизни личности складывается из проявлений ее умений, привычек и навыков.

Гигиенические навыки – это мотивационно-эмоциональный компонент отношения к здоровью: потребность быть здоровым, действия по укреплению здоровья и их результаты. Формирование гигиенических навыков – это длительный процесс, и его эффективность достигается только при многократном воздействии на реципиента.
Гигиеническое воспитание при всеобщей диспансеризации призвано максимально обеспечить человека необходимыми медицинскими рекомендациями. И это актуально для людей, как страдающих каким-либо заболеванием, так и в большей степени – для людей, практически здоровых, поскольку очевидно, что многие здоровы не благодаря правильному с гигиенической точки зрения образу жизни, а вопреки имеющимся у них нарушениям гигиенического поведения. В этом случае человек здоров до тех пор,пока унаследованная способность организма противостоять влиянию неблагоприятных факторов не исчерпается.

Важно вовремя применить эффективные меры гигиенического воспитания с целью своевременной коррекции гигиенического поведения человека.

В условиях диспансеризации населения, когда значительно возрастает доля практически здоровых лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний, врач имеет возможность своевременно устранить эти неблагоприятные факторы, направив свои усилия на формирование у населения навыков здорового образа жизни. Без изучения гигиенического поведения человека и динамического контроля за ним врач не в состоянии выполнить свою профилактическую работу с максимальной отдачей. В этом случае профилактический осмотр рискует стать формальным скринингом. Все это требует создания системного подхода к гигиеническому воспитанию населения в современных условиях.

Гигиеническое воспитание включает два направления: санитарно-просветительскую работу и обучение навыкам ЗОЖ.

 






Под медицинской активностью следует понимать: наиболее характерная, типичная для определенного исторического периода деятельность (активность) людей по отношению к своему (личному, персональному) и других людей (общественному, здоровью).

Медицинская активность – это область гигиенического обучения, воспитания, образования, психологической установки в отношении здоровья.

Она включает:

1. посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских советов, предписаний;

2. поведение при лечении, профилактике, реабилитации;

3. участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других;

4. преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, т.е. целенаправленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни.


Поэтому для медицинского работника, как интеллигента и носителя всего нового и передового высокая медицинская активность в жизни является потребностью и необходимостью на весь период жизни.

Формирование высокой медицинской активности у каждого человека осуществляется благодаря санитарному просвещению и гигиеническому воспитанию.

В вопросах профилактики заболеваний главенствующая роль принадлежит гигиеническому воспитанию населения – отрасли медицинской науки и здравоохранения, разрабатывающей вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения. В свою очередь, ведущая роль в формировании санитарной культуры принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено в законодательном порядке.




Принципы гигиенического воспитания

Принцип актуальности ― ориентирующий на обеспечение индивидов, групп лиц, социальной общности наиболее важной и своевременной гигиенической информацией. Актуальность определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в т.ч. задачами здравоохранения, а также проблемами местного (регионального, городского) характера.

Принцип научности ― предусматривает осуществление теоретической и практической деятельности в этой области па основе научно обоснованных данных. В гигиеническом воспитании используются данные общественных наук, которые позволяют дать гигиеническую информацию в удобной, понятной, интересной для населения форме.

Принцип доступности гигиенической информации ― предполагает соответствие содержания, методов, форм, средств социально-культурному уровню, интересам и потребностям индивида, групп лиц, социальной общности.

Принцип положительного ориентирования ― предполагает формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные образцы, одобряемые в обществе. Показ положительных примеров ― более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья поведения.

Принцип единства теории и практики ― предполагает возможность использования полученных знаний на практике. Следует стремиться, чтобы ГВ осуществлялось в условиях, позволяющих реализовать полученные знания в жизни, проверить их на собственном опыте.

Принцип единства обучения и воспитания ― предусматривает усвоение индивидом или группой лиц не только содержания информации, но и приемов ее обработки, отношения к ней, способов ее использования. Используются как формы ГВ, основанные на деятельности специалиста (лекция), так и предусматривающие активное участие лиц, на которых направлено воздействие (дискуссия).

Принцип дифференцированного подхода ― предусматривает осуществление с учетом характерных особенностей групп населения, на которые оно направлено.

Принцип индивидуального подхода ― предусматривает осуществление с учетом индивидуальных особенностей человека, на которого оно направлено (т.е. с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, профессии, пола, возраста, условий труда и быта и т.д.).

Принцип иллюстративности ― предусматривает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями.

В практике используются 3 вида иллюстративности: словесно-образная (примеры из врачебной практики, обыденной жизни); знаковая (натуральные и искусственные предметы, плакаты, схемы, рисунки, фотографии); представленная действиями (действия но оказанию само- и взаимопомощи, самообследование молочных желез).

Принцип последовательности ― предусматривает выделение основных этапов и их логической преемственности в процессе его осуществления. Гигиеническое воспитание осуществляется на всех этапах жизни человека, при этом изучение нового материала должно иметь опору в ранее приобретенных знаниях.

Принцип систематичности ― предусматривает постоянных, регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания, имеющие отношение к здоровью, в виде целостной системы.

Принцип стимулирования сознательности и активности в ГВ ― является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изменения форм поведения и стилей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: