Немецкая гимнастическая система

    Создатели этой системы: Фридрих Ян (организатор и идейный руководитель) и Эрнест Айзелен (практик и специалист).

    Создание немецкой гимнастики было направлено на повышение боевой выучке немецкой армии в борьбе с французскими завоевателями (армией Наполеона).

    С середины 19 века военная гимнастика находит применение в школьном физическом воспитании.

    В 1811 г. под Берлином (парк Ф.Яна) была построена гимнастическая площадка (турнплац), оборудованная специальными снарядами – турниками (перекладинами), параллельными брусьями, конем, шестами, лестницами для лазанья и др. Число занимающихся достигало 500 человек.

    Немецкая гимнастика в своей основе сохранила упражнения из системы, созданной филантропами (Г.Фит и И. Гутс-Мутс выделили 3 главные группы упражнений: игры; упражнения для ловкости движений рук; физические упражения).

    Были внесены некоторые дополнения:

· исключили плавание и борьбу:

· ввели общую разминку;

· преодоление препятствий;

· упражнения на растягивания;

· включили в практику занятий гимнастические снаряды;

· в самостоятельную группу были выделены лазанья и висы.

Недостатки этой системы:

1. Методика проведения занятий и классификация упражнений не имелидостаточно полного научного обоснования.

2. В основе классификации была положена внешняя форма движений, отсутствовали указания по дозированию физической нагрузке, педагогическому и врачебному контролю.

Шведская гимнастическая система

 

    Основатель – Пер Линг (1776-1839) – по его предложению был создан Стокгольмский гимнастический институт (1813).

    Он изучал древнюю физическую культуру Китая, Скандинавских стран, немецкую гимнастику Нового времени.

    Линг классифицировал физические упражнения на основе знаний анатомии и биологии. Он выделил 4 вида гимнастики:

· Военную;

· Педагогическую;

· Вречебную;

· Эстетическую

    На практике применил лишь военную, которая включала в себя упражнения, способствующие военной и физической подготовке.

    Врачебная гимнастика включала упражнения коррегирующего характера.

    Эстетическая была направлена на пластичность движений.

    Цель педагогической гимнастики: гармоничное развитие детей, начиная со школьного возраста. Педагогическую гимнастику разработал Ялмар Линг. Он описал структуру урока, ввел гимнастические снаряды (гимнастическая стенка или шведская), скамейку, гимнастическое бревно (бум).

    Так как человеческий организм состоит из различных звеньев, создатели этой системы считали необходимым развивать эти отдельные части тела. Все упражнения были разделены на следующие группы: для ног, спины, рук, брюшного пресса и т.д.

    Шведская гимнастика была шагом вперед в смысле объединения упражнений с точки зрения знаний в области анатомии и биологии.

Я.Линг разработал 1-й проект закрытого спортивного зала, по которому начинали строить первые спортивные залы.

    Физическое воспитание в шведской школе проводилось и среди девочек.

К недостаткам шведской системы относятся:

    1. Отсутствие индивидуального подхода к занимающимся;

    2. Угловатость, статичность выполняемых упражнений.

 

Французская гимнастическая система

    Создатель – Франсиско Аморос – офицер французской армии.

    Данная система была создана для возрождения военной мощи французской армии.

    Большое значение в системе Амороса отводилось нравственному воспитанию.

    Основное внимание он уделял упражнениям, характерным для естественных движений тела:

· Ходьба;

· Бег;

· Прыжки;

· Фехтование.

В дворянских кругах большой популярностью пользовались фехтование на шпагах и рапирах.

В середине 19 в. во Франции были распространены

· Велоспорт;

· Гольф;

· Крокет.

 

Сокольская гимнастическая система

Создатель и идеолог – Мирослав Тырш.

Организация «Сокол» символизировала свободу, храбрость и мужество. Создание этой системы было связано с национально-освободительной борьбой чехов против австро-венгерского засилья.

    Все физические упражнения, входящие в сокольскую систему гимнастики делятся на 4 группы:

· Упражнения без снарядов (ходьба, бег, приседания);

· Снарядовые упражнения (с кольцами, палками, на перекладине, брусьях, коне);

· Групповые упражнения (пирамиды, игры)

· Боевые упражнения (приемы защиты и сопротивления, бокс, борьба).

Важное значение уделялось патриотическому и нравственному воспитанию.

    Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений (как в сокольской и шведской), а на красоту выполнения движений.

    Использовали музыкальное сопровождение, красивые костюмы.

 

Система гимнастики Ж.Демени (1850-1917)

    Он изучал немецкую, шведскую гимнастику и выявил в них несоответствие движений закономерностям анатомии и физиологии, отметил присутствие неестественных элементов (этих взглядов придерживался П.Ф.Лесгафт).

    Демени разработал систему требований при выполнении физических упражнений.

    1. Следует избегать статических, неестественных положений. Движения должны быть размашистыми и естественными, а не «отрывистыми» и «угловатыми».

    2. Движения следует выполнять с законченной амплитудой. Те мышцы, которые не участвуют в выполнении упражнений, должны быть расслаблены.

    Демени рекомендовал при разучивании упражнений переходить от простых к сложным, от более легких к более трудным, от известных к неизвестным.

        

    Движения в спорте он подразделял на 7 видов:

· Ходьба;

· Бег;

· Прыжки;

· Лазанья;

· Метания

· Поднятие и переноска тяжестей;

· Приемы защиты и нападения.

    Гимнастика предназначалась и для девочек, в ней акцент делался на её эстетической стороне.

    Демени считал, что занятия должны быть динамичными, а не статичными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: