Возникновение и развитие гимнастических систем физического воспитания в Германии, Швеции, Чехии

Смоленская государственная академия физической культуры,

Спорта и туризма

                                                                        Кафедра

                                                                                                   гуманитарных наук

Лекция 5.  Физическая культура и спорт в Новое время

 

 

Смоленск 2019

 

План лекции:

Особенности развития физической культуры и спорта в период Нового времени.

Физическое воспитание в педагогических взглядах Д. Локка,       Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци.

Возникновение и развитие гимнастических систем физического воспитания в Германии, Швеции, Чехии.

Развитие научных основ физического воспитания (система гимнастики Демени, естественный метод Ж. Эбера.

Условной границей перехода от средних веков к периоду Нового

времени считается Английская буржуазная революция 1648 г.

    Буржуазные революции, произошедшие в Западной Европе на рубеже 17-18 веков, привели к ускоренному развитию этих стран.

    Характерной чертой буржуазного прогресса явилось то, что были ликвидированы условия, благоприятно влияющие на развитие физической культуры. Это повлияло на становление предпосылок для развития системы современного здравоохранения, школьного воспитания и спорта.

    Новые условия, связанные с промышленным прогрессом, требовали новых форм и методов воспитания (в том числе и физического).

    Наряду с гимнастическими методами физического воспитания во многих странах мира происходит становление и развитие современных видов спорта. Его основу составили физические упражнения, содержащие в себе элементы соревнований.

    Наиболее интенсивно спорт начинает культивироваться в учебных заведениях Англии и Америки.

В разработке теории школьного физического воспитания большая

заслуга принадлежит прогрессивным буржуазным мыслителям, боровшимся против феодального засилья, в том числе автору теории естественного развития человека Д. Локку (1632-1704).

Физическое воспитание в педагогических взглядах

Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци.

Педагогические взгляды Д. Локка

Д. Локк являлся теоретиком физической культуры джентльменов.

В отличие от Коменского, он не был сторонником коллективной подготовки. Его взгляды были основаны на, в них он стремился отразить полезность и рационализм.

    Он считал, что человек должен укреплять свое здоровье, систематически ухаживать за своим телом, ему необходимо проводить целенаправленные физические тренировки, он должен обладать приятными манерами и быть уверенным в себе.

    «Джентльмен должен одинаково уметь преодолевать трудности на море, в бою, в общественной и личной жизни. Он должен быть победителем в конфликтах личного характера, если окажется в них втянутым».

         Основнойупор в физическом воспитании он делал на плавание, верховую езду, борьбу и танцы.

Его классовый подход был направлен против спортивных состязаний. Поэтому езду верхом он рассматривал как средство укрепления здоровья, а фехтование – как средство самозащиты.

Важное значение Локк уделял воспитанию воли, характера.

Д.Локк в своих взглядах на физическое воспитание негативно относился к рабочей среде, считал, что дети из народа должны работать и ходить в церковь.

Жан Жак Руссо (1712-1778)

являлся противником феодальной системы воспитания.

В своей работе «Эмиль или О воспитании» он противопоставлял слабохарактерной аристократической молодежи здоровых, связанных с природой выходцев из простого народа.

В качестве примера для подражания он выдвинул отвечающей идеалам Возрождения тип разносторонне развитого, умелого и смелого человека.

Дети феодалов и аристократов должны воспитываться вне общества. Дети из народа в воспитании не нуждаются, так как они воспитаны самой жизнью. Руссо выступал за воспитание сильной, закаленной молодежи.

Он первый, кто выдвинул необходимость тренировать органы чувств.

Он подчеркивал важность развития деятельности, направленной на преодоление естественных препятствий (карабканье на деревья, перелазание через каменные стены, прыжки с камня на камень).

Руссо встроил в свою систему и взгляды других мыслителей. У Локка он заимствовал принцип, что любовь к физическому труду, к подвижности следует прививать уже в детстве.

Он указывал на необходимость сочетания задач умственного и физического воспитания.

В физическом воспитании девочек он считал важным не силу, закалку и ловкость, а характер, обаятельность и грациозность.

Часть его принципов получила узкое и искаженное толкование. Мысль о том, что основы воспитания ребенка следует заложить до того, как ему исполниться 12 лет, стали понимать так, что именно по достижении им этого возраста и следует закончить воспитание. Это взгляд долго препятствовал распространению физического воспитания на старшие классы средних школ и на высшие учебные заведения.

Главное внимание Руссо уделял закаливанию тела, приобретению двигательных навыков и умений, развитию органов чувств. Он предлагал применять соревновательный метод в физическом воспитании для того, чтобы повысить интерес к занятиям.

 

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

         Его подход к вопросам физического воспитания заключался в проведении совместных занятий с многочисленными по количеству учащихся классами народных масс.

    Он первым в Европе ввел в практику вольные упражнения, которые выполнялись по команде.

    В своей работе «Элементарная гимнастика» (1807) он предложил систематизировать физические упражнения, которые он назвал «суставной гимнастикой».

    Физические упражнения и игры он подразделил на 2 вида:

    Элементарные ( движения в суставах плеча, бедра);

    Сложные (бег, прыжки, плавание).

    Цель воспитания: гармоническое развитие каждого ребенка, всех его сил и способностей.

 

Возникновение и развитие гимнастических систем физического воспитания в Германии, Швеции, Чехии.

    Возникновение буржуазных гимнастических систем было связано с развитием капиталистического уклада, усилением роли армии, в необходимости физического воспитания кадров для неё, т.е. физически подготовленных резервов.

    Занятия гимнастикой способствовало обучению двигательных навыков, более четкому выполнению строевых команд (в программу обучения входило: бег, прыжки, борьба, катание на лыжах, коньках, приемы защиты и нападения).

    В середине 19 века наметилось разделение различных видов упражнений на гимнастику, спорт, игры и туризм.

    Гимнастические системы имели общую основу, но отличались своеобразием тех стран, где они создавались.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: