Моторные (двигательные)
Сенсорные (чувствительные)
Ассоциативные (связь между зонами коры)
Моторная зона коры представлена в предцентральной извилине лобной доли и парацентральной дольке. При неполном повреждении этих областей возникают парезы скелетной мускулатуры на противоположной стороне тела (ослабление движений), при
полном разрушении – стойкие параличи (кровоизлияние – инсульт), при раздражении –
сокращение скелетных мышц.
Сенсорные зоны
Зона кожной чувствительности: постцентральная извилина теменной доли
(тактильная, болевая, температурная); при поражении возникает нарушение чувствительности на противоположной стороне тела, при разрушении – анестезия –
полная потеря чувствительности. Получает импульсы от рецепторов кожи;
Проприорецептивная (мышечно – суставная): предцентральная и постцентральные извилины. Получает импульсы от проприорецепторов связок, сухожилий и мышц;
Зрительная зона: затылочная доля по краям от шпорной борозды (при ее раз-
|
|
рушении возникает полная корковая слепота), получает импульсы от зрительных
рецепторов глазного яблока; 17, 18, 19 поля
Слуховая зона: височная доля – в глубине сильвиевой борозды. Получает импульсы от рецепторов улитки внутреннего уха;
Вкусовая зона: расположена в лимбической системе (крючок). Получает импульсы от вкусовых рецепторов языка и полости рта;
Обонятельная зона – крючок; получает импульсы от рецепторов слизистой оболочки полости носа
Зоны речи
моторный центр – центр Брока – лобная доля левого полушария у правшей и
правого у левшей – способность воспринимать написанное
сенсорный центр - центр Вернике – височные доли – понимание устной речи
зоны, обеспечивающие восприятие письменной речи – затылочная и теменные доли
Ассоциативные зоны расположены в различных частях коры и обеспечивают связь между различными областями коры, объединяя все поступающие импульсы в целостные
акты научения (письмо, речь, чтение), логического мышления, памяти и т. д.
Ассоциативные зоны обеспечивают возможность целесообразной реакции поведения. При их поражении возникают расстройства:
агнозия – неспособность узнавать знакомые предметы
апраксия – неспособность воспроизводить знакомые движения
Долгое время считалось, что левое полушарие у правшей является доминантным, а
правое – подчиненным.В настоящее время говорят об ассиметрии полушарий: в отношении одних функций главным является правое, а в отношении других – левое. В целом левое полушарие отвечает за речевые функции, логическое и математическое мышление, за формирование положительных эмоций, правое – за формирование музыкальных, художественных способностей, отрицательных эмоций.