Функциональные зоны коры большого мозга

 Моторные (двигательные)

 Сенсорные (чувствительные)

 Ассоциативные (связь между зонами коры)

Моторная зона коры представлена в предцентральной извилине лобной доли и парацентральной дольке. При неполном повреждении этих областей возникают парезы скелетной мускулатуры на противоположной стороне тела (ослабление движений), при

полном разрушении – стойкие параличи (кровоизлияние – инсульт), при раздражении –

сокращение скелетных мышц.

Сенсорные зоны

 Зона кожной чувствительности: постцентральная извилина теменной доли

(тактильная, болевая, температурная); при поражении возникает нарушение чувствительности на противоположной стороне тела, при разрушении – анестезия –

полная потеря чувствительности. Получает импульсы от рецепторов кожи;

 Проприорецептивная (мышечно – суставная): предцентральная и постцентральные извилины. Получает импульсы от проприорецепторов связок, сухожилий и мышц;

 Зрительная зона: затылочная доля по краям от шпорной борозды (при ее раз-

рушении возникает полная корковая слепота), получает импульсы от зрительных

рецепторов глазного яблока; 17, 18, 19 поля

 Слуховая зона: височная доля – в глубине сильвиевой борозды. Получает импульсы от рецепторов улитки внутреннего уха;

 Вкусовая зона: расположена в лимбической системе (крючок). Получает импульсы от вкусовых рецепторов языка и полости рта;

 Обонятельная зона – крючок; получает импульсы от рецепторов слизистой оболочки полости носа

Зоны речи

 моторный центр – центр Брока – лобная доля левого полушария у правшей и

правого у левшей – способность воспринимать написанное

 сенсорный центр - центр Вернике – височные доли – понимание устной речи

 зоны, обеспечивающие восприятие письменной речи – затылочная и теменные доли

Ассоциативные зоны расположены в различных частях коры и обеспечивают связь между различными областями коры, объединяя все поступающие импульсы в целостные

акты научения (письмо, речь, чтение), логического мышления, памяти и т. д.

Ассоциативные зоны обеспечивают возможность целесообразной реакции поведения. При их поражении возникают расстройства:

 агнозия – неспособность узнавать знакомые предметы

 апраксия – неспособность воспроизводить знакомые движения

Долгое время считалось, что левое полушарие у правшей является доминантным, а

правое – подчиненным.В настоящее время говорят об ассиметрии полушарий: в отношении одних функций главным является правое, а в отношении других – левое. В целом левое полушарие отвечает за речевые функции, логическое и математическое мышление, за формирование положительных эмоций, правое – за формирование музыкальных, художественных способностей, отрицательных эмоций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: