Модель экономически обоснованных потребностей (EOQ)

Модель экономически обоснованных потребностей является широко известным способом расчета оптимального уровня заказа, который даст минимальную годовую стоимость хранения запасов и стоимость выполнения заказа, при заданном объеме производства. При этом закупочная стоимость товара не включается в общий показатель, потому что она не влияет на объем заказа, если только не действуют количественные скидки.

Основная модель имеет несколько основных условий и предпосылок, некоторые из них могут показаться идеалистическими.

Все расчеты относятся только к одному виду товара.

Известны нормы годового спроса.

Спрос равномерно распределен во всему годовому периоду, поэтому уровень потребления относительно стабилен.

Время исполнения заказов не меняется.

Каждый заказ поступает единой поставкой.

Количественные скидки не действуют

Цикл начинается с получения заказа на Q единиц, которые расходуются с постоянной скоростью в течение определенного времени. Когда остается объем запасов достаточный, чтобы удовлетворить текущий спрос в течение времени осуществления заказа, то поставщику отправляют заказ на подобную партию в Q единиц. Поскольку изначально задано, что скорость расхода запасов и осуществления заказа постоянна, то заказ будет получен как раз в тот момент, когда наличный уровень запасов становится нулевым. Следовательно, заказы распределены таким образом, чтобы избежать как избыточных, так и недостаточных запасов (см. рис. 6.17).


Рисунок 6.17. Комбинированный метод: наличие безопасного объема запасов и использование точек возобновления заказа (ед.)

Оптимальный объем заказа — это разумный компромисс между стоимостью хранения и стоимостью выполнения заказа: с изменением объема заказа один вид расходов возрастает, а второй уменьшается. Например, если объем заказа относительно невелик, то средний уровень запасов будет низким, а складские расходы соответственно небольшими. Однако, если объем заказа мал, то придется возобновлять заказ достаточно часто, что повысит годовую стоимость выполнения заказа (в частности затраты на транспортную доставку, приемка товаров). И напротив, годовую стоимость выполнения заказа можно уменьшить, закупая крупные партии через большие интервалы времени, — но это приведет к повышению среднего уровня запасов и повысит стоимость хранения. Эти два крайних случая показаны на рисунке 6.18

Рисунок 6.18. Зависимость между размером партии поставки и средним размером запаса

Таким образом, идеальное решение — не слишком большой и не слишком малый объем заказа. Точная величина будет зависеть от конкретной стоимости хранениям выполнения заказа.

Годовая стоимость хранения вычисляется умножением среднего уровня наличных запасов на годовую стоимость хранения единицы товара, даже если данная единица не будет храниться на складе целый и год. Средний уровень запасов — это просто половина объема заказа. Уровень запасов равномерно изменяется от Q единиц до 0, со средним значением (Q + 0): 2, или Q/2. Годовую среднюю стоимость содержания одной единицы запаса обозначим через Н, тогда как общая годовая стоимость хранения определяется так:

Годовая стоимость хранения = * Н

где

Q – объем заказа;

Н – средняя стоимость содержания одной единицы запаса

 

Таким образом, стоимость хранения является линейной функцией от Q. Стоимость хранения изменяется прямо пропорционально изменению объема заказа Q, как это показано на рисунке 6.19



Рисунок 6.19. Стоимость хранения линейно зависит от объема заказа

С другой стороны, годовая стоимость выполнения заказа будет уменьшаться по мере увеличения объема заказа, потому что при заданном уровне годового спроса, чем больше объем заказа, тем меньшее число заказов нужно сделать. Например, если годовой спрос 12000 единиц, а объем одного заказа 1000 единиц, то нужно сделать 12 заказов в год. Но если Q=2000 единиц, то потребуется только 6 заказов; при Q=3000 единиц потребуется 4 заказа. Таким образом:

Количество заказов в год =

где

D – годовой спрос,

Q – объем заказа.


В отличие от стоимости хранения, стоимость заказа практически не зависит от объема заказа; независимо от объема проводится определенная работа по оформлению и контролю за исполнением заказа, даже проверка полученной партии товара на количество и качество не очень сильно зависит от объема заказа, поскольку крупные партии проверяются выборочно, а не полностью. Следовательно, стоимость осуществления заказа фиксирована, постоянна. Годовая стоимость заказа является функцией от числа заказов в год и стоимости одного заказа.

Годовая стоимость заказа = * S

где

D – годовой спрос;

Q – объем заказа;

S – стоимость заказа.

Поскольку число заказов в год (D/Q) уменьшается с увеличением Q, годовая стоимость заказа находится в обратной зависимости от объема заказа, как это показано на рисунке 6.20

Рисунок 6.20. Стоимость заказа находится в обратной зависимости от объема заказа

Общие годовые расходы (total cost — ТС), связанные с хранением запасов и с заказам, если за один раз заказывается Q единиц:

ТС = Годовая стоимость хранения + Годовая стоимость заказа

ТС = * Н + * S

где: D – показатель спроса, обычно число единиц в год

Q – объем заказа, в единицах

S – стоимость заказа, в рублях

Н – стоимость хранения, обычно годовая сумма на единицу

Обратите внимание, что D и Н должны измеряться за один и тот же период, например, за месяц или за год. Рисунок 6.21 показывает, что кривая общих расходов имеет U-образную форму, и что ее минимум приходится на ту точку, где стоимость хранения равна стоимости заказа.

Рисунок 6.21. График минимизации совокупных операционных затрат при оптимальном размере партии поставки (EOQ)

Выражение для оптимального объема заказа Qо можно получить с помощью алгебраических вычислений. Точку минимума кривой общих расходов можно получить, дифференцируя ТС относительно Q, приравнивая результат к нулю и решая уравнение для Q. Таким образом,

= -

0 = -

следовательно

Q2 = и

Q =

Минимальный показатель общих расходов получаем подстановкой Qo вместо Q. Таким образом, при заданном годовом спросе, мы можем рассчитать стоимость одного заказа, годовую стоимость хранения на единицу товара, оптимальный (экономичный) объем заказа.

Продолжительность цикла заказа =

Пример.

Предприятие по реализации покрышек предполагает продать в будущем году приблизительно 10 тыс. единиц определенной модели шин. Годовая стоимость хранения — 400 руб. за шину, стоимость заказа 3 тыс. руб. Предприятие работает 288 дней в году.

Каков экономичный размер заказа?

Сколько раз в год следует возобновлять заказ?

Какова продолжительность цикла заказа?

Решение;

D = 10 000 шин в год

Н = 400 руб. в год за единицу

S = 3 000 руб.

Qо =

= = 387 шин

 

Число заказов в год = = = 26 раз

 

Продолжительность цикла заказа = = = 0,04 года, т.е. 0,04*288 = 11 рабочих дней.

Стоимость хранения иногда выражается как процент от закупочной цены единицы товара (а не как сумма за единицу). Тем не менее, так как проценты пересчитываются в денежную стоимость, формула EOQ по-прежнему применима.

 





Пример

Предприятие занимается сборкой телевизоров и ежегодно закупает 4000 кинескопов по 3 тыс. руб. за штуку. Стоимость заказа 1 тыс. руб., а годовая стоимость хранения составляет 20% от закупочной цены. Рассчитайте оптимальное количество и общие годовые расходы на заказы и хранение запасов.

Решение;

D = 4 000 кинескопов в год

S = 1 000

Н = 0,20 или 600 руб.

Qо = = = 115 кинескопов

 

ТС = * Н + * S = * 600 + * 1000 = 34 641 + 34 641 = 69 282 руб.

Обратите внимание, что в случае экономичной партии заказа, стоимость хранения равна стоимости заказа, как это показано на рисунке 6.21.

Стоимость хранения и стоимость заказа, а также годовой спрос - все это по своей сути ориентировочные показатели, их невозможно точно рассчитать (например, на основании бухгалтерских записей). Иногда менеджер не рассчитывает, а просто сам устанавливает определенную стоимость хранения. Соответственно, экономичный объем партии заказа нужно считать приблизительным, а не точным показателем. Так, вполне допустимо округление полученной величины; расчеты с точностью до нескольких десятичных знаков могут создать ложное впечатление о точности данного показателя. Возникает вопрос: в какой степени приемлем такой «приблизительный» объем партии с точки зрения минимальных расходов? Ответ в том, что кривая издержек в районе точки EOQ относительно пологая, особенно вправо от данной точки. Следовательно, показатель экономичного объема партии можно считать достаточно устойчивым (см. рис. 6.22.).

Рисунок 6.22. Графическое отображение отклонений оптимальной партии заказа.

Для запасов готовой продукции задача минимизации операционных затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции (вместо среднего размера партии поставки). Если производить определенный товар мелкими партиями, то операционные затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции (H) будут минимальными. Вместе с тем, при таком подходе к операционному процессу существенно возрастут операционные затраты, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и другие (S). Используя вместо показателя объема производственного потребления (Qo) показатель планируемого объема производства продукции, мы на основе Модели EOQ аналогичным образом можем определить оптимальный размер партии производимой продукции и оптимальный средний размер запаса готовой продукции.

 


35.Управление дебиторской задолженностью

Когда предприятие продает товары и услуги, то оно может потребовать оплату, или до, или в день поставки, или же предоставить кредит своим клиентам и позволить оплатить позднее. Не все деловые операции осуществляются на условиях отсрочки платежа, но, в целом, это повсеместно распространенная практика. Например, если предприятие производит продукцию по специальному заказу покупателя или несет существенные затраты по доставке товаров, в этом случае разумно потребовать предоплату до поставки. Если предприятие поставляет продукцию широкому кругу непостоянных покупателей, то, возможно, имеет смысл требовать оплату в момент поставки. Если товар изготавливается предприятием на заказ и является дорогим, то целесообразно предусмотреть поэтапную оплату по мере выполнения работы.

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

дебиторская задолженность за товары, работы, услуги;

дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

прочие виды дебиторской задолженности.

Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию. В общей сумме дебиторской задолженности на расчеты с покупателями приходится 80-90%. Поэтому в дальнейшем под управлением дебиторской задолженностью на предприятии мы будем понимать оптимизацию размера и сокращение сроков инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотным капиталом и маркетинговой политики организации, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.


Анализ эффективности кредитной политики предприятия.

 

При переходе предприятия на новую кредитную политику необходимо в первую очередь определить возможную сумму финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, отвлечение которой не скажется отрицательно на производственном процессе.

Объем средств, инвестированных в дебиторскую задолженность, для любого предприятия зависит от объема продаж в кредит и среднего периода полного расчета с покупателями (АСР), включающего средний период предоставления кредита и средний период просрочки. Данные величины могут быть получены по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде или методом экспертных оценок.

Например, если АСР составляет 30 дней, а среднедневные продажи достигают 10 тыс. руб., то сумма средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность, в среднем составляет 300 тыс. руб. (30 дней * 10 тыс. руб.).

Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован или планируемый объем реализации продукции в кредит, или сроки предоставления кредита.

Однако, как правило, предприятие, предоставляя кредиты, рассчитывает увеличить прибыль, которая как минимум будет больше средств, инвестированных в дебиторскую задолженность.

Дополнительная норма прибыли может быть получена тремя способами:

увеличением объемов продаж;

увеличение цены продукции;

предоставление товарного (коммерческого) кредита.

Поэтому для предприятия более важно рассчитать насколько принятие решения о выделении торгового кредита на данных условиях выгодно, что имеет смысл только, если NPV от перехода на новую кредитную политику положительно.

При предоставлении дебиторской задолженности покупателям предприятие, как минимум, несет следующие виды издержек:

Во-первых, предоставление кредита требует кредитного анализа, выработки процедуры получения задолженности и многое другое. Затраты, связанные с предоставлением отсрочки платежа, обозначим через с, как правило, они измеряются в процентах от выручки.

Во-вторых, всегда существует вероятность того, что клиент не станет платить. Потери от безнадежных долгов обозначим

(как правило, измеряются в % от выручки).

В третьих, предприятие несет потери от отвлечения денежных средств из оборота, полученные денежные средства будем корректировать на требуемую норму дисконта – r.

Принятие кредитного решения, таким образом, представляет из себя компромисс между дополнительной выгодой предприятия и затратами на предоставление кредита.

Расчет прибыли от перехода на новую кредитную политику при условии увеличения объемов продаж.

Предложим, что предприятие хочет перейти с условий продажи только за наличные средства на условия реализации в кредит. Итак, как уже было описано выше, переход на новую кредитную политику имеет смысл, если покрываются все издержки, связанные с предоставлением кредита, и сделана корректировка на требуемую норму доходности - r.

При переходе на новую политику соответствующее увеличение денежного потока является разницей между новым и старым объемами денежного потока:


Увеличение денежного потока = (P-v)*(Q’-Q)

где, Р – цена за единицу изделия;

V – переменные издержки на единицу продукции;

Q – количество штук продукции, продающееся в течении месяца при текущей политики;

Q’ – количество штук продукции, которое будет продаваться в течении месяца при новой кредитной политики;


Дисконтированная стоимость будущего увеличения денежных потоков составит:

PV=

Где r – требуемая норма доходности, за один оборот дебиторской задолженности.


Теперь, когда рассчитано изменение доходов от перехода к другой кредитной политике, рассчитаем, как изменятся издержки. Помимо тех видов издержек, перечисленных выше (мы их обозначили – с,r и ), предприятию необходимо будет производить на Q’-Q больше штук продукции по себестоимости v (Q’-Q). Кроме того, те поступления, которые были бы получены при старой кредитной политике P*Q, уже не будут получены в отчетный месяц при новой политике. Издержки перехода от одной политики к другой будут являться суммой этих двух компонентов: издержки перехода к новой политике = PQ + v (Q’ - Q)

Суммируя все вместе, получим, что NPV перехода от одной кредитной политики к другой составляет:

NPV = n* - [PQ + v (Q’ - Q)]

Р – цена за единицу изделия;

V – переменные издержки на единицу продукции;

Q – количество штук продукции, продающееся при текущей политики;

Q’ – количество штук продукции, которое будет продаваться при новой кредитной политики;

- потери от безнадежных долгов;

с – затраты, связанные с отсрочкой платежа;

r – требуемая норма доходности, за один оборот дебиторской задолженности;

n – количество оборотов дебиторской задолженности.

 






Пример.

Предприятие занимается реализацией мобильных телефонов по цене 8 тыс. руб. за штуку, ежемесячный объем реализации составляет 100 аппаратов, переменные издержки на единицу продукции 2 тыс. руб. Предприятие предполагает продавать аппараты с отсрочкой платежа в 30 дней. По экспертным оценкам доля продаж в этом случае увеличится в два раза. Так как в результате перехода на новые условия продажи цена на аппараты не изменится, предполагается, что все покупатели воспользуются отсрочкой платежа. Рассчитать чистый приведенный доход предприятия от перехода на новую кредитную политику по итогам 6 месяцев. Требуемая норма доходности составляет 3% в месяц, безнадежная дебиторская задолженность 10%, а затраты связанные с обслуживанием кредитов 5%.

Рассчитаем ежемесячный доход предприятия при переходе на новую кредитную политику:

PV 1= = = 495 146 руб.

По итогам 6 месяцев чистый приведенный доход составит:

NPV = 6* 495146 - [8000*100 + 2000*(200 - 100)]= 1 971 тыс. руб.

Таким образом, переход к новой кредитной политики по итогам полугодия очень прибылен.


Для предприятия при переходе на новую кредитную политику важно рассчитать, каким должно быть увеличение объемов продаваемой продукции, чтобы сохранялась целесообразность перехода с одной кредитной политики на другую. Для этого необходимо рассчитать точку безубыточности перехода на новую кредитную политику, просто приравняв NPV к нулю, и решив уравнение для (Q’-Q):

Q’-Q =


Пример.

Для предыдущего примера, минимальное увеличение объемов продаж должно составить:

Q’-Q = = = 29 шт.

Это говорит о том, что целесообразность перехода с одной кредитной политики на другую сохраняется до тех пор, пока предприятие уверено, что сможет продавать по крайней мере на 29 телефонных аппаратов больше каждый месяц.

 

Расчет прибыли от перехода на новую кредитную политику в результате изменения цены товара.

В некоторых случаях предприятия при предоставлении кредита на покупку своих товаров не рассчитывают на существенное увеличение продаж. В этом случае, чтобы покрыть свои издержки они увеличивают отпускную цену при продаже товаров в кредит.

Цена продукции при оплате наличными деньгами не изменяется, так что предприятие фактически предоставляет данной категории покупателей скидку (d). В этом случае рассчитать прибыль от перехода на новую кредитную политику можно по формуле:

NPV = - (P- v)*Q

Где Р – цена за единицу изделия;

P’ – цена продукции при оплате в кредит;

V – переменные издержки на единицу продукции;

Q – количество штук продукции, продающееся в течении месяца при текущей политики;

- потери от безнадежных долгов;

с – затраты, связанные с отсрочкой платежа;

r – требуемая норма доходности.

n – количество оборотов дебиторской задолженности.

 

Иногда для предприятия важно рассчитать процент, на который целесообразно увеличивать цену товара при продаже в кредит, так как его размер не должен существенно превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:

ЕАC =

Где ЕАC – годовая норма процентной ставки за предоставленный кредит;

PD – ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, в %;

Т – срок предоставления кредита, в днях.

 

Пример

В случае оплаты сразу покупатель получит право на скидку в размере 2%, иначе он может воспользоваться кредитом сроком на 20 дней. Чтобы посмотреть важна для покупателя скидка или нет, рассчитаем во что обойдется кредит покупателю, если он не воспользуется скидкой. Предположим, что сделан заказ на 1 000 руб. Очевидно, что покупатель занимает 980 руб. на 20 дней и платит 20 руб. в виде процентных платежей за ссуду. Итак, процентная ставка 20/980= 2 %. Это сравнительно немного, но учтем, что это ставка на 20 дней. В году 365/20 = 18,25 таких периодов, так что фактическая ставка по кредиту за один год использования составит:

ЕАC = = 0,365 или почти 37%

Это довольно большая процентная ставка в современных экономических условиях и, скорее всего, клиенты не будут приобретать продукцию предприятия в кредит.


Оптимальный объем дебиторской задолженности и факторы на него влияющие.

 

Итак, мы рассмотрели то, каким образом рассчитать NPV от перехода к другой политике торгового кредитования. И, как видно, найти ответ на вопрос предоставлять или не предоставлять кредит, не сложно. Гораздо сложнее найти оптимальный объем дебиторской задолженности и еще сложней рассчитать его количественно.

Для начала вспомним, что вынужденные издержки, связанные с предоставлением кредита, выступают в трех формах:

Требуемая отдача от дебиторской задолженности (C).

Потери от безнадежных долгов ().

Издержки, связанные с организацией и обслуживанием кредита.

В случае «мягкой» кредитной политики все три вида издержек растут. Если предприятие практикует жесткую политику кредитования, то все упомянутые издержки будут значительно ниже.

Однако в этом случае у предприятия будет «нехватка» кредитования, вследствие чего возникнут издержки упущенных возможностей. Издержки упущенных возможностей представляют из себя упущенную дополнительную прибыль от продаж в кредит, если кредиты покупателям не предоставляются. Эта дополнительная прибыль возникает из двух источников: роста объемов продаж, Q против Q’ и, возможно, вследствие более высокой продажной цены. Эти издержки снижаются, если предприятие проводит более либеральную политику кредитования покупателей.

Сумма вынужденных издержек и издержек упущенных возможностей отдельно взятой политики кредитования называется кривой суммарных издержек кредитования (см. рис. 6.23.).

Рисунок 6.23. Определение оптимального объема дебиторской задолженности.

 

Как показывает рис. 6.23, существует точка, где суммарные издержки минимальны. Эта точка соответствует оптимальному объему торгового кредитования и, соответственно, оптимальному объему инвестиций в дебиторскую задолженность.

Если предприятие предоставляет больше кредитов, чем этот минимум, то дополнительные денежные потоки от новых клиентов не будут покрывать вынужденные издержки от инвестиций в дебиторскую задолженность. Если же объем дебиторской задолженности ниже этого уровня, то предприятие не использует полностью потенциальные возможности доходности рынка.

Однако, в целом, издержки и прибыли от предоставления торгового кредита будут зависеть от многих факторов. К внешним можно отнести:

общее состояние экономики. От общего состояния экономики существенно зависят финансовые возможности покупателей и их платежеспособность. В кризисной экономике издержки по обслуживанию кредитов существенно возрастают. Кроме того, оказывает влияние инфляция, неплатежи, что сдвигает прямую вынужденных издержек под более тупым углом;

состояние спроса на продукцию и конъюнктура рынка. При прочих равных условиях, для предприятий, жестко конкурирующих на рынке и имеющих небольшую долю продаж, а также предприятий с избыточными производственными мощностями и низкими переменными операционными издержками, кривая издержек неиспользованных возможностей будет находиться выше, чем для предприятий монополистов, с устойчивой клиентурой;

К основным внутренним факторам относятся:

состояние бухгалтерского учета, обоснованность проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля;

политика взыскания дебиторской задолженности. Чем большую активность проявляет предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше качество дебиторской задолженности;

Некоторые факторы сложно выделить только к внешним, или внутренним, такие как:

платежная дисциплина покупателей. Объективной причиной снижения платежной дисциплины покупателей и заказчиков следует назвать кризисное состояние экономики, массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных в качестве платежных средств используются суррогаты. К субъективным причинам можно отнести неэффективность мер, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности, и льготные условия предоставления кредитов: чем более льготные условия предоставляются, тем ниже платежная дисциплина дебиторов;

правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности. С одной стороны общее состояние судебной системы оказывает существенное влияние на издержки по предоставлению кредита, а особенно при взыскании просроченной дебиторской задолженности. С другой стороны, грамотный подход при предоставлении отсрочки платежа, особенно со стороны юридической службы, существенно снижает величину издержек;

Кроме того, существенное влияние на величину издержек при предоставлении продукции, услуг с отсрочкой платежа оказывает система кредитных условий предоставляемых предприятием.

срок предоставления кредита (кредитный период);

размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию, он, как правило, находится в пределах от 30 до 120 дней. Как правило, на него влияет период производственного цикла. При прочих равных условиях, чем он короче, тем продолжительнее срок кредита.

Удлиняя срок кредита, предприятие тем самым финансирует покупателю часть его производственного цикла, укорачивая его цикл оборота наличных средств. Если же срок предоставленного кредита превышает период оборачиваемости производственного цикла, предприятие не только финансирует покупателю закупки сырья, но и часть периода оборачиваемости его дебиторской задолженности.

Среди наиболее важных факторов, влияющих на продолжительность срока кредита, можно назвать следующие:

Срок годности. Скоропортящиеся товары имеют сравнительно быстрый срок оборачиваемости. Срок кредита намного короче для таких товаров. Например, торговец свежими фруктами и овощами должен использовать условия продажи «до 7 дней». Аналогично, драгоценности могут продаваться на условиях «до 120 дней».

Потребительский спрос. Хорошо известные на рынке товары оборачиваются, как правило, быстрее. Для новых и малоизвестных товаров срок кредита должен быть значительно больше, чтобы соблазнить покупателя купить этот товар. Также продавцы могут удлинять срок кредита для стимулирования продаж сезонных товаров в несезонный период, когда потребительский спрос на них невелик.

Издержки, доходность и стандартизация. Сравнительно не дорогостоящие товары имеют более короткие сроки кредитов. То же самое справедливо для стандартизированных товаров и полуфабрикатов. Все это приводит к более низким наценкам и ускорению оборачиваемости, что определяет срок кредитования.

Кредитный риск. Чем выше кредитный риск в отношении покупателя, тем короче период, на который ему предоставляется кредит (если вообще предоставляется).

Объем закупок. Если объем закупок невелик, то срок кредита должен по возможности быть короче. Это происходит потому, что мелкими счетами труднее управлять, а сами клиенты не так важны, как более крупные покупатели.

Конкуренция. Когда продавец вынужден работать на высоко конкурентном рынке, то посредством удлинения срока кредита он может привлечь дополнительных клиентов.

Группы покупателей. Отдельно взятый торговец может предлагать разные условия покупки для разных покупателей. Торговец продуктами питания будет продавать их в рестораны, бакалейные и овощные лавки. Для каждой группы могут быть свои условия продажи. В целом, у продавца могут быть как оптовые покупатели, так и частные клиенты, и обычно двум разным группам покупателей предлагаются разные условия продажи.

Таким образом, увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскомy кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния предприятия — кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия — кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

Еще одним фактором, влияющим на величину дебиторской задолженности, является выбранный тип кредитной политики организации, который в большей мере зависит от финансового менталитета собственников и менеджеров предприятия и их отношения к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Консервативный тип кредитной политики организации направлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя такой тип политики хозяйствующий субъект не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. При этом существенно сокращается круг покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизируются сроки предоставления кредита и его размер; ужесточаются условия предоставления кредита и повышается его стоимость; используются более жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики ориентирован на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

В основе агрессивного типа кредитной политики организации лежит задача максимизации дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает подобные операции. В рамках данного типа кредитной политики хозяйствующий субъект распространяет кредит на более рискованные группы покупателей; увеличивает период предоставления кредита и его размер; снижает стоимость кредита до минимально допустимых размеров; предоставляет покупателям возможность пролонгирования кредита.


38. Управление денежными средствами

Управление денежными потоками является одной из важнейшей составляющих финансовой политики предприятия. Во-первых, денежные средства полностью отвечают за своевременную платежеспособность предприятия. Во-вторых, для эффективного управления предприятием необходимо знать основные источники поступления и направления использования денежных средств. В-третьих, с позиций текущей деятельности приходится работать не с прибылью, а с деньгами.

Денежные средства предприятия состоят из средств в кассе и на счетах в банках, доступных в любой момент для покрытия текущих обязательств. Любой хозяйствующий субъект располагает выбором: либо хранить денежные средства, либо инвестировать их, как минимум в краткосрочные ценные бумаги. И здесь кроется внутреннее противоречие. С одной стороны, наличные денежные средства обеспечивают предприятию платежеспособность (можно расплатиться с поставщиками, с работниками, заплатить налоги, рассчитаться с заемными средствами), с другой стороны, денежные средства обладают существенным недостатком – они не приносят доходов. Кроме того, они даже ежедневно теряют свою стоимость под воздействием инфляции, колебания валют.

Основной целью управления денежными активами является поддержание оптимального объема денежных средств для обеспечения постоянной платежеспособности предприятия. Временно свободные денежные средства должны быть использованы наиболее эффективным образом.

Приоритетность этой цели определяется тем, что ни большой размер оборотных активов и собственного капитала, ни высокий уровень рентабельности хозяйственной деятельности не могут застраховать предприятие от возбуждения против него иска о банкротстве, если в предусмотренные сроки из-за нехватки денежных активов оно не может рассчитаться по своим неотложным финансовым обязательствам. Однако даже при отсутствии иска о банкротстве к предприятию, несвоевременный расчет с контрагентами, персоналом может нанести значительный урон имиджу компании, и сказаться на его дальнейших финансовых результатах. Поэтому в практике построения эффективной финансовой политики управление денежными активами часто отождествляется с управлением платежеспособностью (или управлением ликвидностью).

Управление денежными средствами включает в себя несколько этапов:

анализ денежного потока;

расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл);

прогнозирование денежных потоков и их синхронизация;

ускорение денежных поступлений и контроль выплат;

оптимизация остатка денежных средств;


Анализ движения денежных средств и классификация их потоков

Для эффективного управления денежными средствами, в первую очередь, необходимо определить и классифицировать денежные потоки предприятия.

Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью.

Понятие «денежный поток предприятия» является агрегированным, включающим в свой состав многочисленные виды этих потоков, обслуживающих хозяйственную деятельность. В целях обеспечения эффективного целенаправленного управления денежными потоками они требуют определенной классификации. Такую классификацию денежных потоков предлагается осуществлять по следующим основным признакам (см. Рисунок 6. 3).

По масштабам обслуживания хозяйственного процесса выделяются следующие виды денежных потоков:

денежный поток по предприятию в целом. Это наиболее агрегированный вид денежного потока, который аккумулирует все виды денежных потоков, обслуживающих хозяйственный процесс предприятия в целом;

денежный поток по отдельным структурным подразделениям (центрам ответственности) предприятия. Такая дифференциация денежного потока предприятия определяет его как самостоятельный объект управления в системе организационно-хозяйственного построения предприятия;

денежный поток по отдельным хозяйственным операциям. В системе хозяйственного процесса предприятия такой вид денежного потока следует рассматривать как первичный объект самостоятельного управления.

По видам хозяйственной деятельности выделяют следующие виды денежных потоков:

денежный поток по операционной деятельности. Наиболее полно операционную деятельность можно охарактеризовать как деятельность, для которой создано предприятие и которая, в большинстве случаев, приносит основной доход. Характеризуется денежными поступлениями от покупателей продукции; от налоговых органов в порядке осуществления перерасчета излишне уплаченных сумм и некоторые другие платежи. Одновременно этот вид денежного потока отражает выплаты поставщикам сырья и материалов; сторонним исполнителям отдельных видов услуг, обеспечивающих операционную деятельность; заработной платы персоналу; налоговых платежей предприятия в бюджеты всех уровней и т.д. Поскольку операционная деятельность является главным источником прибыли, то она должна генерировать основной поток денежных средств. Предприятие считается финансово устойчивым, если поступлений от текущей деятельности достаточно не только для простого, но и для расширенного воспроизводства. Отрицательный денежный поток по текущей деятельности (отток денег больше их притока) свидетельствует о нехватке денежных ресурсов даже для простого воспроизводства. Предприятия, имеющие отрицательный денежный поток по текущей деятельности, вынуждены либо увеличивать кредиторскую задолженность для поддержания объема производства на прежнем уровне, либо продавать имущество и сворачивать инвестиционные программы, а в более неблагоприятных условиях — сокращать объем производства.

 


Рисунок 6. 3 Классификация денежных потоков предприятия

 

Если такая тенденция сохраняется, предприятие в будущем становится неплатежеспособным;

денежный поток по инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность – это деятельность, связанная с приобретением и выбытием долгосрочных активов и других инвестиций. Например, поступления денежных средств – продажа выбывающих основных средств и нематериальных активов, получение дохода от совместной деятельности. Расходование денежных средств – приобретение основных средств и нематериальных активов, приобретение портфеля ценных бумаг, участия в совместной деятельности предприятий, денежные ссуды предоставляемые сторонним организациям.

денежный поток по финансовой деятельности. Финансовая деятельность – это деятельность, отражающая изменения объема и состава собственного капитала и заемных средств компании. Поступления денежных средств – выпуск акций, привлечение заемного капитала. Расходование денежных средств – платежи, связанные с выкупом акций, возврат заемных средств.

 

Разделение денежных средств по видам деятельности впервые было закреплено в 1992г. в международных стандартах МСФО 7. В настоящее время разделение на текущую (операционную), инвестиционную и финансовую деятельность закреплено в «Отчете о движении денежных средств», который является обязательной формой бухгалтерской отчетности представляемой российскими предприятиями.

 





Таблица 6. 1

Бухгалтерский учет – приказ Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. № 67н Стандарт МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств»
Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др. Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других необоротных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.) Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.) Операционная деятельность – деятельность, которая приносит компании основную выручку. Потоки денежных средств, как правило, относятся к операциям, в основном формирующим чистую прибыль (убыток). Инвестиционная деятельность – приобретение и реализация долгосрочных активов и финансовые вложения, не относящиеся к эквивалентам денежных средств. Финансовая деятельность – деятельность по привлечению средств извне, которая приводит к изменениям в капитале (эмиссия ценных бумаг, кредиты и займы, их погашение, выплата дивидендов и др.).

Наибольшую сложность при разделении денежных потоков по видам деятельности представляет информация о выплаченных и полученных процентах и дивидендах. В соответствии с МСФО 7 разрешается два способа классификации процентов и дивидендов:

Выплаченные и полученные проценты и дивиденды относятся к операционной деятельности предприятия.

Полученные проценты и дивиденды обычно связанны с возвратом денежных средств от произведенных инвестиций (например, проценты по депозитам и представленным займам или дивиденды, получаемые от дочерних предприятий). Поэтому они относятся к инвестиционной деятельности.

Выплата процентов обычно связанна с полученным внешним финансированием, например, с полученными кредитами или выплаченными ценными бумагами. А выплата дивидендов связана с финансированием, полученным от акционеров в виде уставного капитала. Поэтому выплаченные проценты и дивиденды могут относиться к финансовой деятельности.11

В процессе функционирования предприятия денежные средства из одной сферы деятельности перетекают другую. Так, например, денежные потоки, создаваемые текущей деятельностью, часто переходят в сферу инвестиционной деятельности, где могут использоваться на развитие производства. Однако они могут быть направлены и в сферу финансовой деятельности для выплаты дивидендов акционерам. Также на практике и текущая деятельность часто поддерживается за счет финансового и инвестиционного направления, что обеспечивает выживание многих предприятий в нестабильной экономической среде (как правило, при этом не выделяются средства на капитальные вложения, инновационные программы и выплату дивидендов акционерам).

Более подробно притоки и оттоки денежных средств, связанных с различными видами деятельности предприятия, можно увидеть из таблицы 6.3.

Таблица 6. 2

Виды поступлений и выплат денежных средств по видам деятельности предприятия

Виды деятельности Поступления Использования
1. Текущая (операционная) От реализации продукции (работ, услуг); Авансы, полученные от покупателей (заказчиков); Зачет или возврат излишне уплаченных налоговых платежей; Все что не классифицируется как инвестиционная или финансовая деятельность. Оплата счетов поставщиков; Оплата труда; Расчеты с бюджетом; Выдача подотчетных сумм; Выдача авансов; Прочие выплаты
2. Инвестиционная От продажи основных средств и объектов незавершенного строительства; Продажа нематериальных активов; Возврат суммы основного долга по предоставленным кредитам и займам Дивиденды и проценты по финансовым вложениям Прочие поступления. Приобретение оборудования и транспортных средств; Приобретение нематериальных активов; Оплата долевого участия; Приобретение портфеля ценных бумаг; Предоставление кредитов и займов; Прочие выплаты.
3 Финансовая Дополнительная эмиссия акций; Реализация векселей; Выпуск облигаций; Привлечение кредитов и займов; Бюджетное и иное целевое финансирование; Прочие поступления. Выкуп акций; Погашение кредитов и прочих видов займов; Выплата дивидендов.

По направленности движения денежных средств выделяют два основных вида денежных потоков;

положительный денежный поток, характеризующий совокупность поступлений денежных средств на предприятии от всех видов хозяйственных операций (в качестве аналога этого термина используется термин «приток денежных средств»);

отрицательный денежный поток, характеризующий совокупность выплат денежных средств предприятием в процессе осуществления всех видов его хозяйственных операций (в качестве аналога этого термина используется термин «отток денежных средств»).

Характеризуя эти виды денежных потоков, следует обратить внимание на высокую степень их взаимосвязи. Недостаточность обьемов во времени одного из этих потоков обусловливает последующее сокращение объемов другого вида этих потоков. Поэтому в системе управления денежными потоками предприятия оба эти вида денежных потоков представляют собой единый (комплексный) объект финансового управления.

По методу исчисления объема выделяют следующие виды денежных потоков предприятия;

валовой денежный поток. Он характеризует всю совокупность поступлений или расходования денежных средств в рассматриваемом периоде времени в разрезе отдельных его интервалов;

чистый денежный поток. Он характеризует разницу между положительным и отрицательным денежными потоками (между поступлением и расходованием денежных средств) в рассматриваемом периоде времени в разрезе отдельных его интервалов. Чистый денежный поток является важнейшим результатом финансовой деятельности предприятия, во многом определяющим финансовое равновесие и темпы возрастания его рыночной стоимости. Расчет чистого денежного потока по предприятию в целом, отдельным структурным его подразделениям (центрам ответственности), различным видам хозяйственной деятельности или отдельным хозяйственным операциям осуществляется по следующей формуле:

NCF = CIF - COF, (6. 7)

где

NCF (net cash flow) — сумма чистого денежного потока в рассматриваемом периоде времени;

CIF (cash inflow) — сумма положительного денежного потока (поступлений денежных средств) в рассматриваемом периоде времени;

COF (cash outflow) — сумма отрицательного денежного потока (расходования денежных средств) в рассматриваемом периоде времени.

Как видно из этой формулы, в зависимости от соотношения объемов положительного и отрицательного потоков сумма чистого денежного потока может характеризоваться как положительной, так и отрицательной величинами, определяющими конечный результат соответствующей хозяйственной деятельности предприятия и влияющими в конечном итоге на формирование и динамику размера остатка его денежных активов.

По уровню достаточности объема выделяют следующие виды денежных потоков предприятия:

избыточный денежный поток. Он характеризует такой денежный поток, при котором поступления денежных средств существенно превышают реальную потребность предприятия в целенаправленном их расходовании. Свидетельством избыточного денежного потока является высокая положительная величина чистого денежного потока, не используемого в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия;

дефицитный денежный поток. Он характеризует такой денежный поток, при котором поступления денежных средств существенно ниже реальных потребностей предприятия в целенаправленном их расходовании. Даже при положительном значении суммы чистого денежного потока он может характеризоваться как дефицитный, если эта сумма не обеспечивает плановую потребность в расходовании денежных средств по всем предусмотренным направлениям хозяйственной деятельности предприятия. Отрицательное же значение суммы чистого денежного потока автоматически делает этот поток дефицитным.

По непрерывности формирования в рассматриваемом периоде различают следующие виды денежных потоков предприятия:

регулярный денежный поток. Он характеризует поток поступления или расходования денежных средств по отдельным хозяйственным операциям (денежным потокам одного вида), который в рассматриваемом периоде времени осуществляется постоянно по отдельным интервалам этого периода. Характер регулярного носят большинство видов денежных потоков, генерируемых операционной деятельностью предприятия: потоки, связанные с обслуживанием финансового кредита во всех его формах; денежные потоки, обеспечивающие за реализацию долгосрочных реальных инвестиционных проектов и т.п.;

дискретный денежный поток. Он характеризует поступление или расходование денежных средств, связанное с осуществлением единичных хозяйственных операций предприятия в рассматриваемом периоде времени. Характер дискретного денежного потока носит одноразовое расходование денежных средств, связанное с приобретением предприятием целостного имущественного комплекса; поступлением финансовых средств в порядке безвозмездной помощи и т.п.

Рассматривая эти виды денежных потоков предприятия, следует обратить внимание на то, что они различаются лишь в рамках конкретного временного интервала. При определенном минимальном временном интервале все денежные потоки предприятия могут рассматриваться как дискретные. И, наоборот — в рамках жизненного цикла предприятия преимущественная часть его денежных потоков носит регулярный характер.

По стабильности временных интервалов формирования регулярные денежные потоки характеризуются следующими видами;

регулярный денежный поток с равномерными временными интервалами в рамках рассматриваемого периода.

регулярный денежный поток с неравномерными временными интервалами в рамках рассматриваемого периода.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: