Специфика медико-санитарных последствий при химическом терроризме обусловлена:
– многообразием веществ химической природы, используемых при террористических актах, а отсюда разнообразие (полиморфность) вариантов и сроков развития поражений;
– использованием для террористических целей высокотоксичных веществ;
– неизвестностью вещества (особенно в первые часы после возникновения инцидента);
– внезапностью развития ситуации;
– возникновением инцидента в любом непредвиденном месте, как правило, в местах массового скопления людей (в помещениях, транспорте);
– одномоментным массовым поражением людей;
– необходимостью оказания специализированной медицинской помощи значительному числу пораженных;
– незнанием (недостаточным уровнем знаний) специалистами местных органов здравоохранения вопросов организации оказания медицинской помощи при массовых поражениях;
– низким уровнем специальных знаний по оказанию медицинской помощи при химической травме неясной этиологии;
|
|
– трудностями оперативного прогнозирования развития аварийной ситуации;
– зачастую неизвестностью путей поступления вещества (веществ) в организм;
– неопределенностью знаний до идентификации вещества о его стойкости в объектах окружающей среды, приводящей к затруднению принятия решений о необходимости (или ее отсутствии) обработки загрязненных поверхностей;
– необходимостью срочной расшифровки вещества, явившегося причиной инцидента, и экспрессного определения уровней и масштабов загрязнений, что затруднено в связи с низким техническим уровнем по индикации веществ и недостаточной подготовкой специалистов;
– возникновением паники.
Масштабы медико-санитарных последствий террористических актов могут быть весьма различными и зависят не только от степени токсичности и количества использованного химического вещества, но и от места, времени, метеорологических (микроклиматических) и других условий, а также от количества людей, оказавшихся в зоне поражения, оперативности и полноты мероприятий по их защите, эвакуации и других факторов.
Ни население, ни государственные службы не ждут применения отравляющих веществ. Население в мирное время абсолютно не защищено от ОВ и может не сразу обнаружить их действие. При этом количество пораженных в толпе, например, находящейся в замкнутом пространстве, может измеряться тысячами, как показал террористический акт в японском метрополитене. Следует отметить, что вентиляционные системы могут способствовать распространению ОВ по помещениям.
Действие различных типов ОВ на человека сопровождается крайне тяжелыми клиническими проявлениями: тяжелейшие судороги, рвота, выраженные болевые эффекты, психозы, галлюцинации и др. Таким образом, спецслужбам и медикам следует ожидать таких симптомов поражения, которые потребуют особых приемов, навыков, технических средств и просто огромных физических усилий даже при оказании первой помощи и госпитализации пострадавших. Специальные группы, оказывающие помощь пострадавшим, будут в средствах защиты, а пострадавшие — нет. Это будет оказывать крайне тяжелое психическое воздействие на людей, которые могли и не получить тяжелых поражений.
|
|
Прогнозировать количество пораженных при террористических актах с применением химических веществ практически невозможно, но предполагается, что они будут бóльшими, чем при выбросе промышленных СДЯВ.
Необходимо помнить, что организации здравоохранения, медицинские формирования и аварийно-спасательные команды, как правило, не имеют в достаточном количестве средств экспресс-индикации отравляющих веществ.
Наиболее вероятными зонами проведения террористических актов в условиях города могут являться замкнутые пространства, в которых возможно создание высоких (смертельных) концентраций ОХВ (OB): залы, здания, метро, туннели и др.
Оказание медицинской помощи. В режиме повышенной готовности (при угрозе террористической акции с применением ОВ) служба скорой (неотложной) медицинской помощи, медицинские формирования создают резервные бригады, пополняют антидоты, медикаменты. При необходимости выдвигают в район вероятного совершения террористического акта оперативные группы, необходимые силы и средства.
В режиме чрезвычайной ситуации:
– отправление специалистов в район террористического акта;
– идентификация химических агентов террористического акта;
– определение уровней загрязнения окружающей среды и степени опасности произошедшего инцидента;
– прогноз развития ситуации (масштаб инцидента, структура потерь);
– рекомендации по проведению защитных мероприятий спасателям, медицинскому персоналу, населению;
– санитарно-токсикологическая оценка мест расположения медицинских формирований;
– оказание экстренной медицинской помощи пораженным в очаге (специфическая антидотная терапия, оказание помощи по неотложным показаниям);
– оказание специализированной медицинской помощи;
– проведение обследования людей, находящихся в зоне аварии с помощью экспрессных методов и диагностических тестов в соответствии со специфическими особенностями действия вещества, явившегося причиной террористического акта;
– установление степени воздействия вещества на людей по клиническим проявлениям основного симптомокомплекса интоксикации, а также по результатам диагностического тестирования;
– установление вещества, послужившего причиной террористического акта, по данным клинико-лабораторных исследований в случае неидентифицированного химического агента;
– оценка степени загрязнения пораженных и целесообразность проведения санитарной обработки;
– проведение санитарной обработки кожных покровов, слизистых оболочек глаз, полости рта и оценка ее эффективности;
– выдача рекомендаций врачам лечебно-профилактических учреждений в районе инцидента.
Первыми признаками применения террористами ОВ в местах массового скопления людей являются:
– разлив неизвестной жидкости по поверхности;
– появление капель, дымов и туманов неизвестного происхождения;
– специфические посторонние запахи;
– крики о помощи, возникшая паника, начальные симптомы пора-жения;
– показания приборов химической разведки и контроля (при их наличии).
Обеззараживание (дегазация) закрытых помещений и открытой местности, зараженных парами аммиака, бромацетона, бромметана, бромциана, метилмеркаптана, сероуглерода, синильной кислоты, фосгена, хлора, хлорацетона, хлорпикрина и хлорциана не требуется. Помещения проветриваются. Решение о дегазации закрытых помещений и участков местности, загрязненных парами, аэрозолями и каплями азотистых ипритов, зарина, иприта, люизита, CR, CS и хлорацетофенона принимается в зависимости от показаний приборов химической разведки и контроля.
|
|
В случае совершения террористического акта с применением ОВ задачами первоочередной важности будут являться незамедлительное и эффективное проведение экстренных мер по защите населения:
– своевременная эвакуация из зон возможного загрязнения;
– использование средств индивидуальной и коллективной защиты;
– своевременный розыск, сбор, вывоз пораженных и оказание им первой помощи;
– постоянное информирование населения об обстановке и разъяснение им правил поведения.
Принципы проведения лечебно-эвакуационных мероприятий (в том числе и медицинской сортировки) такие же, как при химических авариях.
Таким образом, защита населения в ЧС — это большой и сложный комплекс мероприятий. Для его успешного проведения необходимо заблаговременно спланировать мероприятия с учетом имеющихся угроз, подготовить персонал для участия в ликвидации последствий ЧС, создать необходимый запас сил и средств, в том числе коллективных и индивидуальных средств защиты.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом степени реальной опасности возникновения ЧС и экономических возможностей и иных характеристик.
Важно, чтобы личный состав ГСЧС был обучен выполнению своих обязанностей в условиях различных ЧС в мирное и военное время, а население умело пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты.