Фрагментарность и нерасчлененность исторических знаний

Г.

Лекция. 2 часа

  Тема7.Методика формирования исторических знаний представлений у умственно отсталых учащихся

Вопросы:

Специфика исторических знаний

Особенности усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта

Литература

1. Василевская В.Л. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. М., 1960.

2. Голикова Е.Т. Особенности понимания исторического материала учащимися старших классов вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И. Данилкина. Л., 1971. С. 16–23.

3. Лурье Н.Б. Вопросы преподавания истории во вспомогательной школе. В сб.: Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под ред. М.И. Кузьмицкой. М., 1964. С. 9–17.

4. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

Специфика исторических знаний

Прежде чем говорить об особенностях усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта, надо четко представлять, что же такое исторические знания? В чем их специфика по сравнению с математическими, грамматическими или иными знаниями?

Знания – это главный элемент содержания исторического образования в специальной (коррекционной) школе. Они концентрируют в себе социальный опыт человечества и нужны для правильного понимания многообразия, сложности и противоречивости событий и явлений современной жизни. Знание истории – важный фактор воспитания личности и формирования мировоззрения учащихся.

Компоненты исторических знаний:

1.первый компонент структуры исторических знаний – исторические представления.

2.второй компонент исторических знаний – исторические понятия.

3.третий компонент структуры исторических знаний- исторические факты

 В структуру исторических знаний входят способы действия с историческим материалом. Школьники изучают исторические факты, воспроизводят и учатся применять ранее полученные знания. На основе знаний о способах действия ученики овладевают определенными умениями и навыками, повышается уровень их познавательной деятельности.

Содержательная сторона исторических знаний - события и явления социально-экономической жизни (развитие хозяйства в разные исторические эпохи, положение различных социальных групп и классов); политические события и процессы (развитие революционного движения, борьба за независимость); достижения культуры (деревянное и каменное зодчество, развитие живописи, книгопечатание и т. п.).

В специальной (коррекционной) школе изучается элементарный курс истории

Условия изучения исторического материала:

1. Изучение жизни и деятельности людей должно вестись в хронологической последовательности с одновременным выяснением влияния изменений в труде на движение общества вперед.

2. Событие должно быть всегда отнесено к соответствующему месту и времени.

3. Учащихся следует постоянно подводить к выводу о том, что все перемены в обществе совершаются не сами собой, а являются результатом действий многих людей, среди которых важное место занимают выдающиеся исторические деятели.

Понимание и усвоение исторических знаний – процессы связанные между собой. Степень понимания изучаемого материала накладывает отпечаток на глубину, прочность усвоенных знаний. Наиболее полную и систематизированную характеристику понимания учебного материала учащихся с нарушением интеллекта дает В.Я. Василевская [1].

Исторические события и явления, которые учащиеся получают на уроках, зачастую отдалены от сегодняшнего дня на годы, десятилетия, века, поэтому с трудом воспринимаемыми учениками специальной (коррекционной) школы нередко остаются абстракциями.

«Учитывая, что основным недостатком познавательной деятельности умственно отсталых детей является нарушение отвлечения и обобщения, т. е. таких процессов, которые являются первостепенными при восприятии исторических знаний, можно понять сложность обучения историческому материалу наших учащихся», – отмечает Е.Т. Голикова [2. С. 16].

Чтобы помочь учащимся с нарушением интеллекта усвоить минимум исторических знаний, предусмотренных программой, учитель должен продуманно организовать их деятельность на уроке. Для этого ему необходимо четко представлять особенности усвоения исторических знаний учащимися специальной (коррекционной) школы.

Особенности усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта

Склонность к чувственному усвоению исторических знаний.

Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта является склонность их к чувственному познанию мира (работы В.Г. Петровой, И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф и др.). Вводя школьников в мир сложных общественных отношений отдельных эпох, учитель должен обеспечить условия для возникновения у них соответствующих ощущений (зрительных, слуховых, осязательных), т. к. от остроты и силы этих ощущений будет в определенной степени зависеть правильность восприятия новых исторических сведений. Учитывая особенности восприятия учащихся специальной (коррекционной) школы, учителю надо давать особенно точное и экономичное описание изучаемых исторических фактов, одновременно отграничивая их от иных объектов познания.

Фрагментарность и нерасчлененность исторических знаний.

В результате длительного поражения участков коры головного мозга и недостаточного развития способности избирательно черпать информацию из окружающего мира, учащиеся специальной (коррекционной) школы даже в старших классах, с трудом осуществляют мыслительные операции, требующие хотя бы элементарной систематизации, т. е. расчленения того, что известно на отдельные сходные явления, выделения группы фактов, по одному конкретному признаку. В результате этого они легче усваивают отдельные слова, предметы, яркие впечатления, не умея самостоятельно найти их место в целом событии или явлении.

Характерный пример, связанный с фрагментарностью исторических знаний учащихся с нарушением интеллекта проводит Н.Б. Лурье в статье «Вопросы преподавания истории во вспомогательной школе». Он пишет: «В 7 классе ученики знакомились с жизнью крепостных крестьян. Из рассказа учителя они узнали о том, что собой представляло жилище крестьянина – ветхая изба с покосившейся соломенной крышей, из постаревших от времени полусгнивших бревен, с топкой «по-черному», когда из-за отсутствия печной трубы дым выходил прямо в окна и двери, оставляя в помещении черный налет копоти.

Изученный материал закрепляется на киноуроке. Ученики видели быт крепостных крестьян, их тяжелый труд и бесправное положение, они также видели крестьянское жилище. Материал киноурока сопровождался такими же объяснениями, какие давались и во время предварительного урока.

На следующем уроке ученица так характеризовала жилище крестьян: «Крестьяне жили в бедных старых избах без окон, без дверей и труб». Первая половина ответа обедненно, но правильно передает смысл, во второй половине заключена нелепость. Но когда внимание ученицы больше обращено на эту часть ответа и ее спросили, действительно ли она видела на картине, что избы крестьян были без окон и дверей, то ученица уверенно отказалась от такого определения и заявила, что, конечно, у избушки имелись и окна, и дверь.

Почему же девочка дала раньше бессмысленный ответ? Как известно, ученики специальной (коррекционной) школы воспринимают материал фрагментарно, у них нарушена способность к целостному, обобщенному восприятию. В данном случае ученица «выхватила» несколько таких фрагментов, которые она затем механически соединила.

В самом деле, когда детям объяснялось отопление «по-черному», то указывалось на отсутствие печной трубы, говорилось, что дым выходил через окна и дверь. Таким образом, в сознание ученицы образовалась и закрепилась связь «окна – дверь – труба». Кроме того, у девочки стойким было представление, что крестьяне жили плохо, бедно, что у них ничего не было. Таким образом, раз крестьяне жили плохо, раз у них ничего не было, то девочка при закрепившейся в ее сознании связи «окна – дверь – труба» с легкостью сформулировала ответ: «В избах не было ни окон, ни дверей, ни труб» [2. С. 13–14].

Следовательно, учитывая эту особенность учащихся с нарушением интеллекта, учитель должен давать точное описание исторических фактов, отграничивая их от иных объектов познания, не задерживаться на отдельных, хотя бы и очень ярких признаках, давать, главным образом, только те, которые выявляют сущность исторического события или явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: