Нравственность, мораль, этика

Введение

Наука не стоит на месте. Исследования и открытия в разных областях привели как к положительным, так и негативным последствиям. Не секрет, что крупнейшие открытия в физике, химии, биологии прошлого века привели к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения, экологическому кризису. Исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. И как следствие существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью. Если раньше это относилось к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой. Но кто и как может определить негативные последствия будущих исследований?

Постановка этических проблем современной науки, таких как отношение ученых к проблеме ответственности за соблюдение норм научной этики, очень часто обсуждается в научных сообществах.

Этика научного сообщества определяет ряд ограничений, связанных с ведением научного поиска и соотнесением научных исследований с правами человека. К ним относятся запреты на различные виды научных исследований, которые предполагают использование негуманных методов проведения экспериментов и проведение социально опасных исследований.

В процессе проведения научного исследования ученый может допустить научную ошибку, но для ученого недопустимо проводить исследование, сознавая, что гипотеза и научная база являются предметом фальсификации.

Несоблюдение норм научной этики приводит к лишению возможности для ученого, допустившего нарушение этического свойства, участвовать в работе научного сообщества. Этические принципы необходимо соотносить с каждой научной идеей как на этапе замысла и обсуждения, так и на этапе ее реализация. Но этические нормы также подвержены изменениям, как и любой продукт общественной деятельности. В таком случае ответственность ученого кратно возрастает, поскольку ему будет необходимо выравнивания этической границы от уровня, предшествующего проведению исследования, до нового уровня, с тем, чтобы результаты его исследования могли быть адекватно восприняты научным сообществом.

В своей работе я рассмотрю понятие этики, морали и нравственности применимо к научным исследованиям. Исследую проблемы научной этики.

Нравственность, мораль, этика

Что же такое мораль, нравственность, этика? Этика есть учение о морали. Мораль - это предмет этики. Этика возникла в лоне философии и существует по настоящее время как философское учение и философская учебная дисциплина. Кроме понятий «мораль» и «этика» в русском языке употребляется и термин «нравственность». В истории этики нравственность иногда трактовалась, как нечто отличное от морали. Так, Гегель делит этику на три части: абстрактное право, мораль и нравственность. Первое охватывает внешнее поведение, второе вскрывает внутреннюю сущность особой воли субъекта. Нравственности Гегель придавал более высокий смысл, рассматривая ее как идеал, как долженствование и критическое отношение к социально-историческим явлениям.

Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.). Крупнейшими этиками в истории человечества были Платон (428-328 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Сенека (4 до н.э. - 65 н.э.), Марк Аврелий (121 - 180), Августин Блаженный (354 - 430), Б. Спиноза (1632 - 1677), И. Кант (1724 - 1804), А. Шопенгауэр (1788 - 1860), Ф. Ницше (1844 - 1900), А.Швейцер (1875 - 1965). Этикой занимались все крупные русские мыслители.

Наиболее значительные работы по этике оставили св. Тихон Задонский (1724 -1783), св. Феофан Затворник (1815 - 1894), Вл.С. Соловьёв (1853 - 1900),Н.А. Бердяев (1874 - 1948), Н.О. Лосский (1870 - 1965). Мировое значение приобрели нравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, моралистов Моисея, Будду, Конфуция, Иисуса, Мухаммеда.

Научная этика -- совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.

К этике науки относится и моральная оценка собственно познавательной деятельности, ее мотиваций и организации в науке. Для характеристики этой проблематики принято использовать термин «этос науки», введенный Р. Мертоном.

Попытка сделать этику «научной», оторвав её от такой философии сделав из этики строго верифицируемую научную дисциплину, приводит к тому, что из этики уходит мораль и остаётся «этика без морали».

Научная этика -- совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.

Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа: коллективизм, универсализм, бескорыстность и организованный скептицизм.

Коллективизм -- результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.

Универсализм -- оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.

Бескорыстность -- при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.

Организованный скептицизм -- исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

Существуют также ещё два принципа: самоценность истины и ценность новизны. Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах.

Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Данный моральный принцип в реальности нарушается. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жесткость санкций за нарушение этических принципов науки.

Этика лежит в основании науки. Она первая область духовной культуры, возникшая вместе с человеческим обществом. А вот наука возникла гораздо позже, причем не из этики

Проводя научные исследования, люди постоянно судят о происходящем, о других людях, об их поступках, и часто выносят свои суждения, свои приговоры, которые могут быть справедливыми и нравственными, только если они объективны.

Объективно - это значит рассматривать предмет, явление, отстраняя все личное, преодолевая свои предрассудки; вникать, исследовать и понять, «как это все есть на самом деле», а не так, как ведется с первого взгляда или хочется, чтобы было, опираться на факты и логику, а свои предубеждения и мнения авторитетов. Чужие мнения, как и свое собственное, нужно воспринимать с той же объективной критичностью. Это требование объективности составляет основу научной позиции, без него научная деятельность невозможна. Гёте писал: «Всякий исследователь должен смотреть на себя как на вызванного в суд присяжного заседателя. Его долг -- со вниманием следить, насколько полно доложено дело и как доклад подкреплен доказательствами. После этого он приводит к краткому итогу свое убеждение и подает голос, независимо от того, совпадает ли оно с мнением докладчика или нет. Научная позиция - позиция исследователя, который распространяет моральные позиции на все явления в процессе исследования. Человечность, ответственность и преданность истине - вот что определяет нравственность. мораль этика честность нравственность

Когда человек знает истину, он имеет больше возможностей, свободы.

Борьба истины и лжи ведется с древних времен. Объективная и моральная правда не могут быть без истины. Ведь не случайно английском языке правда и истина обозначаются одним словом «truth».

Истина -это данность, которая имеет место, хотим мы этого или не хотим, на что человек не может повлиять Наука в существе своем состоит в систематическом разыскании и утверждении истины. Поэтому для науки, для научного мировоззрения, для ученого вопрос об истине является основным. Именно через истину осуществляется внутренняя связь науки и этики. Наука не дает оценок, она констатирует. Истина доказывают, но не внушают, не добиваются приказом, силой -- ничем, что подавляет свободный критический дух человека. В этом состоит специфический гуманизм науки.

Важная моральная проблема, лежащая вне самой науки, но необходимо предшествующая научному исследованию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допустимо искать истину?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: