Этические проблемы науки 20-21 вв

Этические проблемы современной науки настолько актуальны и значимы, что не могут быть отдельно от научных исследований. Этос науки -- это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. Современная техника помещает человека в неестественные условия, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Современный мир очень технологизирова. Человек сам окружил себя предметами техники, они составляют его досуг и образ жизни, даже творческие способности современного человека также проявляются с учетом законов окружающей техносреды. Возникает противоречие между исконными нормами этики и необходимостью технического бытия человека, которое влечет за собой обширный этических проблем мира искусственного.

Все это приводит к тому, что объектом воздействия становится сам человек, что создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Многообразные этические проблемы в наиболее общем виде можно разделить на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники; особое место занимают проблемы этики ученого.

Особенности этики научных работников

Профессиональная этика в сфере науки требует высокой оценки роли науки в жизни общества. Профессиональный этос ученого неразрывно связан с мировоззрением, общественной моралью, необходимостью отстаивать истину и добиваться использования научных достижений на благо, а не на зло людям.

Профессиональная этика формирует готовность правильно воспринимать критику и при необходимости пересматривать ошибочные представления, независимо от того, насколько крепки традиции; способность сочетать научную добросовестность с личной честностью исследователя; осуждает стремление адаптировать результаты исследований в зависимости от карьеристских рассуждений. Она осуждает украшение фактов для подтверждения тех или иных положений, присвоение чужих данных и научных идей, создание монополий той или другой научной школы, подмену свободы творческих обсуждений проявлением верности «научному клану» и т.д.

Требования этики науки редко формулируются в виде кодексов, как правило, они усваиваются каждым ученым в процессе его профессиональной подготовки и деятельности. Они охватывают различные виды деятельности ученых, подготовку и проведение исследований, публикацию полученных результатов, проведение научных дискуссий, экспертизу полученных коллегой данных.

В современной науке особую остроту приобрели этические проблемы взаимоотношений науки и ученого с обществом, то есть социальная ответственность ученого. Для того, чтобы заниматься научной деятельностью, необходима моральная поддержка со стороны общества, поэтому вопросы о моральном оправдании и обосновании таких занятий обсуждаются постоянно. Но в эпоху научно-технической революции науки и масштабов ее социальных эффектов, проблемы ответственности ученого перед обществом особенно заострились и наполнились новым содержанием. Социальная ответственность ученого на современном этапе научного прогресса выражается, в первую очередь, в стремлении предвидеть нежелательные для человека и человечества последствия, потенциально заложенные в результатах его исследований, а также в информировании общественности о возможности такого рода последствий и путях их предупреждения.

Кодекс научной этики

Этика в науке - это система моральных требований, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения в действиях ученых, поощрения и морального наказания.

Каждый ученый, связавший свой жизненный путь с научной деятельностью, направленной на получение знаний посредством научных методов, ради достижения высоких научных результатов обязан придерживаться известных принципов поведения в научном сообществе. Эти принципы определяются совокупностью морально-этических ценностей, присущих данному виду творческой деятельности. Обобщенные и систематезированные принципы поведения ученого с точки зрения морально-этических ценностей составляют своеобразный «Кодекс научной этики».

Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности.

Этические вопросы в науке могут возникать по разным причинам. Это нереализованные идей, которые желательно воплотить в жизнь; конфликты, в которых следует выступить посредником; необходимость ограничить и исправить сомнительное или непрофессиональное поведение и т.д. Цель Кодекса этики - не ограничение или наказание, а содействие внимательному и ответственному отношению к ежедневно возникающим ситуациям и проблемам.

Кодекс научной этики, рассматривая научную деятельность как активность, направленную на получение и прогресс знаний посредством научных методов, активизирует общепризнанные принципы поведения ученого, совокупность морально-этических ценностей, свойственных научной деятельности, а также своеобразный каталог тех поступков ученых, которые позитивно оцениваются с моральной течки зрения. Кодекс научной этики основывается на правах и обязанностях научных работников, признанных международным сообществом, и основных принципах: стремление к знаниям и поиск истины; свобода творчества; коллегиальность; подотчетность; справедливость и честность.

Основные права и обязанности ученых, сформулированы в «Рекомендации относительно статуса работников науки», принятой 18 Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в Париже 20 октября 1974 г следующим образом:

- принимать активное участие в определении путей развития науки и техники, а также направлений их использования в интересах человечества: анализировать необходимые социальные условия в каждом конкретном случае и информировать общественность о возможных социальных последствиях; участвовать как в подготовке, так и в реализации принятых решений, их контроле и анализе их последствий;

- проводить научные исследования и передавать свои профессиональные знания; вмешиваться и проявлять инициативу при выборе предмета и методов исследования, при обеспечении доступа к источникам информации, необходимой для выполнения своих обязанностей; выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведением научных исследований;

- общаться и обмениваться информацией, полученной как в ходе собственных исследований, так и из внешних источников; сотрудничать и содействовать здоровой конкуренции между работниками науки, распространению знаний в гуманных целях; использовать современные средства коммуникации для обеспечения доступа к научной информации и стимулирования дискуссий, как в рамках научного сообщества, так и в масштабах общества в целом, содействовать конструктивному диалогу с людьми, ответственность которых распространяется на другие сферы (СМИ, политика, экономика и т.п.), чтобы облегчить общественное признание моральной ценности научно-технических достижений;

- создавать, использовать и распространять знания, как индивидуально, так и сообща, благодаря контактам и сотрудничеству - прямая обязанность научных работников перед будущими поколениями;

- обеспечивать свою роль собственной научной деятельностью. Здесь имеется в виду: доверие в процессе работы и признание достижений в научной и общественной деятельности ко всем научным работникам и особенно к молодежи и женщинам; возможность для научных работников, мужчин и женщин, строить свою научную карьеру независимо от семейных и родительских обязанностей, создание равных условий и возможностей для их профессионального роста; вознаграждение в соответствии с квалификацией и результатами работы; - изменять социальное окружение людей и природную среду, считая развитие человека и охрану природной среды определяющими критериями при выборе форм использования научного знания.

Научная честность

Научная честность обусловливает этические ценности, которыми должны руководствоваться работники науки.

Благодаря достижениям науки, человечество больше узнает о мире, открывает новые истины, исправляет ошибочные представления и концепции. Благодаря процессу обучения и свободным научным дискуссиям работники науки стараются поддерживать стремление к обучению и содействовать ему, распространять знания, преодолевать невежество.

Поскольку стремление к знанию и поиск истины жизненно важны для научной и научно-педагогической деятельности, то сознательная нечестность - чрезвычайно опасна для развития человечества. Даже тогда, когда нечестность не причиняет серьезного материального ущерба, она подрывает значение проведенных исследований и создает негативный имидж ученых в глазах общества.

Правила и положения о честности в научных исследованиях и научном творчестве действительны для всех работников науки, причастных к научной и научно-педагогической деятельности.

Авторское право: Авторами признаются только те работники науки, которые внесли весомый интеллектуальный вклад в определенный научный труд.

Нарушениями этики в научных исследованиях считаются: фальсификация, переделка и плагиат; непризнание авторства или весомого интеллектуального вклада в научный труд; использование новой информации, идей или данных из конфиденциальных рукописей или приватных бесед; использование архивных материалов с нарушением правил использования архивных документов; несоблюдение государственного законодательства, уставов и коллективных договоров академий, высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций; условий безопасности научного труда.

Не считаются нарушениями этики в научных исследованиях деяния, свойственные исследовательским процессам, а также несфальсифицированные (неосознаваемые) исследовательские ошибки, конфликт данных, разные толкования и интерпретация полученных результатов и экспериментальных разработок.

Каждый работник науки имеет право на продукт - результат собственного интеллектуального труда, при этом он не должен ограничивать доступ к результатам для тех, кто помогал ему при проведении исследования.

Работник науки должен быть открытым для критики, советов и пожеланий.

Необходимо, чтобы научный коллектив должным образом относился к информации, которая считается конфиденциальной. Однако нормы конфиденциальности не должны выступать препятствием для распространения информации об объективности оплаты научного труда в коллективе.

В процессе развития науки этика постоянно меняется. Вместе с тем для нее характерна преемственность, сохранение ключевых этических ценностей. В нормах этики науки воплощены, в первую очередь. Общечеловеческие моральные требования и запреты, конкретизированы особенности научной деятельности. Так, плагиатора можно квалифицировать как нарушителя заповеди «не кради», а фальсификатора, умышленно искажающего данные эксперимента, - заповеди «не обманывай».

Кроме того, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических ценностей ее самой. Первая среди них - бескорыстный поиск и отстаивание истины. И поскольку не всегда удается оценить истинность полученных данных, нормы этики не требуют, чтобы результат каждого исследования обязательно давал истинные знания. Достаточно, чтобы этот результат был новым, обоснованным.

Научные достижения были бы невозможными без взаимного доверия между теми, кто в этой деятельности участвует. Поэтому нарушения норм научной этики закономерно нуждаются в моральных санкциях со стороны научного содружества, которые могут быть, слишком ощутимыми для нарушителя вплоть до исключения его из научного коллектива.

Важными пунктами в сфере этики ученых являются:

- корректное определение авторства;

- недопустимость плагиата, ориентированность на новизну;

- недопустимость фальсификации эксперимента, научного открытия;

- корректное цитирование, корректные ссылки;

- корректность в научной полемики, недопустимо оскорбление оппонента;

- научная добросовестность при проведении экспериментов, построение научных теорий;

- осознание личной профессиональной ответственности;

- осознание моральной ответственности ученых за негативные последствия.

Наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он, интенсивно занимаясь научной деятельностью, отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые значительно преувеличивают свой личный вклад в науку, сравнивая свою деятельность с деятельностью своих коллег, что также порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет нарушение научной корректности и научной этики. В сферу этики науки попадают и проблемы бытия ученых. Строго говоря, ученый ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

Создание атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения, заставляет считать приоритетными и первостепенными задачи гуманитарного контроля над наукой. Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными уже в 1938 г. в силу открытия расщепления атома урана, сопровождавшегося выделением огромного количества энергии.

Этические проблемы, проистекающие из области биологии, указывают на опасность абсолютизирования биологизаторских тенденций, в рамках которых признаются врожденными многие отрицательные черты человека -- насилие, угроза, вражда, войны, а также стремление к карьерному росту, лидерству, инстинкт власти и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии различий полов на умственную деятельность. генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями.

Биоэтика

Биоэтика порождение западной цивилизации конца XX века. На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. Некоторые из них вызваны отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач -- пациент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, лишается индивидуальных и социальных качеств. В настоявшее время вырабатываются основные критерии, допускающие экспериментирование на человеке. Исследователь биоэтики Б. Юдин обратил внимание на то, что современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни.

Биоэтика пытается ответить на тот морально-мировоззренческий запрос, который порождают медико-биологические исследования, и сегодня уже можно говорить о наметившихся позициях.

Две старые мировоззренческие традиции - религиозно-идеалистическая и материалистическо-натуралистическая - равно остановились у порога Жизни и Смерти. Человек все чаще отказывается себя понимать как «пассивный» материал в руках высших сил (Бог, Природа) и все более укрепляется в оценке себя целеноправленного “творца” техники, своей жизни, самого себя. Так, П. Сингер отмечает, что «биоэтика - это дисциплина, которая обсуждает ценность тех этических доктрин, которые зачастую окружены ореолом святости»

Т. Энгельхарт полагает, что «сегодня проблема заключается в том, чтобы создать для решения биомедицинских проблем такую этику, которая обладала бы авторитетом рациональности и выступала от имени всего разнообразия точек зрения на мораль. Эта проблема приобретает сегодня особую актуальность, если иметь в виду крах многих традиционных ценностей».

Один из стандартов связан с реанимационной практикой. Совершенствование реанимационных методик превратило умирание в длительный механизированный процесс. поставив новый для человека морально-этический вопрос: кто в данной ситуации должен принять решение о смерти - сам умирающий, врачи или родственники? Данная реальность в значительной степени способствует формированию у медицины, наряду с традиционной здравоохранительной новой функции - смертеобеспечения. Эта функция прочно закрепляется развитием трансплантологии, ибо основным источником биоматериала - человеческих органов, подлежащих трансплантации, являются терминальные пациенты - terminus (конец. предел).

Обесценивание и вытеснение многих традиционных ценностей возможно и ожидаемо при условии неограниченного и массового распространения методик искусственного оплодотворения - «асексуального размножения».

Транссексуальная хирургия - ещё одно медицинское нововведение. Оно возникло как следствие широкого правозащитного движения, и в частности новых подходов к сексуальности человека. Транссексуальная хирургия, которая, как правило, сопряжена с подавлением функции продолжения рода, косвенно, но все же существует в режиме обеспечения сексомоторной сексуальности, то есть стандарта «анормальность».

Практика генетической диагностики приводит к вопросам: что такое здоровая наследственность, хороший или плохой ген, существует ли мера допустимых для общества аномалий? Неудивительно, что генные технологии называют «новым социальным оружием».

Православие полагает, что биомедицинские технологии не столько ставят новые, сколько усиливают и обостряют традиционные моральные проблемы. Современные представители католицизма, протестантизма, а также и иудаизма, ислама, буддизма активно включились в работу Совета Европы по выработке рекомендаций по вопросам биоэтики.

Евгеника

Термин «евгеника» (от греческого eugenes - хорошего рода) был предложен в 1869 г. Ф. Гальтоном в книге «Наследственность таланта, его законы и последствия». Еще в Древней Спарте занимались евгеникой, тогда она состояла в том, что родившихся больных или с аномалиями детей убивали.

Евгеника ставила перед собой две разные задачи. Первая - улучшение человеческой «породы», за счет приближения среднего уровня к уровню лучших ее представителей. Это позитивная евгеника. В современную эпоху это направление обычно ассоциируется с именем Ф. Гальтона. Другая задача - удаление из генофонда явно вредных аллелей, например, при близкородственных браках. Это негативная евгеника. Идеи позитивной евгеники были использованы расистами и реакционерами, в особенности теоретиками и практиками фашистской и «расовой гигиены» и геноцида.

В нашей стране евгеника решала сугубо научные задачи. Причем наши ученые полностью отвергали насильственное улучшение природы человека

Г. Мёллер предлагал вести контроль за размножением людей и отбор для улучшения генофонда человечества, а затем проводить искусственное осеменение женщин, создавать искусственные банки генов. Эти идеи встретили возражение у ряда видных генетиков (Т. Добжанский, Дж. Бидл, Б. Гласс и др.). Однако у евгеники нашлось и много сторонников среди ученых причем от теории, они перешли к практике. Друг Г. Мёллера - американский бизнесмен Р. Грем. создал банк для хранения спермы и нашел женщин, согласившихся участвовать в эксперименте по созданию «суперлюдей».

Сегодня подобные проекты зачастую связываются с возможностями применения к человеку методов генной инженерии, клонирования и т.д. Но не надо забывать, что селекция жестокий процесс и будущее человека получит огромные возможности, вероятнее всего, благодаря использованию изменчивости генофонда. а не стандартизации некоторой формы - Homo sapiens.

Очень своебразно трактовал проблему этики генетического контроля П. Рамсей в книге «Фабрикуемый человек». Он утверждал, что остается лишь один метод предотвращения грядущей генетической катастрофы, и этот метод, нравится ли он нам или нет есть метод целеноправленного контроля над воспроизводством людей. Он выдвинул два предложения. Во-первых, прямое наступление на вредные генетические мутации («генетическая хирургия»). Во-вторых, Рамсей допускает возможность евгенических мер, но при строгом этическом контроле. Евгеника по мнению Рамсея, должна быть соединена с христианскими принципами.

О том что между этикой вообще и наукой. особенно в ее прикладном значении пролегает все большая пропасть говорит следующее. Так, американский генетик Дж. Ледерберг, разрабатывая «технологию копирования людей», стремился доказать ее преимущество перед генной инженерией, поскольку в первом случае дело касается репродуцирования уже известных генотипов, а во втором - создание новых, что связано с опасностями и риском.

В книге М. Эбона «Клонирование человека: прекрасная новая надежда или новый ужа?» широко обсуждаются подобные проблемы. Эбон заявляет, что у человечества есть довольно большие основания рассматривать клон в качестве «чудовища», а людей, создающих его, как «сумасшедших ученых», действия которых направляются «дьяволом». Причину он видит в изменении характера самой деятельности ученого-исследователя, в погоне за деньгами, и субсидиями, в узкой специализации, во власти бюрократии. Подобное положение привело к тому, что между человеком и биомедицинской науки пролегла глубокая пропасть. Эбон утверждает, что уже сейчас в обстановке секретности ведут исследования по клонированию «рас господ» (людей обладающих финансовыми возможностями), а также эксперименты по клонированию ценных представителей домашних животных.

Дж. Уотсон в одном из выступлений, опубликованном в приложении к книге Эбона отмечает, теоретически все формы жизни на уровне высших животных могут в конечном итоге быть воспроизведены путем клонирования. Если мы не начнем думать над этими проблемами уже сегодня, то может весьма скоро наступит день, когда мы окажемся лишенными возможности принимать свободные решения, делает вывод Уотсон.

Существуют резкие противники любого вмешательства в генетику человека. Они полностью осуждают это направление научных поисков. Но наиболее распространена на Западе оказывается позиция принципиальной защиты идеи генетического контроля в определенных этических рамках.

Дж.Флетчер считает оправданным любой генетический контроль, если он может помочь избавить человечество от генетических уродств и болезней. Флетчер проводит мысль о том, что любое средство оправданно, пока оно служит достижению поставленной и одобренной цели, если же эта «гармония» нарушается, то средства рассматриваются как неадекватные. Такой подход разрушает все преграды, все ограничения на пути научного исследования человека и генетического контроля, и прежде всего этические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: