Различия между традиционным и современным уроком

ЛЕКЦИЯ №1

Формы организации обучения. Урок географии. Особенности и тенденции развития современного урока и его отличие от традиционного.

План:

Введение

Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.

Различия между традиционным и современным уроком.

Введение

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в установленном порядке. В настоящее время в подавляющем большинстве школ распространена классно-урочная система обучения.

Выбор формы организации обучения определяется целями обучения, особенностями содержания учебной дисциплины, местом и временем работы школьников, их возрастом.

Формы обучения географии разнообразны и объединяются в 2 группы:

1)урочные

2)внеурочные

 К первой группе относят урок и лекционно - семинарско - зачетную систему обучения, которая развивается в рамках урока.

Во-второю группу входят учебные экскурсии, олимпиады, экзамены, дополнительные занятия, общественные смотры знаний, домашняя работа учащихся.

По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся различают фронтальную, индивидуальную и групповую формы организации учебной деятельности.

Выделяют также уроки нетрадиционные: урок -деловая игра; урок- путешествие; урок-ярмарка и др.

Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.

  Главной формой является урок.«Урок»-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

М.Н.Скаткин

 Урок - динамичная и вариативная форма организации обучения. В нем заложено два противоборствующих элемента: нормативность и творчество. Урок олицетворяет собой единство этих противоположностей. Поэтому творческий подход к уроку предполагает хорошее знание ненормативных начал.

 К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся по расписанию, в строго ограниченное время при обязательной работе учащихся под руководством учителя.

 Самый существенный признак урока - организация учебной деятельности школьников, обучение самостоятельному добыванию знаний, привитие навыков самостоятельной работы.

 Урок географии имеет много аспектов. В нем взаимодействуют все элементы учебно-воспитательного процесса:

цели, содержание, средства, методы, формы.

 Стержень урока - процесс формирования личности средствами содержания учебной дисциплины, а основа урока - единство деятельности учителя и учащихся.

 В настоящее время методика урока основана на организации самостоятельной деятельности. Роль урока определяется еще и индивидуальным подходом к учащимся, с учетом особенностей класса и отдельных групп учащихся.

К наиболее важным вопросам организации урока относится соотношение деятельности учителя и учащихся, т.к. занятость учеников класса продуктивной работой на протяжении всего урока - одно из основных условий достижения его эффективности.

 Результатам урока уделяют особое внимание, т.к. в них выражается приращение у учащихся знаний, умений, навыков. Оно выражается в овладении новыми знаниями, приемами, правилами мышления, навыками культуры труда, в обогащении эмоциональной сферы, в формировании идей, взглядов, интересов, стремлений.

Различия между традиционным и современным уроком.

1) Цели урока.

 В современной дидактике, на которую опирается методика обучения географии, выделяют 4 группы задач:

1. Задача усвоения знаний.

2. Формирования умений.

3. Воспитание творческих способностей.

4. Задачи, связанные с достижениями эмоционального отношения к тем ценностям, которые воплощены в изучаемом материале.

Эти задачи рассматривают как способы, методы и средства достижения целей, стоящих перед темой, разделом, курсом.

Цели традиционного урока связаны с усвоением школьниками знаний и умений, воспитание при этом осуществляется спонтанно по ходу обучения.

Цели современного урока - формирование и развитие личности школьников в опоре на использование всех компонентов образования. Они направлены на развитие мотивов учения, мышления и способностей школьников, на развитие восприятия, памяти, речи, воображения.

 При постановке целей конкретного урока необходимо ответить на три вопроса:

1. Что должно быть усвоено?

2. Какие особенности личности они обеспечивают, развивают?

3. На какие ценности должно быть ориентировано содержание?

Цели урока - это система ценностей, которую надо сформировать у учащихся, стремиться воспитать такие качества, как: социальная активность;

умение осмыслить события, окружающую действительность, принимать самостоятельные решения.

2. Второй показатель различия- изменение роли и функций учителя на уроке.

 На традиционном уроке основная функция учителя - передача учебной информации и создание условий для ее усвоения (активен лишь учитель: объясняет, ведет беседу, демонстрирует наглядные средства обучения, а школьники выполняют его указания).

 На современном уроке учитель выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает им определять цель деятельности, пути ее достижения, способы учебной работы, дает задания, консультирует.

 Главное на таком уроке - самостоятельная познавательная деятельность, решение учебных задач, учебных проблем.

 Итак, основа обучения на современном уроке – самостоятельная деятельность школьников.

3. Третий признак – изменение отношений между учителем и учащимися, атмосфера сотрудничества.

 На традиционном уроке – авторитарный стиль общения. Современный урок характеризуется сотрудничеством учителя и школьников в выборе различных форм проведения урока, теоретических и практических видов деятельности, оценки результатов учебного труда.

 Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке побуждает к активному усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывает творческие способности, вызывает яркое эмоциональное отношение к  ценностями, которые воплощены в изучаемом материале.

 Сотрудничество может быть выражено в передаче некоторых функций учащимся; например, при проверке знаний и умений, планировании изучения отдельных тем, консультировании товарищей.

 4. Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, всегда одинаковым по структуре.

 Ведь у традиционного урока наблюдается четкое распределение времени и последовательности таких структурных элементов, как проверка знаний и умений, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание. Такой комбинированный урок утомляет учащихся, снижает их познавательную активность. Самое продуктивное время тратится на проверку результатов обучения. На изучение нового материала остается мало времени, что не позволяет осуществлять полный цикл познавательных действий:

-восприятие;

-осмысление;

-запоминание;

-упражнение;

-последующее повторение и усвоение.

 Поэтому у современного урока иная логика построения процесса обучения, происходит слияние его отдельных этапов.

 Главное на уроке - применение знаний и умений  в процессе решения учебных задач, построенных на новом материале.

 В ходе их решения осуществляется проверка ранее усвоенного, осмысление и запоминание нового. Основная обучающая часть урока приходится на его начало,на самую продуктивную.

5. Традиционный урок – урок одиночка, он не связан с другими формами организации обучения и с уроками по другим дисциплинам.

Современный урок носит межпредметный характер, он тесно связан с экскурсиями, проводится вне стен класса (на экологической тропе, в микрозаповеднике, в библиотеке). Он  может быть проведен в рамках 2-3х предметов (биология, химия, география).

6. На традиционном уроке почти отсутствует общение учащихся в процессе учебной работы.

  Современный урок направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников.

 Оставаясь основной формой организации учебного процесса урок изменяется. Главной целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.

 Существенными признаками урока географии служат:

-тесная связь с событиями современности;

-реализация краеведческого принципа обучения;

-экологическая направленность.

 Необходимо уделять внимание развитию познавательной деятельности, формированию способностей, обучению самостоятельным действиям, постановке познавательных задач, решению учебных задач, развитию речевой деятельности, ведению дискуссий.

 Показателями качества не может быть эрудиция и метод мастерства учителя. Главный показатель – организация деятельности учащихся.

Литература:

1. Даринский А.В. Урок географии в средней школе. – М., 1984.

2. Крылова О.В. Интересный урок географии. – М., 1989.

3. Панчешникова Л.М. Урок географии. (Методические рекомендации). –М., 1990.

4. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.

 

ЛЕКЦИЯ №2

Типология уроков географии по дидактическим целям, месту проведения и характеру познавательной деятельности. Формы организации учебной деятельности на уроках. Подготовка учителя к уроку.

План:

Введение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: