Самостоятельная работа 1 Мотивация, как функция

Раздел 5. Мотивационные процессы в организации

 Содержание

Лекция 12

Лекция 13

Презентация

Самостоятельные работы 1, 2

Практическая работа

 

Лекция 12 Мотивация, как функция управления

 

 

Базовые понятия теорий мотивации: потребность, вознаграждение, мотив, стимул, мотивация, стимулирование. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Трудовая мотивация. Факторы мотивации. Мотивация, манипулирование, НЛП.

Самостоятельная работа 1 Мотивация, как функция

Мотивация - это обобщенное существительное, используемое для описания факторов, которые заставляют людей работать; это больше, чем удовлетворение. Понятие "мотивация" основывается на осознании индивидуальных потребностей людей, работающих самостоятельно или в группах.

Мотивация - одна из функций. В основе мотивации лежат потребности. Потребности разные, способы их удовлетворения разные.

Чтобы на практике эффективно выполнять функцию мотивации, руководитель должен овладеть современными теориями мотивации с учетом человеческого поведения и механизмов побуждения к тому или иному действию.

Каждый менеджер должен знать весь спектр потребнос­тей современного работника, а также знать, с помощью ка­ких органов (субъектов) управления должны удовлетворять­ся те или иные его потребности. А именно:

♦ какие потребности можно удовлетворять за счет или на уровне всей организации.

♦ какие потребности должны удовлетворяться за счет го­сударства;

♦ какие потребности работника нужно удовлетворять с помощью менеджера.

Это помогает менеджеру устанавливать диапазон своих возможностей, выбирать подходящий для этого стиль руко­водства.

 

Проблема мотивации людей к труду всегда была актуальной. Попытки найти способы повышения продуктивности работы людей посредством их мотивации предпринимались с древних времен. Еще около 2 тыс. лет до н. э. царь Вавилона Хаммурапи законодательно установил для некоторых подданных уровень заработной платы. А возможность стимулирования с помощью заработной платы работников спустя тысячу лет доказал правивший там же Навуходоносор II. За 400 лет до н. э. персидский царь Кир выдвигал идеи о необходимости исследования причин мотивации людей.

Как видим, руководители, в том числе высшие, осознанно или неосознанно пытались осуществлять функцию мотивации работников. В древние времена для этого служили наказания, а для избранных — награды.

Способы мотивации всегда были связаны с уровнем развития производства, общественными условиями, потребностями, культурой, традициями, религией.

Более интенсивное осмысление проблем мотивации работников началось в период зарождения капитализма. В 1776 г. представитель классической политэкономии А. Смит писал, что основными мотивами деятельности человека являются экономический интерес, стремление к максимальной экономической выгоде, естественное желание улучшить собственное положение.

Автором реформаторских идей в области мотивации работников был английский фабрикант Роберт Оуэн (1771-1858). На своей текстильной фабрике в г. Ленарке (Шотландия) он успешно решал проблемы производительности и мотивации деятельности за счет улучшения условий труда, разработки системы открытой и справедливой оценки работы, обеспечения приличного жилья для работников и их семей.

Значительный вклад в развитие теории и практики мотивации трудовой деятельности внесли представители научной школы управления Ф. Тейлор, Ф. Гилбретт и Л. Гилбретт, Г. Эмерсон. Ф. Тейлор изучил особенности производственных процессов на нескольких предприятиях и пришел к выводу, что основной причиной низкой производительности труда работников является несовершенная система стимулирования работников. Ф. Тейлор предложил использовать систему материальных стимулов, основным из которых является вознаграждение, которое для того чтобы оказывать надлежащий эффект, должно следовать сразу за выполнением работы.

Но Ф. Тейлор не сводил вознаграждение только к денежным выплатам, а рассматривал его довольно широко, относя к вознаграждениям различные социальные уступки со стороны работодателей — организацию рабочих столовых, детских садов, вечерних курсов и т. п. Все это считалось "средством для создания более умелых и интеллектуальных рабочих", которое вызывает у них "доброе чувство к хозяевам".

Для более успешного, эффективного управления мотивацией необходимо было изучать человека, его психологические особенности, адаптационные возможности. Начала формироваться "поведенческая школа", которая исследовала поведение человека в производственной среде и зависимость его мотивации от морально-психологического состояния. Считается, что начало этому направлению положил один из основателей поведенческой школы Э. Мейо, психолог-клиницист. В 1927—1932 гг. он с коллегами проводил на заводах компании "Вестерн Электрик" в Хоуторне эксперименты в целях определения возможностей повышения производительности труда работников.

Эксперименты показали, что мотивы трудового поведения людей определяются не только действующей на предприятии системой материального стимулирования, но и многими социально-психологическими факторами. Ученые стали придавать большое значение психологическим мотивам поведения людей в процессе производства, проблемам групповых отношений, групповым нормам, коммуникационным барьерам, неформальным организациям, гуманизации взаимоотношений администрации и работников.

Дальнейшее формирование научных подходов к проблеме мотивации обогатилось рядом содержательных и процессных мотивационных теорий, авторами которых являются А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор, Д. Мак-Клеланд, В. Врум и др.

Современные взгляды на проблемы управления мотивацией связаны с теориями "обогащения труда", "гуманизации труда", "качества трудовой жизни", "участия работников".

 

 

Все существующие теории мотивации используют (базируются на) следующие понятия:

1.Мотивация -- процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации; совокупность движущих сил, побуждающих человека действовать для удовлетворения своих потребностей; процесс сознательного выбора личностью того или иного типа поведения.

2.Стимулирование- определенное воздействие на личность, создание внешней ситуации, побуждающее человека действовать определенным заданным образом

3. Потребность –осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Наличие потребности побуждает к действию. Одной из первых и наиболее известных исследований по выявлению роли потребностей в жизни человека является теория Маслоу. В различных теориях выделяются разные группы потребностей. 

4. Вознаграждение то, что человек считает для себя ценным, некая ценность, способная удовлетворить определенную потребность

5. Мотивы- внешние и внутренние значимые для конкретной личности факторы

6. Стимулы- воздействие внешних факторов в отличие от мотивов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: