Команда для начала упражнения

Методические рекомендации к комплексу ОРУ в парах

Содержание

 

1.Характеристика упражнений                                          

2.Особенности ОРУ

3.Класификация ОРУ

4.Методика применения ОРУ

5.Схема проведения ОРУ

6.Способы проведения ОРУ

7.Методика проведения ОРУ в парах без предметов

8. Методические указания по организации занятий

9.Движение частей тела

10.Форма написания конспекта ОРУ



Характеристика упражнений

 

Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) называютcя движения руками, ногами, туловищем и головой, выполняемые с различным мышечным напряжением, разной скоростью и амплитудой. Цель их – общее физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению сложными двигательными действиями. ОРУ выполняются без предметов и с предметами (с гантелями, набивными мячами, палками, скакалками, гирями и т.д.) на различных гимнастических снарядах, а также в паре с партнером.

Регулярное выполнение общеразвивающих упражнений способствует развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, что способствует улучшению физического развития, работоспособности, укреплению здоровья занимающихся.

 

Особенности ОРУ

1. ОРУ просты и доступны всем категориям занимающихся. Они служат основным содержанием занятий гигиенической, коррегирующей, производственной и основной гимнастики. Обучать этим упражнениям довольно просто.

2. С помощью ОРУ можно избирательно воздействовать на отдельные части тела или группы мышц, что способствует гармоничному развитию двигательного аппарата.

3. ОРУ позволяют регулировать физическую нагрузку. Нагрузка зависит от подбора упражнений и их количества в одном занятии, упражнения могут быть легче или труднее в зависимости от прилагаемых мышечных усилий и количества мышечных групп, участвующих в работе. В занятия можно включать по 10 – 30 упражнений; чем их больше, тем нагрузка выше.

Нагрузка изменяется в зависимости от интенсивности мышечных напряжений, с которой выполняются упражнения.

Повышение интенсивности мышечных напряжений достигается:

1) увеличением продолжительности (количества повторений упражнения);

2) повышением скорости выполнения упражнений;

3) увеличением веса отягощений (гантели, набивные мячи, гири);

4) изменением исходных положений (сгибания рук в упоре стоя и в упоре лежа различны по нагрузке);

5) применением волевых усилий можно увеличивать и уменьшать нагрузку;

6) сокращение интервалов отдыха.

Классификация ОРУ

ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку:

1) для мышц рук и плечевого пояса;

2) для мышц шеи;

3) для мышц ног и тазового пояса;

4) для мышц туловища;

5) для мышц всего тела.

Для первой группы упражнений применимы различные движения рук: рывки руками, круговые движения, упражнения для пальцев, кистей, предплечей, плеча.

Для второй группы – наклоны головы, повороты, круговые движения.

Для третьей группы – приседы, выпады, махи, упоры присев.

Для четвертой группы – наклоны, повороты туловища, круговые движения, седы, упоры лежа и др.

Для пятой группы – выпады с наклонами, упоры лежа, наклоны с различными положениями рук и ног, прыжки.

 

Методика применения ОРУ

В занятиях гимнастикой выполняются общеразвивающие упражнения, серии из них, а также специально составленные комплексы. Комплексы составляются для решения различных задач физического воспитания.

При составлении комплексов нужно учитывать их назначение, место и время проведения, а также возраст, пол и физическую подготовленность занимающихся.

Прежде всего следует определить объем и содержание упражнений, которые будут включены в комплекс в зависимости от его назначения, подобрать необходимые упражнения и установить их число (их может быть в комплексе 8 – 15).

При подборе упражнений следует руководствоваться следующими правилами:

1) подобранные упражнения должны отвечать назначению комплекса;

2) упражнения необходимо подбирать так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на занимающихся (воздействовали на все группы мышц и обеспечивали развитие основных физических качеств);

3) упражнения должны быть доступными, т. е. соответствовать возрасту, полу и физической подготовленности занимающихся.

При обучении общеразвивающим упражнениям следует строго придерживаться правила – от простого к сложному. Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуется соблюдать следующие правила:

· первым в комплексе должно быть упражнение на ощущение правильной осанки (это особенно важно для детей и подростков), чтобы создать установку на сохранение её при выполнении следующих упражнений;

· вторым и третьим выполняются упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба, приседания, выпады и т.д.). Эти упражнения активизируют действие всех органов и систем, что важно для подготовки организма к предстоящей работе;

· следующими в комплексе должны быть упражнения для различных групп мышц (рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу следует включать последовательно различные части тела.

Первая серия этих упражнений выполняется в таком порядке:

а) для мышц шеи;

б) для мышц рук и плечевого пояса;

в) для мышц туловища;

г) для мышц ног.

Вторая и третья серии следуют в таком же порядке, но с повышенной трудностью и интенсивностью. Такой порядок следования упражнений позволяет постепенно увеличивать нагрузку и чередовать работу различных частей тела, что повышает эффективность мышечных усилий для активного отдыха работающих мышц.

Далее в комплекс включаются 2 – 3 наиболее интенсивных и сложных упражнений для всех частей тела. В конце комплекса выполняются упражнения умеренной интенсивности. Каждое упражнение в комплексе повторяется от четырех до восьми раз.

Требования к проведению ОРУ:

1. Одновременный показ с объяснением упражнения.

2. Правильная гимнастическая терминология.

3. Идеальный и зеркальный показ упражнения.

4. Наличие методических замечаний и указаний.

5.Хороший контакт с группой.

 


Схема проведения ОРУ

Существует последовательность – схема проведения общеразвивающего упражнения:

1.Объяснение упражнения.

2.Команда для исполнения исходного положения: «И.П. – ПРИНЯТЬ!»

3.Команда для начала упражнения “Упражнение начи –НАЙ!”

4.Замечания в процессе выполнения упражнения.

5.Команда для окончания упражнения.

6.Команда «Вольно».

1. Объяснение упражнения (способы информирования занимающихся об упражнении):

а) называется исходное положение, с какого положения тела начинается движение;

б) объясняются пути, совершаемые конечностями или телом при исполнении упражнения (по амплитуде и направлению);

в) объясняется способ исполнения движения (махом, силой, согнувшись или прогнувшись и т.д.);

г) называется конечное положение.

В зависимости от задач и условий проведения преподаватель может пользоваться различными способами информирования: обычным, расчлененным, только рассказом, только показом.

Обычный способ. Преподаватель называет и одновременно с этим показывает упражнение полностью.

Расчлененный способ. Преподаватель показывает и называет упражнения по частям, предлагая занимающимся выполнять движение одновременно с показом. Этот способ позволяет преподавателю исправлять ошибки, тем самым обеспечивая более точное выполнение заданного упражнения.

Только рассказ. Преподаватель называет или пересказывает упражнение, не показывая его. При таком способе выполнения упражнений занимающиеся проявляют больше самостоятельности.

Только показ. Преподаватель показывает упражнение, не называя его. После показа он может подать команды для начала и окончания упражнения или может предложить занимающимся копировать все его действия.

2. Команда для исполнения исходного положения. Для принятия исходного положения при выполнении общеразвивающих упражнений подаются команды: «Исходное положение ПРИНЯТЬ!», или «СТАВЬ!», или «СЕСТЬ», или «ЛЕЧЬ» и др.

Команда для начала упражнения.

Для начала упражнения подаётся команда:

«Упражнение начи-НАЙ!», а при выполнении упражнений в индивидуальном темпе – «Приступить к выполнению упражнения!». Необходимо помнить, что если упражнение начинается в какую-либо сторону, то в предварительной команде добавляется: «Вправо (влево) начи-НАЙ!».

4. Замечания в процессе выполнения упражнения. При выполнении упражнения некоторые занимающиеся допускают ошибки при выполнении движения. Преподаватель должен немедленно их устранить, пользуясь подсказкой, подсказывающим зеркальным показом и подсчетом. Он может делать указания, не прекращая выполнения упражнения, но если ошибки допускают много занимающихся, то целесообразно прекратить выполнение упражнения и внести соответствующие поправки, более подробно рассказать о назначении данного упражнения и о последствиях допущенных ошибок.

5. Команда для окончания упражнения. Для окончания упражнения подаются команды: «Стой!» (как правило), «Закончить упражнение!» (если этому предшествовала команда «Приступить к выполнению упражнения!»).

6. Команда «Вольно!» После каждого упражнения подается команда «Вольно!» Но по предварительной договоренности с занимающимися можно принимать положение «Вольно!» после команды «Стой!» самостоятельно. Если упражнение выполнялось лежа, то по команде «Стой!» занимающиеся переходят в положение сидя. Для перевода их в положение стоя подается команда «Встать!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: