Этап ориентирования

Проблема:

Ученики не могут определиться с выбором темы исследования.

Учитель может предложить для осмысления лексику: Родная земля, Отечество, Свобода, Рабство, Вера, Религия, Христианство, Совесть, Истина, Правда, Ложь, Любовь, Красота, Мечта, Вечность, Дружба, Долг, Труд, Праздник, Милосердие, Добро, Зло, Грех, Гордость, Зависть, Счастье, Страдание, Терпение, Прощение, Преступление, Радость, Достоинство, Честь, Честолюбие, Слава, Тщеславие, Служение, Ум, Семья, Личность и др. Эти слова являются ключевыми в системе наших ценностей, они определяют модель нашего мировоззрения. Таким образом, можно предложить учащимся выбрать из этого ряда слово, которое более других интересно, благозвучно или просто притягательно. С таких интуитивных поисков, с одного слова и начинается трудный путь к теме будущего проекта. Так рождаются темы: «Планета вечных рабов», «Мотив прощания и прощения в русской литературе», «Модель семейных отношений в русской литературе», «Конфликт в художественном произведении», «Преступление и наказание в русской литературе», «Женская эмансипация: в поисках истины» и др.

Проблема:

Учащиеся не видят перспектив защиты проекта.

 Педагог может руководствоваться принципом «Что полезно людям?» или «Что полезно тебе?», пытаясь донести это до учеников. Так учащиеся 8 класса приходят к выводу, что продукт проекта по литературе может носить не только реферативный характер, но и, например, медийный (продукт в сфере средств массовой информации): видеоурок, телепередача, буктрейлер. Кто-то выбирает информационный проект, например, видеоурок «Тайна сия велика есть» (Русские писатели 19-20 века о любви), кто-то телепередачу «В гостях у прошлого» (Образ тургеневской девушки в восприятии наших современников).

Этап планирования.

Проблема:

Учащиеся практически не умеют самостоятельно формулировать тему исследования, задавать основополагающий и проблемные вопросы.

7

На этом этапе инициатива остаётся за учителем. Так, учащимся могут быть предложены готовые формулировки тем проектов. Ученики обсуждают их, осмысливают, интерпретируют, продумывают основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта. При этом нужно учитывать, что основополагающий вопрос проекта не должен иметь очевидного и единственного ответа. Как правило, он должен выходить на широкий культурологический диапазон, обеспечиващий интегрированность различных областей знаний и объектов изучения.

Например: В чём тайна женского образа в произведениях И.С.Тургенева?

Проблемные вопросы более узкие по отношению к основополагающему вопросу. Например: Как проявляется характер Аси (повесть Тургенева И.С. «Ася») во взаимоотношениях с Гагиным? Какими художественными приёмами автор создаёт образ Аси? Они стимулируют воображение ученика и связывают предмет изучения с их собственными идеями и опытом. Поиск ответов на проблемные вопросы приведут к решению основополагающего вопроса.

Чтобы учащиеся научились правильно формулировать вопросы, следует уделить внимание отработке навыка их формулировки. Учитель даёт теоретическое положение о классификации вопросов и на практике при исследовании художественного или публицистического текста отрабатывает навык их формулировки. Напомним возможную классификацию вопросов:

1.Простые (кто? что?какой? где? куда?как? и др.).

2.Уточняющие (согласен ли ты с тем, что…?)

3.Интерпретационные (почему? зачем? с какой целью?)

4.Оценочные (как ты относишься?...)

5.Практические (как сделать героя счастливым? как помочь герою?)

6.Творческие (что было бы, если…?)

3. Этап сбора информации.

(Ознакомление с научной и художественной литературой)

Проблема:

 Учащиеся слабо владеют навыками анализа литературы по проблеме исследования.

8

 В основе работы учителя на этом этапе должен быть литературоведческий и филологический анализ художественного или публицистического текста. Так, курс ПИД может поддерживаться программой элективных курсов:

8 класс - «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста». Автор Зинина Е.А.

9 класс - «Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения». Автор  Чертов В.Ф.

10-11 класс - «Основы риторики». Автор Пичугов Ю.С.

На данном этапе учащиеся отрабатывают навыки конспектирования (краткие, подробные, тезисные конспекты), компрессии теста, её способы (исключение, обобщение, замещение), работают с разными видами словарей. Производят анализ текста на всех уровнях, от фонетического до стилистического.

Кроме того, учитель должен владеть веб-квестом (особым видом проектирования ученического исследования на основе ресурсов Интернета по указанным адресам) и научить учащихся работе над поиском и преобразованием информации в Интернете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: