Этап реализации проекта

 При ознакомлении с литературой учащиеся не умеют формулировать конкретные задачи, решение которых приведёт к достижению поставленной цели.

Решение данной проблемы возможно только при систематической работе учителя на традиционных уроках: постановка цели урока, выбор задач для её достижения, приёмов их решения.

Владея навыком постановки чёткой системы педагогических целей, их категорий и уровней, учитель разрабатывает вопросы-задания в соответствии с разными уровнями педагогических целей, например:

1.Прочитайте внимательно художественный текст, используя толковый словарь (уровень получения нового знания).

2.Как зовут главного героя? Объясните семантику имени (уровень понимания: способность интерпретировать материал в рамках гипотезы проекта).

9

3.Определите жанр произведения (уровень применения знаний по литературоведению: распознавание природы жанра, умение устанавливать вид произведения по признакам)

4.Как меняется характер героя на протяжении всего произведения? Проследите динамику характера персонажа (уровень анализа: учащийся разбивает текст на составляющие части, анализирует средства создания образа персонажа и авторское отношение к нему)

5.Установите типическое в образах персонажей разных произведений. Какие качества присущи героиням разных произведений одного автора (н-р: И.С.Тургенева)? (уровень синтеза: выявление общего, моделирование целостного образа-типа)

6.Убедите слушателя (зрителя) в точности вашей трактовки образа персонажа (уровень оценки: учащийся умеет оценить значение образа персонажа через выявление авторской позиции)

Этап оформления результатов работы.

Проблема:

Учащиеся затрудняются в грамотном составлении проектной папки, задача которой – показать ход работы над проектом, а также в написании аннотации проекта.

Напомним ученикам компоненты авторской классической аннотации: актуальность, постановка проблемы, пути решения проблемы, результаты, вывод, а также правила классической аннотации: лимит слов, временное единство (в прош.вр.), стройность, простота изложения, отсутствие деталей, наличие ключевых слов. Стоит провести ряд практических занятий по написанию и редактированию аннотаций.

Защита проекта.

Проблема:

Учащиеся испытывают психологический дискомфорт во время защиты, не могут выдерживать сообщение в заданных временных границах, затрудняются в формулировках ответов на вопросы.

 Решение этой проблемы осуществляется только практическим путём. Перед защитой проекта учитель объясняет, какими особенностями обладает публичная речь, каковы функции оратора во время выступления, предупреждает возможные ошибки, чаще всего

10

допускаемые во время выступления, готовит с учащимися зачетные выступления в любом виде и жанре, проводит коллективный анализ и оценку подготовленных выступлений.

Таким образом, успешность учащихся в ПИД во многом зависит от компетентности педагога, его умения реализовывать данную технологию, от понимания возможных проблем, возникающих на каждом из этапов этой деятельности, и их решения.

Согласитесь, любая деятельность ученика, направленная на постижение слова, его интерпретацию, трансформацию - творческая по сути. Поэтому в практике нашей работы прочно укоренилось понятие «творческий проект». В процессе творческой деятельности создается новый продукт, происходит развитие продуктивного воображения, творческого мышления, формирования творческих способностей, что, безусловно, влияет на качество знаний, уровень литературного образования. Руководствуясь мыслью о социальной значимости проекта, мы приходим к созданию прикладных творческих проектов (практико-ориентированных). Так, ученица 8 класса работает над созданием «Книги для родителей». Она исследует «взрослые проблемы маленьких детей» и пишет «обращение» к миру взрослых, преследуя цель - восстановить утраченный в подростковом возрасте диалог между ребенком и родителем. При создании данного проекта ученица изучает возрастные особенности подростка, исследует художественные произведения, в которых поднимается проблема «отцов и детей», создает рекомендации для взрослых по чтению книг, помогающих родителям понять своего ребёнка. Таким образом в списке для чтения появляются произведения: рассказ Д.Олдриджа «Последний дюйм», повесть В.Тендрякова «Чистые камушки» и др.

Другая ученица трудится над созданием литературно-художественного журнала для семейного чтения под названием «Вместе». Публикация журнала приурочена ко Дню семьи, любви и верности, новому российскому празднику, который отмечается с 2008 года. Цель журнала - объединить в совместном творчестве, будь то чтение, игра или приготовление блюд, всю семью. Особенностью журнала станет его необычное содержание - художественные произведения, отражающие нашу духовную культуру, традиции, быт предков. Так, работая над рубрикой «Читаем вместе», ученица включает рассказ А.И.Куприна «Куст сирени». Модель взаимоотношений героев рассказа покоряет: Он и Она живут едиными целями и желаниями,

11

поэтому в их семье гармония; модель таких отношений может вполне являться для читателя примером для подражания. При создании рубрики «Готовим вместе» автор проекта приглашает читателя «на уху». Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о басне И.А.Крылова «Демьянова уха». Ученица даёт комментарий, анализирует языковые особенности текста, объясняет идейное содержание, даёт советы по заучиванию басни наизусть.

В 2004 году в нашем городе вышла книга под названием «История Тихвина в лицах». Этот своеобразный библиографический указатель предлагает читателю сведения о выдающихся людях, связанных с историей Тихвинского края, людях, заслуживших, чтобы их помнили. А каков облик современного города? Каковы его современные «лики и лица»? Такими вопросами задается автор другого проекта; в результате явится Книга очерков «Лики и лица моего города», героями которой становятся живущие здесь и сейчас люди, определяющие характер современного города, его судьбу. Так один из очерков посвящён отцу Александру, протоиерею Тихвинского Успенского монастыря. Через неокрепшую стилистику очерка юной журналистки проступает живая душа священника, а это значит, что автор уже обладает главным качеством писателя - пристальным вниманием к человеку. Остаётся верить, что эта работа станет началом будущей профессии ученицы, дела всей её жизни. Главное же в этой книге - любовь к городу, к её живым лицам, которые завтра станут нашей историей.

Но, прежде чем приступить к написанию собственного текста, ученица изучает очерк как жанр, знакомится с его лучшими образцами. Так областью исследования становятся очерки В.Г.Короленко, Б.Житкова, А.П.Чехова и др.

Кроме того, решая проектные задачи, мы должны помнить о возможностях ученика. Вспомним школу Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. В её концепции лежало свободное развитие природных способностей детей. Так происходит «выращивание» внутренней сущности ребёнка. Осознавая психологические, умственные особенности ещё одной ученицы, мы подводим её к созданию проекта, требующего кропотливого анализа языковых средств, грамотного проведения и обработки статистических данных, структурирования информации, перевода её на электронный носитель. В результате рождается электронное пособие для учащихся 5 классов «Культура речи».

  

12

Развитие творческих способностей надо стимулировать отметками, оценками или опираться на внутренние причины, побуждающие к деятельности: желание быть успешным, иметь возможность выхода проекта на широкую аудиторию, здоровое соперничество. Теперь, наверное, каждый согласится с тем, что метод проектов оживляет преподавание, дает возможность проявить свободу творчества. А творчество, в свою очередь, мотивирует к исследованию, изучению предмета.

Кроме того, современный проект ученика - это не только средство активизации познавательной деятельности, креативности, но и средство формирования определённых личностных качеств:

-способности ставить достойную цель (новую, ещё не достигнутую),

-способности создавать реальные рабочие планы достижения цели,

-способности вести регулярный контроль за выполнением планов (иначе цель так и останется смутной мечтой),

-работоспособности в выполнении намеченных планов, 

-владение хорошей техникой решения поставленных задач,

-способности отстаивать свои идеи,

-способности получать частичные положительные результаты уже на пути к цели (а если их нет - это тревожный симптом).

В условиях реализации данной технологии меняются и отношения между учителем и учеником: они становятся неформальными, поскольку педагог и ученик являются соавторами в процессе сотворчества.

Ценность метода проектов заключается в возможности освоения учеником способа самостоятельного познания, цель его - научить ребенка  работать. Развитие самостоятельности может осуществляться только в процессе конкретных дел. Проект и есть такое дело. И если мы хотим развить способности ученика, его надо привлекать к деятельности, вооружив одним мощным правилом: смысл труда - в труде.

                                                        2017 г.

 

Информационные источники:

Метод проектов

· Гирба Е.Ю. Материалы и консультации по теме «Технология учебного исследования». http://rudocs.exdat.com/docs/index-132210.html

· Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». http://bg-prestige.narod.ru/proekt/

· Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. http://schools.keldysh.ru/labmro

· Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

· Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2003.

· Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. //Образование в современной школе. – 2000 - № 4 - с. 21-25.

· Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование. - 2005 - № 2 - с.113 - 121..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: