Метод проектов как инновационная педагогическая технология в преподавании предметов гуманитарного цикла (из опыта работы)

Аннотация.

В данной педагогической статье рассматриваются основные приемы реализации технологии «метод проектов», освещаются проблемы, возникающие в процессе работы, и пути их решения. Статья содержит описание конкретного опыта в организации и осуществлении инновационной технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Ключевые слова: метод проектов, этапы проектирования, проблемы, творчество.

9 апреля 2016 года Российским Правительством была утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, согласно которой предмет «русский язык» назван «стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны», а литература - «культурным символом России», высшей формой существования российской духовности и языка.

2

В связи с этим обозначились и новые задачи изучения и преподавания этих предметов. Они выражаются не только в модернизации их содержания, но и в технологиях  преподавания.

Важнейшим концептуальным понятием при изучении русского языка и литературы признаётся понятие «языковая личность», т.е. личность, выраженная в языке. На формирование языковой личности направлены многие инновационные технологии, в том числе и метод проектов. В общем виде эта технология представляет собой совокупность приёмов и способов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретацию полученных результатов.

В нашей практике сложилась достаточно стройная система работы не только над монопроектами (в рамках одной дисциплины), но и межпредметными проектами (например: литература и история, литература и обществознание, русский язык и информатика). В данной статье представляется некоторый опыт по организации этой работы.

Реализация технологии проектов начинается с обсуждения учебного плана школы, в котором закладываются часы на её освоение, и разработки «Положения об индивидуальном учебном проекте на уровне среднего образования». Так, с 8 класса в перечне обязательных предметов в сетке расписания появляются уроки «Технология проектирования», «Проектно-исследовательская деятельность», «Индивидуальный проект», кроме того, предлагаются часы для углублённого изучения предмета. В результате реализации этих программ учащиеся 9, 11 классов выходят на итоговую аттестацию с защитой индивидуального проекта.

 Однако, прежде чем учитель начнёт реализацию новой технологии, он должен понимать, на что она направлена, чем отличается от традиционных методов обучения и какие содержит возможности.

Во-первых, данная технология  не  заменяет традиционной системы, а дополняет её.

Во-вторых, даёт огромные возможности ученику реализовать на практике то, что он познал через традиционное обучение.

В-третьих, проектная работа по предметам гуманитарного цикла, например по литературе, отличается от других культурно-эстетической значимостью и способствует повышению литературного

 

3

образования школьников, развитию их читательской компетентности и приобщает к культурному наследию.

Кроме того, данная технология даёт ученику бесценный опыт проектирования и организации своей деятельности для решения любых поставленных задач -  от жизненных, личных, до профессиональных, общественных. Но главное - приводит к самопознанию. Вот так на этапе рефлексии ученики 8 класса оценивают роль этого предмета в достижении личностных результатов:

 Татьяна Н.: «Начала читать всё, что попадает мне в руки. Не знаю, правильно ли это, но за каждым словом в книге стоит человек, и я хочу его понять».

 Алина К.: «Главное, чему я научилась,- это работать в команде».

Таисия Г.: «Лично я строже начала относиться к тому, о чем пишу. Начала подвергать сомнению не только чужое мнение, но и своё. Однако в команде работать я так и не научилась».

Кристина Ш.: «Меня заинтересовала роль ведущей на телевидении».

 Ксения З.: «В ходе работы я научилась слушать, а главное - слышать чужие мнения. Я поняла, что неорганизованна, однако легко могу разрешать конфликты».

 Александра К.: «Я открыла для себя новые произведения и взглянула на любовь по-новому».

 Анна Б.: «На самом деле я многое узнала о себе и точно знаю, что буду работать с людьми. Я стала ответственнее и смелее, не боюсь выступать, не боюсь критики».

Надежда М.: «Мне понравился творческий процесс».

Универсальной методики организации этой деятельности не существует, т.к. учащиеся различаются уровнем интеллектуального и творческого развития. Однако есть принципы организации такой работы, пренебрегать которыми не стоит.

На первом этапе ПИД следует провести психодиагностику мотивационного типа учащегося: активист, карьерист, испытатель, творец, проектировщик, исследователь или реформатор. (Можно

4

использовать методику «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э.Мильмана). Автор этой методики отмечает, что «исследователи» стремятся к открытию нового знания, для них знание – самоценность; «проектировщики» испытывают потребность в знании для решения проблемы, знание – для дела; «испытатели» смотрят на знание как на личный вызов, используют материал для саморазвития, испытывают потребность в преодолении, испытании себя; «активисты» стремятся к признанию в социуме через значимое действие, для них знание-средство установления отношений или оказания помощи; «карьеристы» испытывают потребность в самоутверждении, в достижении высокого (по сравнению с другими) результата. Знание для них - удовлетворение амбиций, средство социального роста.

  Таким образом, при организации ПИД педагогу следует опираться на ведущие потребности ученика:

-потребность в исследовании

-потребность в самореализации

-потребность в социальном самоутверждении

-потребность в социальной справедливости

-потребность в творчестве

-потребность в преодолении себя

Далее следует обсудить с учащимися перечень профессий, объектом которых является Человек, и определиться, в какой из них можно успешно реализовать свою личность (педагог, журналист, юрист, актёр, режиссёр и другие). После этого схематично намечается проект исследования, пути его реализации, форма готового продукта.

   Напомним, что в соответствии с признаком доминирующего в проекте вида деятельности выделяют несколько типов исследовательских литературных проектов:

- культурологический (изучение произведения как явления культуры; сопоставление и сравнение произведений разных авторов, разных эпох; произведение в восприятии критиков, современников и следующих поколений)

-литературоведческий (изучение произведения в его жанровом своеобразии; анализ произведения с точки зрения творческого метода)

5

- лингвостилистический (наблюдение над поэтикой произведения; сопоставление черновиков и окончательного текста произведения; анализ одного слова)

-структурный (связи и отношения между частями и элементами произведения: особенности композиции произведения, анализ внесюжетных элементов, соотношение эпиграфа и общего звучания произведения)

-творческий (создание собственных произведений разных жанров по законам жанра)

- информационный (мультимедийные презентации о биографии писателя, об адресате художественного произведения; читательский комментарий к произведению; виртуальные экскурсии; видеофильм; путеводитель)

-прикладной (создание литературного журнала, создание учебного пособия)

-ролево-игровой (литературная гостиная, спектакль, инсценировка)

Учитель помогает ученику определиться с выбором, руководствуясь вопросом: какой вид деятельности окажется для ученика самым продуктивным, интересным, позволит ему стать успешным в этой области?

Таким образом, сначала учитель исследует аудиторию, с которой ему придется работать, учитывая мотивационный тип ученика, определяется тип и тема проекта, а затем уже пути его реализации.

При всей прозрачности понятий, представляющих этапы данной технологии (напомню: ориентирование, планирование, сбор информации, реализация, оформление, презентация, оценивание, рефлексия), процесс проектирования сложный, трудоёмкий и кропотливый. В этом сложном процессе педагог сталкивается с рядом проблем, от грамотного решения которых будет зависеть конечный продукт деятельности учащихся.

  Остановимся на типичных проблемах, возникающих в процессе реализации технологии ПИД на разных этапах, и обозначим пути их решения.

6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: