Настольная игра «Кирилл и Мефодий»

Ход мероприятия

Ведущий. Что для каждого из нас значит родной язык? Слова, которые мы слышим? То, что мы можем написать и прочитать? Без языка, без букв не было бы нашей нации – русского народа, не было бы истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени. Сегодня мы с вами поговорим об истоках русского языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги.

Ведущий. Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне. Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Но не было у них грамоты. Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать, а все знания передавались устно.

Ведущий. Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.

Ведущий. Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. В те времена люди жили в пещерах. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры и увидели на стенах царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.

Ведущий. Много тысяч лет назад наши предки стали украшать стены своих жилищ рисунками. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом. На смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, а затем финикийская клинопись - буквы-значки, обозначающие только согласные звуки. На основе этого письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Ведущий. Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность.

Ведущий. Кирилл и Мефодий родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Это были очень образованные и мудрые люди. Старший брат Мефодий был назначен правителем одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи. Кирилл преподавал философию в Константинополе, за что получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

Ведущий. В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, чтобы читать книги на славянском языке. Древние славяне не имели своей письменности, а книги были только на греческом языке. Перед братьями поставили нелёгкую задачу, и они решили составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.

Ведущий. Азбука складывалась как мозаичная картина. День за днем стояли они бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их и писали новые. И, наконец, Кирилл написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Ведущий. Эти первые строки, написанные Кириллом славянскими буквами, стали названием нашего сегодняшнего мероприятия, потому что Слово на Руси – это основа для зарождения русской национальной культуры.

Ведущий. Я предлагаю вам разделиться на 4 команды и выбрать себе капитана. Я раздам вам листочки, на которых вы будете отмечать выполненные задания. В верхней строке напишите название своей команды.

Ведущий раздает командам маршрутные листы. Парты сдвигаются вместе для удобства. Дети выбирают капитанов команд, придумывают названия.

Ведущий. Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. Позже, в Болгарии, ученики изобрели вторую азбуку. Она называлась Кириллица. В ней было 43 буквы. Она имела более простую и ясную форму. Именно кириллица и стала основой русской «Азбуки». Слово “азбука” произошло по названию двух первых букв славянской азбуки: «азъ» и «буки».

Ведущий. Создание славянского алфавита было непростой задачей. Перед Кириллом и Мефодием возникали не только трудности, связанные с изобретением букв. Преградой также были политические конфликты, сопротивление духовенства, смена правительства. Узнать о жизненном пути Солунских братьев, об их злоключениях, триумфе и падении, похвале от Папы Римского и последующем изгнании нам поможет настольная игра, посвященная биографии Кирилла и Мефодия.

Учитель раскладывает на парте распечатанное игровое поле (желательно печатать на формате А3, чтобы всем участникам было хорошо видно происходящее). Участники играют в игру в соответствии с инструкцией. Количество баллов, заработанных в игре, вписывается в маршрутный лист.

Ведущий. Имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Память великих братьев празднуется 24 мая. Праздник «День славянской письменности и культуры»был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был дан статус государственного. Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев-просветителей.

Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.
Наш путь тернистый – путь вперёд!
Лишь тот народ не погибает,
Где дух Отечества живёт.

Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!

К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия – Кирилла
В славянстве будут жить века!

Ведущий. Научиться читать в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги. И только затем принимались за чтение. Первые книги, которые ученики читали, были Часослов и Псалтырь.

Ведущий. Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, девочек же обучали шить, вышивать, ткать, прясть. Школа для детей находилась при церкви, а учителями были священники или дьяконы. Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они трижды поклонятся перед иконой. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Ведущий. Сейчас мы тоже поучаствуем в древнерусском уроке чтения. Кто самый смелый? Ученики из каждой команды, выходите. Вам нужно будет прочитать вслух отрывки из произведений древнерусской литературы, а затем вы попытаетесь их перевести.

Дети выходят к доске, ведущий раздает им тексты, и ученики по очереди выполняют задания, спрашивая у учителя значение непонятных ему слов, но в основном делая свои собственные предположения. Выполнив задания, дети возвращаются к своим командам. Капитаны с маршрутными листами подходят к ведущему и отмечают количество заработанных баллов – за каждый прочтенный и переведенный текст – 10 баллов, если ребенок смог только прочесть текст, но не смог перевести – 5 баллов.

Ведущий. Древнерусская литература зародилась в 11 веке, когда окончательно сформировалось русское государство. Первыми произведениями были летописи, представляющие собой погодные записи, ведущиеся монахами в монастырях. Древнерусский писатель описывал события максимально четко и точно. Военные походы князей, междоусобицы, строительства городов и монастырей – все это являлось темой для написания летописей.

Ведущий. Летописи многократно переписывались.

Ведущий. В старину книги писались от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.

Ведущий. Тщательно подбирались чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.

Ведущий. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит».

Ведущий. Такая книга стоила больших денег.

Ведущий. Сейчас вы попробуете себя в роли древнерусских переписчиков. Я раздам вам несколько листов – прописей. Следуя пунктирным линиям, запишите старославянское слово, а затем раскрасьте его и картинку внизу. Вам понадобятся цветные карандаши и фломастеры, если вы хотите, чтобы ваша страничка действительно была похожа на произведения мастеров-переписчиков 11 века.

Ведущий раздает командам прописи. Дети пишут и рисуют, а затем капитаны возвращают ведущему разукрашенные листы, ведущий расставляет баллы. За аккуратную и раскрашенную работу – 10 баллов, за неаккуратную или нераскрашенную – 5 баллов.

Ведущий. Сейчас мы с вами писали на бумаге, а в Древней Руси бумаги не было, простой народ писал на бересте – березовой коре, подвергнутой специальной обработке. Буквы наносили костяной или железной палочкой – писалом. Назывались такие «книги» берестяными грамотами. Богатые люди пользовались пергаментом – это тонкая, очищенная от волос, телячья или козья кожа. Ее растягивали на рамах, натирали мелом, очищали пемзой, чтоб она была ровной, и сушили. Затем нарезали из нее листы одинаковой величины.

Ведущий. На листах пергамента писали гусиным пером. Перед письмом его заостряли особым ножиком и расщепляли на конце. Чернила делали из сажи.

Ведущий. Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: «веди», «люди», «буки», «аз», «земля». Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

Ведущий. В славянском языке не было знаков, обозначающих цифры. Цифры обозначались при помощи некоторых букв. Если буква заменяла собой цифру, над ней ставился знак титло, а сбоку писалась точка. Только буквы греческого происхождения имели цифровые значения.

Ведущий. Перед вами лежат примеры, записанные с помощью буквенных обозначений, как это делалось в Древней Руси. Есть у вас и инструкция, чтобы разгадать этот буквенный код. Внимательно прочитайте инструкцию, и вы сможете привести эти примеры в стандартный цифровой вид. Когда примеры будут решены, запишите ответ цифрами и задание будет считаться выполненным.

Ведущий раздает ученикам ряд примеров, записанных при помощи обозначений старославянского алфавита. Также дети получают письменную инструкцию для разгадки буквенного кода. Решенные примеры капитаны команд относят ведущему, который начисляет им баллы, по 5 за каждый правильно решенный пример.

Ведущий. Кириллица просуществовала на Руси неизменной более 700 лет до времён Петра Великого. В результате реформы 11 букв были исключены из алфавита. Это буквы – « земля», «иже», «ферт», «от», «кси», «пси», «омега», «юс большой», «юс малый» и 2 йотированных «юса», добавлены две буквы – Э и Я. Были отменены и все надстрочные знаки, поэтому вместо буквенной цифири стали употребляться арабские цифры.

Ведущий. Узаконенный Петром I в январе 1710г. шрифт был назван гражданским и состоял из 36 букв. Им печаталась все документы и вся светская литература.

Ведущий. Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит снова пополнился новыми буквами: “Й” и “Ё”.В 1917—1918 годах ещё одна языковая реформа упразднила буквы: “ и десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица” и “ер”(Ъ) на конце слов. Так появился современный алфавит, в котором 33 буквы, прародителем которого стал старославянский, созданный Кириллом и Мефодием.

Ведущий. Кириллический алфавит используется в России, на Украине, в Белоруссии, в Югославии, Македонии, Болгарии и, частично, в Боснии и Герцеговине. Языки этих стран относятся к славянской группе языков. Все славянские языки, в том числе и русский, восходят к праславянскому языку, который в свою очередь восходит к индоевропейскому праязыку – общему предку всех языков индоевропейской группы. Современные славянские языки довольно близки между собой.

Ведущий. Тринадцать существующих в настоящее время славянских языков делятся на три группы: 1) восточнославянская группа включает русский, украинский и белорусский языки; 2) западнославянская включает польский, чешский, словацкий, кашубский и два лужицких – верхнелужицкий и нижнелужицкий; 3) в южнославянскую группу входят: сербскохорватский язык, словенский, македонский и болгарский язык. Кроме того, имеется три мертвых языка – словинский, полабский и старославянский.

Ведущий. На слух эта информация воспринимается сложно, поэтому я предлагаю вам воспользоваться картой и самим попытаться распределить славянские языки на три группы: восточную, западную и южную. Кроме славянских языков в ваших карточках записаны некоторые неславянские языки. Чтобы выполнить задание правильно, вам стоит вспомнить, что, например, английский или японский в группу славянских языков не входят.

Ведущий раздает командам карту славянских языков, изображение древа, разделенное на три части и карточки, с записанными на них названиями языков. Дети распределяют карточки на листке. Ведущий проверяет правильность выполнения задания. За каждый правильно расставленный язык начисляется 2 балла.

Ведущий. Русский язык – один из самых мелодичных и богатых языков в мире. В его словаре насчитывается более 200 тысяч слов! Русский язык– один из самых распространенных языков в мире! На нем говорят около 45 млн. человек и владеют им как вторым языком общения еще около 15 млн. человек. Это обеспечивает русскому языку 26 место среди 6 тыс. языков по распространенности в мире. Русский язык является государственным в России.

Ведущий. В каком языке есть еще такая богатая эмоционально-психологическая лексика, которая позволяет описать статус, состояние и возраст человека, его окружение и еще много других признаков одним только словом? Речь идет, конечно же, о жаргонизмах, профессионализмах, и диалектизмах.

Ведущий.Жаргон– социальный диалект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и экспрессивностью. Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии. Диалектизмы – слова и словоформы, х арактерные для каких-либо территорий.

Ведущий. Функции диалектной лексики в языке различны. В сфере устного общения на той или иной территории они являются одним из средств общения. В языке художественной литературы используются для изображения местных географических особенностей, специфики быта, культуры. Они помогают ярче охарактеризовать героев, передать индивидуальность их речи, а иногда служат и средством сатирической окраски.

Ведущий. Несмотря на то, что Россия такая большая, лингвисты выделяют всего три основных диалекта: северный, южный и среднерусский, в котором произошло слияние северных и южных черт.

Ведущий. Одно из самых ярких отличий южного наречия (Рязань, Курск, Воронеж, Белгород) – «гэканье», или, как оно называется по-научному, «фрикативное г». Если среднерусские жители часто произносят «а» на месте безударных «о» («Масква»), то северян можно отличить по четкому «о». На севере любят цокать, то есть вместо «ч» произносить мягкое «ц». «Пецька» вместо «печка» и «внуцок» вместо «внучок».Зато на юге смягчают «т» в конце глаголов третьего лица: «он ходить» вместо «он ходит».

Ведущий. Помимо основных диалектов, многие области имеют местные особенности. Словом «жалик» туляки называют пряник без начинки. А, например, вологжане называют пруд - «вица».

Ведущий. Сейчас я раздам вам карточки со словами, их три группы: слова из северного наречия, из южного и нейтральные, общеупотребительные слова. Ваша задача – сопоставить эти слова, сложить три в ряд.

Ведущий раздает карточки со словами (желательно, скрепить группы слов: северные, южные, нейтральные – резинкой). Участники выполняют задание. Ведущий оценивает правильность выполнения задания и за каждую правильную цепочку слов награждает команду пятью баллами, если цепочка верна не полностью, она оценивается в три балла.

Ведущий. Благодаря своей многогранности русский язык всегда остаётся уникальным, делает речь человека выразительной и красноречивой.

Ведущий собирает маршрутные листы, подсчитывает баллы и награждает победителей.

Ведущий. Русский язык – это наше национальное достояние. А русский алфавит отражает всё богатство великого русского языка, это стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации. И мы обязаны его беречь и любить, чтобы помнили наши потомки об этом великом и могучем языке.

Ведущий. И закончим наше мероприятие мы словами Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Ведущий. Сегодня мы прикоснулись к истории дней минувших, вспомнили о создателях Кириллицы – Кирилле и Мефодии, благодаря которым появился русский алфавит. Давайте же бережно относиться к русскому языку. Из поколения в поколение трепетно, с любовью, передавать великое русское слово.

Сценарий мероприятия

(вариант для проведения в школе)

Цель: расширить кругозор обучающихся, через знакомство с истоками русской письменности, историей создания славянской азбуки и появления русского языка, его областными особенностями и местом в системе славянских языков.

Задачи:

· познакомить с житием святых Мефодия и Кирилла; показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;

· познакомить с историей создания славянской азбуки; описать возможности использования ее знаков и их заимствование современным русским алфавитом; 

· указать роль и место русского языка в системе славянских языков;

· познакомить с местными особенностями языка; обозначить место диалектизмов в системе русского национального языка;

· формировать уважительное отношение к христианской культуре, к родным истокам, русскому языку;

· развить познавательный интерес к истории, к родному языку.

Оформление: парты, оформленные для проведения квестовых игр по станциям, костюмы, раздаточный материал, маркерная доска, кириллица, русский алфавит, портреты Кирилла и Мефодия, древо славянских языков, карта диалектов русского языка.














Ход мероприятия

Желающие участвовать в квестовом приключении собираются в холле или актовом зале, где организаторы праздника выступают со вступительным словом и осуществляют организационную часть.

В центре Ведущий 1.

Ведущий 1. Сегодня, 24 мая, мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. 24 мая во всех странах, где живут славяне, отмечают этот праздник. Этот день посвящен ученым и просветителям, создавшим впервые в мире славянское письмо.

Ведущий 1. Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуре, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги.

Выходит Ведущий 2. Он одет в русский народный костюм.

Ведущий 2. Здравствуйте, наши славные гости! Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, нам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы да раскрасавицы – красные девицы. У них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

Ведущий 1. Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать, а все знания передавались устно. Но появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.

Ведущий 1. Дорога к письменности была длинной и трудной.

Ведущий 2. Всё началось с медведей!

Ведущий 1. Вы не ослышались. В те времена люди жили в пещерах. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры и увидели на стенах царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.

Ведущий 1. Наши предки стали украшать стены своих жилищ рисунками. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом. На смену рисуночному письму пришли «священные знаки» -иероглифы, а затем финикийская клинопись - буквы-значки, обозначающие только согласные звуки. На основе этого письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Ведущий 1. Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность.

Ведущий 2. Явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из государства Византия и славянской земли - города Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

Ведущий 1. В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, чтобы читать книги на славянском языке. Древние славяне не имели своей письменности, а книги были только на греческом языке. Перед братьями поставили нелёгкую задачу, и они решили составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.

Ведущий 2. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата.

Выходят Кирилл и Мефодий.

Кирилл.
Скоро нам, Мефодий, - в Моравию,
Император наш повелел идти.
Надо нам славянам Писание
На язык славянский перевести.
Мефодий
Это дело, брат, очень сложное,
Сомневаюсь я, - нам по силам ли?
Кирилл
Я надеюсь на помощь Божию,
Посвятим Ему все труды свои!
Мефодий
Как же нам тогда, брат, переводить:
МИР и БЛАГОДАТЬ, ИСТИНА и СВЕТ,
АНГЕЛ и МОНАХ, ЧЕЛОВЕК и ЖИЗНЬ?
В языке славян слов-то этих нет!
Кирилл
Если можно их из славянских слов
Нам образовать, - так и сделаем!
Иль из греческих создадим основ,
Новый смысл славянам поведаем
Мефодий
Да, ты прав, мой брат! Просветить славян
Надо нам с тобой Словом Божиим.
Службы служатся на латинском там,
То чужой язык! Так поможем им!

Кирилл и Мефодий подходят к маркерной доске и начинают чертить на ней разные знаки, то стирая, то рисуя вновь.

Ведущий 1. Азбука складывалась, как мозаичная картина. День за днем стояли они бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые.

Кирилл. Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела.

Ведущий 2. И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку, называется эта азбука кириллицей, по имени Кирилла, одного из ее создателей. Каждая буква была особенной и имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука. (Чтение отдельных букв). Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой".

Ведущий 1. И вот азбука была готова.

Ведущий 2. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славяне могли читать. Это оказалось очень трудным делом, вместе Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

Ведущий 1. И, наконец, Кирилл написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна:

Кирилл и Мефодий, отходя от маркерной доски, на которой выведена фраза:

Кирилл и Мефодий. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог!

Ведущий 1. Эти первые строки, написанные Кириллом славянскими буквами, стали названием нашего сегодняшнего мероприятия, потому что Слово на Руси – это основа для зарождения русской национальной культуры.

Ведущий 1. Сегодня, в День Славянской письменности и культуры, мы зовем вас поучаствовать в нашем увлекательном квесте, посвященном истории русского языка и письменности.

Ведущий 2. Этот праздник появился в нашей стране совсем недавно. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах, в Болгарии, например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

Ведущий 1. Я надеюсь, что наше мероприятие пройдет весело и увлекательно, чтобы восполнить упущенные Россией годы. Вы можете стать участниками нашего квеста, получив маршрутный лист у наших уважаемых просветителей, Кирилла и Мефодия. Вы можете участвовать в квесте группами по 5 человек или проходить по станциям в одиночку.

Ведущий 1. Станции будут работать на перемене в течение всего учебного дня[2]. В 15:00 вы должны будете сдать маршрутные листы, предварительно подписав их своим именем или именем команды. Победители будут определяться по двум номинациям.

Ведущий 2. Номинация «Скоропись», означающая древнерусское беглое письмо, будет присуждаться участнику или команде, быстрее всех прошедшей по своему индивидуальному маршруту.

Ведущий 1. Номинация «Устав» - торжественное раздельное письмо, вручается за обстоятельное прохождение каждой станции участникам, набравшим наибольшее количество баллов.

Ведущий 1. Ваша задача пройти испытания и обогатить себя знаниями о данном празднике и его истории. Желаю вам удачи!

Ведущий 2. В добрый час!

Ведущие уходят. Кирилл и Мефодий раздают желающим участвовать маршрутные листы с перечнем станций, которые необходимо посетить. Они также отвечают на организационные вопросы.

После выполнения организационной работы Кирилл и Мефодий ходят между станциями, обмениваясь репликами друг с другом, иногда, спрашивая что-либо у участников, иногда помогая ребятам с заданиями.

На каждой станции свой ведущий и готовый сценарий. Этот сценарий озвучивается для каждой группы. Сценарии станций существуют независимо друг от друга.


























Настольная игра «Кирилл и Мефодий»

Ведущий стоит за партой, на которой разложено игровое поле, фишки и карточки уже приготовлены к игре. На парте также находятся инструкция к игре и буклет, посвященный тематике станции.

Ведущий. Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица. После смерти братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. Позже, в Болгарии, ученики изобрели вторую азбуку. Она называлась Кириллица. Именно кириллица и стала основой русской «Азбуки».

Ведущий. Создание славянского алфавита было непростой задачей. Перед Кириллом и Мефодием возникали не только трудности, связанные с изобретением букв. Преградой также были политические конфликты, сопротивление духовенства, смена правительства. Узнать о жизненном пути Солунских братьев, об их злоключениях, триумфе и падении, похвале от Папы Римского и последующем изгнании нам поможет настольная игра, посвященная биографии Кирилла и Мефодия.

Начинается игра. Игра проводится в соответствии с инструкцией. По завершении игры Ведущий записывает в маршрутные листы участников количество заработанных ими баллов.

Ведущий. Имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей. Идите, и не забывайте их.

«Древнерусская литература»

Ведущий стоит за партой, на которой разложены тексты на древнерусском языке. На парте также находится буклет, посвященный тематике станции.

Ведущий. Научиться читать в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги. Только затем, принимались за чтение. Первые книги, которые ученики читали, были Часослов и Псалтырь.

Ведущий. Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, девочек же обучали шить, вышивать, ткать, прясть. Школа для детей находилась при церкви, а учителями были священники или дьяконы. Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они трижды поклонятся перед иконой. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Ведущий. Сейчас мы тоже поучаствуем в древнерусском уроке чтения. Кто самый смелый? Ученики из каждой команды, выходите. Вам нужно будет прочитать вслух отрывки из произведений древнерусской литературы. А затем вы попытаетесь их перевести.

Участникам нужно прочитать вслух отрывки из древнерусских произведений и попытаться перевести эти тексты на русский язык. Участники могут обращаться к ведущему за помощью в объяснении значения отдельных слов. За каждый прочтенный и переведенный текст начисляется 10 баллов. Если ребенок смог только прочитать текст – 5 баллов.

«Славянские прописи»

Ведущий стоит за партой, на которой разложены листы бумаги с прописями, цветные карандаши и краски. На парте также находится буклет, посвященный тематике станции.

Ведущий. Древнерусская литература зародилась в 11 веке, когда окончательно сформировалось русское государство. Первыми произведениями были летописи, ведущиеся монахами в монастырях. Они многократно переписывались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной рукописи уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква даже не писалась, а рисовалась.

Ведущий. Тщательно подбирались чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит».

Ведущий. Такая книга стоила больших денег.

Ведущий. Сейчас вы попробуете себя в роли древнерусских переписчиков. Я раздам вам несколько листов – прописей. Следуя пунктирным линиям, запишите старославянское слово, а затем раскрасьте его и картинку ниже. Вам понадобятся цветные карандаши и фломастеры, если вы хотите, чтобы ваша страничка действительно была похожа на произведения мастеров-переписчиков 11 века.

Участники пишут и раскрашивают буквы и картинки. Аккуратно выполненные, раскрашенные рисунки получают 10 баллов. Неаккуратные или нераскрашенные – 5 баллов.

Ведущий. Сейчас вы писали на бумаге. А в Древней Руси бумаги не было, простой народ писал на бересте – березовой коре, подвергнутой специальной обработке. Буквы наносили костяной или железной палочкой – писалом. Назывались такие «книги» берестяными грамотами. Богатые люди пользовались пергаментом. Это тонкая, очищенная от волос телячья или козья кожа. Ее растягивали на рамах, натирали мелом, очищали пемзой, чтоб она была ровной, и сушили. Затем нарезали из нее листы одинаковой величины.

Ведущий. На листах пергамента писали гусиным пером. Перед письмом его заостряли особым ножиком и расщепляли на конце. Чернила делали из сажи.

«Славянская арифметика»

Ведущий стоит за партой, на которой разложены листы бумаги с примерами и инструкции к разгадыванию старославянского «буквенного шифра». На парте также находится буклет, посвященный тематике станции.

Ведущий. В славянском языке не было знаков, обозначающих цифры. Цифры обозначались при помощи некоторых букв. Если буква заменяла собой цифру, над ней ставился знак титло, а сбоку писалась точка. Только буквы греческого происхождения имели цифровые значения.

Ведущий. Перед вами лежат примеры, записанные с помощью буквенных обозначений, как это делалось в Древней Руси. Есть у вас и инструкция, чтобы разгадать этот буквенный код. Внимательно прочитайте инструкцию, и вы сможете привести эти примеры в стандартный цифровой вид. Когда примеры будут решены, запишите ответ цифрами и задание будет считаться выполненным.

Участники решают примеры. За каждый решенный пример начисляется 5 баллов.

Ведущий. Кириллица просуществовала на Руси неизменной более 700 лет до времён Петра Великого. В результате реформы 11 букв были исключены из алфавита. Это буквы – « земля», «иже», «ферт», «от», «кси», «пси», «омега», «юс большой», «юс малый» и 2 йотированных «юса», добавлены две буквы – Э и Я. Были отменены и все надстрочные знаки, поэтому вместо буквенной цифири стали употребляться арабские цифры.

Ведущий. Узаконенный Петром I шрифт был назван гражданским и состоял из 36 букв. Им печаталась все документы и светская литература. В годы революции ещё одна языковая реформа сделала русский алфавит таким, каким мы его знаем сейчас.

 

«Древо славянских языков»

Ведущий стоит за партой, на которой разложены карты территории, занимаемой славянами, изображение языкового древа, разделенное на 3 части и карточки с названиями языков. На парте также находится буклет, посвященный тематике станции.

Ведущий. Россия, Украина, Белоруссия, Югославия, Македония, Болгария. Что объединяет эти страны? В этих странах используется кириллический алфавит. Языки этих стран относятся к славянской группе языков. Все славянские языки, в том числе и русский, восходят к праславянскому языку, который в свою очередь восходит к индоевропейскому праязыку - общему предку всех языков индоевропейской группы. Современные славянские языки довольно близки между собой.

Ведущий. Тринадцать существующих в настоящее время славянских языков делятся на три группы: 1) восточнославянская группа включает русский, украинский и белорусский языки; 2) западнославянская включает польский, чешский, словацкий, кашубский и два лужицких – верхнелужицкий и нижнелужицкий; 3) в южнославянскую группу входят: сербскохорватский язык, словенский, македонский и болгарский язык. Кроме того, имеется три мертвых языка – словинский, полабский и старославянский.

Ведущий. На слух эта информация воспринимается сложно, поэтому я предлагаю вам воспользоваться картой и самим попытаться распределить славянские языки на три группы: восточную, западную и южную. Кроме славянских языков в ваших карточках записаны некоторые неславянские языки. Чтобы выполнить задание правильно, вам стоит вспомнить, что, например, английский или японский в группу славянских языков не входят.

Пользуясь картой, участники размещают языки на древе по принципу: восточные, западные, южные славянские языки. За каждое правильное размещение начисляется 2 балла.

«Русские диалекты»

Ведущий стоит за партой, на которой разложены три группы карточек с названиями слов: нейтральных, слов северного диалекта и слов южного диалекта. На парте также находится буклет, посвященный тематике станции.

Ведущий. Русский язык – один из самых мелодичных и богатых языков в мире. В его словаре насчитывается более 200 тысяч слов! В каком языке есть еще такая богатая эмоционально-психологическая лексика, которая позволяет описать статус, состояние и возраст человека, его окружение и еще много других признаков одним только словом? Речь идет, конечно же о жаргонизмах, профессионализмах, и диалектизмах.

Ведущий.Жаргон– это язык, свойственный для людей определенной социальной группы. Профессионализмы свойственны речи представителей той или иной профессии. Диалектизмы – слова, х арактерные для каких-либо территорий.

Ведущий. Несмотря на то, что Россия такая большая, лингвисты выделяют всего три основных диалекта: северный, южный и среднерусский, в котором произошло слияние северных и южных черт.

Ведущий. Одно из самых ярких отличий южного наречия (Рязань, Курск, Воронеж, Белгород) – «гэканье», или, как оно называется по-научному, «фрикативное г». Если среднерусские жители часто произносят «а» на месте безударных «о» («Масква», а не «Москва»), то северян можно отличить по четкому «о». На севере любят цокать, то есть вместо «ч» произносить мягкое «ц». «Пецька» вместо «печка» и «внуцок» вместо «внучок».
Зато на юге смягчают «т» в конце глаголов третьего лица: «он ходить» вместо «он ходит».

Ведущий. Помимо основных диалектов, многие области имеют местные особенности. Словом «жалик» туляки называют пряник без начинки. А, например, вологжане называют пруд - «вица».

Ведущий. Сейчас я раздам вам карточки со словами, их три группы: слова из северного наречия, из южного и нейтральные, общеупотребительные слова. Ваша задача – сопоставить эти слова, сложить три в ряд.

Участники сопоставляют слова по три в ряд. За каждую правильно составленную цепь начисляется 5 баллов. Если цепь составлена не совсем верно, начисляется 3 балла.


Подведение итогов

Участники снова собираются в холле или в актовом зале в оговоренное время. Маршрутные листы уже сданы организаторам, баллы подсчитаны, выявлены имена победителей. В подготовленные заранее грамоты по соответствующим номинациям вписаны имена победителей.

Ведущие выходят в центр.

Ведущий 1. Русский язык – это наше национальное достояние. А русский алфавит отражает всё богатство великого русского языка, это стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации. И мы обязаны его беречь и любить, чтобы помнили наши потомки об этом великом и могучем языке.

Ведущий 1. Мы подвели итоги пройденного вами квеста, и братья-просветители Кирилл и Мефодий, готовы огласить вам результаты.

Кирилл и Мефодий оглашают результаты и награждают победителей.

Ведущий 2.С егодня мы прикоснулись к истории дней минувших, вспомнили о создателях Кириллицы – Кирилле и Мефодии, благодаря которым появился русский алфавит. Давайте же бережно относиться к русскому языку. Из поколения в поколение трепетно, с любовью, передавать великое русское слово.

Ведущий 1. И закончим наше мероприятие мы словами Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».


 

Дидактические игры

«Кирилл и Мефодий»
(настольная игра)

Цель игры: познакомить учащихся с биографией славянских просветителей - Кирилла и Мефодия, в игровой форме донести историю создания славянской азбуки, являющейся основой современного русского алфавита.

Описание: Создание славянского алфавита было непростой задачей. Перед Кириллом и Мефодием возникали не только трудности, связанные с изобретением букв. Преградой были политические конфликты, сопротивление духовенства, смена правительства. Настольная игра, посвященная биографии Кирилла и Мефодия поможет узнать о жизненном пути Солунских братьев, об их злоключениях, триумфе и падении, похвале от Папы Римского и последующем изгнании.

Возможно два варианта проведения игры.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: