Вариант 1. Настольная стратегическая игра

Правила игры: Фишки поля лежат в произвольном порядке. Количество ходов определяется с помощью двух игральных кубиков. Игра рассчитана на 4-х игроков, но возможна и командная игра с 4-мя командами по несколько человек. Продолжительность партии примерно 30-40 минут.

Состав игры:

· Игровое поле — 96 квадратных клеток с разными рисунками на одной стороне и тремя вариантами рубашек на другой. Клетки делятся на 3 группы: 16 центральных, 44 внутреннего круга и 36внешнего круга. Фишки располагаются на поле в соответствии со схемой.

· Старт — 4 квадратные клетки в углах поля, с которых игроки начинают «ходить».

· Фишки — 3-4 фишки, расположенные к началу игры на каждом Старте.

· Монеты — фишки для награждения игроков.

· Карточки с заданиями.

· Правила.

· Игральные кубики.

Подготовка к игре: 96 фишек поля: 16 центральных, 44 внутреннего круга и 36внешнего круга перемешиваются и выкладываются рубашкой вверх в соответствии со схемой. По углам, на клетках Старта располагаются по 3-4 фишки игроков или игрока.

Цель игры: получить как можно больше монет за нахождение бонусов и выполнение заданий. Побеждает тот, кто заработает больше всего монет.

Вариант 2. Викторина

Фишки поля лежат в произвольном порядке. Число игроков не ограничено. Игроки делятся на команды (или играют по одиночке), и, начиная с капитанов, по очереди подходят к ведущему и наугад открывают клетки поля. Сначала открываются клетки с края поля, до тех пор, пока не будет найдена карта «Ключ». Продолжительность игры примерно 30-40 минут.

Состав игры: Тот же. Исключение: нет фишек и игральных кубиков.

Цель игры: получить как можно больше монет за нахождение бонусов и выполнение заданий. Побеждает тот, кто заработает больше всего монет.

Игроки отвечают на вопросы заданий самостоятельно, или с помощью команды.

Настольная игра «Кирилл и Мефодий» («Мефодица»)


«Древнерусская литература»

Цель игры: познакомить учащихся с памятниками древнерусской литературы, рассказать об истории русского языка и его более древней формы, отраженной в текстах 11-16 веков.

Описание: Научиться читать, в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги. Только затем, принимались за чтение. Эта игра - реконструкция древнерусского урока чтения. Участникам необходимо прочитать вслух отрывки из произведений древнерусской литературы, и, по возможности, перевести их.

 

Текст
Повесть временных лет

И быша •г҃• брата: а единому имя Кий, а другому Щекъ, а третьемó Хоривъ, и сестра ихъ Лыбѣдь. И сѣдяше Кий на горѣ, кдѣнынѣ увозъ Боричевъ, а Щекъ сѣдяше на горѣ, кдѣнынѣ зовется Щековица, а Хоривъ на третьей горѣ, отнюду же прозвася Хоривица. Створиша городокъ во имя брата ихъ старѣйшаго и наркоша и́ Киевъ. И бяше около города лѣсъ и боръ великъ, и бяхóлов яще звѣрь, бяхóтьбомóдрѣ и смыслени, и нарицахóся поляне, от нихъ же сóть поляне — кияне и до сего дни.


Перевод

И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

 


«Славянские прописи»

Цель игры: приобщить детей к творчеству древнерусских переписчиков, сформировать бережное отношение к книгам и творческому труду, пополнить словарный запас учащихся новыми словами, познакомить со славянской культурой.

Описание: Древнерусская литература зародилась в 11 веке, когда окончательно сформировалось русское государство. Первыми произведениями были летописи, ведущиеся монахами в монастырях. Они многократно переписывались от руки. «Славянские прописи» позволят ребенку почувствовать себя настоящим древнерусским переписчиком. Следуя пунктирным линиям, дети должны будут записать старославянские слова, а затем раскрасить текст и черно-белые картинки снизу. Каждая страничка может стать похожей на произведение мастера-переписчика 11 века, если учащийся подойдет к делу со всей аккуратностью и использует свое воображение.


«Славянская арифметика»

Цель игры: познакомить с возможностями кириллического алфавита, научить пользоваться славянской буквенной цифирью, расширить кругозор, поспособствовать повышению концентрации, внимания и логического мышления.

Описание: В старославянском языке некоторые буквы использовались вместо цифр. Если буква заменяла собой цифру, над ней ставился знак титло, а сбоку писалась точка. Надстрочные знаки были отменены только после 700 лет существования реформой Петра Великого, введшей в употребление арабские цифры. Решение примеров и задач, цифры в которых записаны при помощи букв, позволяют учащимся понять, насколько сильно отличается язык древних славян от современного русского языка. Упражнению выделена важная роль - познакомить детей с явлением изменения и совершенствования языка, но, кроме этого, разгадывание буквенного кода - отличное упражнение для развития логики и внимания, а также прекрасный способ проведения досуга.

Инструкция

В старославянском языке некоторые буквы использовались вместо цифр. Если буква заменяла собой цифру, над ней ставился титло, а сбоку писалась точка.

а̃.

Только буквы греческого происхождения имели цифровые значения.

Числа второго десятка писались следующим образом: знак первого десятка + знак десяти.

ãI. – 11, В̃I. – 12

Следующие 9 букв обозначали десятки, к которым прибавлялись единицы.

К̃Д. – 24, О̃Н. - 28

Сотни передавались еще девятью буквами.

ХМ̃Г. - 643

Тысячи передавались знаками первого десятка, но слева внизу ставился особый знак.

҂Г̃ЦКГ. – 3923, ҂В̃ФПД. – 2584

 

Варианты примеров

 

Варианты задач

1. Собака усмотрела зайца в р̃н. саженях от себя. Заяц пробегает за в̃. минуты ф̃. саженей, а собака - за е̃. минут ҂а̃т. саженей.

За какое время собака догонит зайца?

Ответ:15 минут

2. Крестьянин купил ỹs. гусей. Половину гусей он купил, заплатив по в̃. алтына и z̃. полушек за каждого гуся. За каждого из остальных гусей он заплатил по в̃. алтына без полушки.

Сколько стоит покупка?

а̃. рубль = р̃. копеек

а̃. гривна = i. копеек

а̃. алтын = г̃. копейки

а̃. полушка = а̃./д̃. копейки

Ответ: 6 рублей 16 алтын уплачено за гусей.

3. Расстояние между деревней и селом о̃в. версты. Одновременно навстречу друг другу выехали две повозки и встретились через s̃. часов. Найдите скорость каждой повозки, если одна двигалась на в̃. версты в час быстрее.

Ответ: 5 верст в час; 7 верст в час.


«Древо славянских языков»

Цель игры: указать место русского языка в системе языков славянской группы, познакомить с языками, родственными русскому по происхождению и некоторым языковым особенностям.

Описание: Все славянские языки, в том числе и русский, восходят к праславянскому языку, который в свою очередь восходит к индоевропейскому праязыку - общему предку всех языков индоевропейской группы. Тринадцать существующих в настоящее время славянских языков делятся на три группы: 1) восточнославянская группа включает русский, украинский и белорусский языки; 2) западнославянская включает польский, чешский, словацкий, кашубский и два лужицких – верхнелужицкий и нижнелужицкий; 3) в южнославянскую группу входят: сербскохорватский язык, словенский, македонский и болгарский язык. Кроме того, имеется три мертвых языка – словинский, полабский и старославянский. Ученикам предлагается воспользоваться картой и попытаться распределить славянские языки на три группы: восточную, западную и южную. В выданных ученикам карточках встречаются также и языки, не входящие в славянскую группу. Детям необходимо самим найти языки, родственные русскому.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: