С применением электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий [2]

5.1. Образовательная организация обеспечивает реализацию коррекционно-развивающей области учебного плана АООП, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и предусматривает участие специалистов сопровождения (учителей-логопедов, педагогов-психологов, педагогов-дефектологов и др.) в процессе обучения.

5.2. Образовательная организация обеспечивает для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с нарушениями анализаторных систем (нарушения слуха, нарушения зрения и др.) использование в процессе обучения специальных компьютерных программ, которые позволяют обучающимся с ОВЗ получать учебную информацию альтернативным способом и обеспечивают её доступность (программы автоматической транскрибации речи, программы трансформации текста в речь).

5.3. Образовательная организация предусматривает увеличение продолжительности времени в процессе on-line занятий, отводимого на ориентацию обучающихся в текущих заданиях, их выполнение.

5.4. Образовательная организация предусматривает ограничение объёма изучаемого материала обучающимися, его дозированность в целях профилактики повышенной утомляемости и снижения периода продуктивной деятельности у обучающихся с ОВЗ (с учётом их психофизических особенностей и потенциальных возможностей).

5.5. Для обучающихся с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих).

• Проведение уроков на платформе программы Skype. Такой урок позволяет общаться с учеником в режиме реального времени (выслушать ответ, оценить ученика, построить диалог).

• Использование сервисов, построенных на основе чат-технологий, где обучающиеся имеют возможность обмениваться мнениями, вести переписку, участвовать в обсуждении проблемы при выполнении, например, проекта.

• Использование электронных учебных курсов, которые позволяют не только поддержать процесс обучения, но и в значительной степени разнообразить его, стать средством самообразования.

• Организация интерактивных конкурсов, викторин и соревнований с помощью сайта, имеющего базу тестовых и творческих заданий.

• Проведение виртуальных экскурсий (литературно-биографические, литературно-краеведческие, историко-литературные, литературно-художественные и др.), сопровождаемых текстовым описанием экспонатов.

5.6. Для обучающихся с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих).

• Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов в форме прослушивания и повторения за учителем упражнений на аудионосителях (для слепых обучающихся), аудио- и видео- носителях (для слабовидящих обучающихся).

• Соблюдение оптимальной нагрузки на зрение у слабовидящих учеников должно составлять не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения – 10 - 20 минут.

• Сопровождение словесными объяснениями ситуаций, обстановки, поведения героев в процессе занятия при просматривании визуального контента.

• Обеспечение наиболее комфортного для обучающихся с нарушениями зрения цвета фона экрана монитора – голубовато-серого или зеленовато-желтого. Одновременное использование не более трех цветов.

5.7. Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

• Использование различных форм дистанционного обучения (чат-занятие, веб-занятие, телеконференция) и разнообразных способов передачи информации (электронная почта, сайт, электронный ресурс) в соответствии с техническими возможностями образовательной организации и обучающегося.

• Учёт особенностей звуковой и смысловой стороны речи обучающихся с ТНР.

• Реализация коррекционной направленности в процессе учебных занятий.

• Обеспечение тщательного отбора учебного материала с учетом особенностей речевого развития детей – состояния фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, умения использовать свои языковые средства в процессе коммуникации.

• Использование групповых и коллективных форм дистанционной работы (при соответствующих возможностях) с обучающимися.

• Учёт особенностей неречевых процессов данной категории детей (недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, произвольность поведения, пониженная познавательная активность в области языковых средств, неустойчивость внимания, недостаточная способность к переключению, сниженная работоспособность, повышенная психическая истощаемость, трудности проявления волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы и др.).

• Постепенное введение новой информации, необходимость многократного повторения информации – возврата к ранее изученному материалу.

5.8. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

• Предоставление большего количества времени обучающимся для выполнения письменных работ, использование в качестве альтернативного варианта ответа в устной форме.

• Индивидуальный подбор для обучающихся объема и способов выполнения заданий в каждом конкретном случае.

• Использование схем, рисунков, картинок и других наглядных материалов, которые могут быть представлены с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

5.9. Для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)

• Предоставление обучающимся с ЗПР коррекционно-развивающей помощи и обеспечения условий для проведения курсов коррекционно-развивающей области и индивидуальных коррекционных занятий в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, разработанным специалистами школьного ПМП-консилиума.

• Подготовка специалистами сопровождения материалов с описанием заданий и упражнений, которые высылаются обучающемуся по электронной почте или доставляются доступным для него способом в пространстве интернет-сети.

• Размещение материалов, необходимых для занятий, инструкций к заданиям и упражнениям, памяток, ссылок на другие ресурсы или файлы. Информацию для обучающегося и его родителей можно объединять в тематические папки, дополнять таблицами с расписанием занятий и вариантами обратной связи.

• Проведение онлайн-консультирования родителей обучающихся по вопросам прохождения коррекционно-развивающих курсов и оказания психологической поддержки.

5.10. Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

• Обеспечение возможности личного контакта самого ребенка с учителем, тьютором, педагогом- психологом.

• Предоставление родителям (законным представителям) режима занятий с обучающимся, возможности личных консультаций.

• Согласование с родителями организации распорядка дня обучающегося.

• Обеспечение родителям (законным представителям) методической поддержки в ходе проведения учебных занятий с обучающимся с РАС.

• Поддерживание контакта с родителями (законными представителями) путём организации общения в чате, в социальных сетях.

5.11. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

• Составление расписания on-line занятий (консультаций) с обучающимися, с их родителями. Доведение данной информации до сведения родителей.

• Разработка индивидуальных заданий для обучающихся с учётом варианта образовательной программы, индивидуальных особых образовательных потребностей.

• Информирование родителей (законных представителей) о необходимости их присутствия на занятиях, обеспечения с их стороны технической части урока и контроля учебного поведения ребёнка.

• Соблюдение внешних границ занятия: его точное начало и точное окончание, предусмотрительность к внештатным ситуациям.

• Соблюдение внутреннего порядка занятия: разделение его на этапы; постановка для каждого этапа конкретной цели.

• Соблюдение в ходе занятия основных дидактических принципов обучения: наглядность, опора на изученный материал, доступность, последовательность и систематичность, индивидуальный и дифференцированный подход.

• Осуществление рефлексии занятия: общий анализ, его позитивные и негативные стороны; оценка выполненных заданий обучающимся.

 

 


[1] Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта 2020 г. №ВБ-717/04 «О направлении перечня решений по итогам совещания», п.1.6.

[2] Дистанционное обучение детей с ОВЗ: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/).





double arrow
Сейчас читают про: