образовательных технологий [2]
5.1. Образовательная организация обеспечивает реализацию коррекционно-развивающей области учебного плана АООП, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и предусматривает участие специалистов сопровождения (учителей-логопедов, педагогов-психологов, педагогов-дефектологов и др.) в процессе обучения.
5.2. Образовательная организация обеспечивает для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с нарушениями анализаторных систем (нарушения слуха, нарушения зрения и др.) использование в процессе обучения специальных компьютерных программ, которые позволяют обучающимся с ОВЗ получать учебную информацию альтернативным способом и обеспечивают её доступность (программы автоматической транскрибации речи, программы трансформации текста в речь).
5.3. Образовательная организация предусматривает увеличение продолжительности времени в процессе on-line занятий, отводимого на ориентацию обучающихся в текущих заданиях, их выполнение.
5.4. Образовательная организация предусматривает ограничение объёма изучаемого материала обучающимися, его дозированность в целях профилактики повышенной утомляемости и снижения периода продуктивной деятельности у обучающихся с ОВЗ (с учётом их психофизических особенностей и потенциальных возможностей).
5.5. Для обучающихся с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих).
• Проведение уроков на платформе программы Skype. Такой урок позволяет общаться с учеником в режиме реального времени (выслушать ответ, оценить ученика, построить диалог).
• Использование сервисов, построенных на основе чат-технологий, где обучающиеся имеют возможность обмениваться мнениями, вести переписку, участвовать в обсуждении проблемы при выполнении, например, проекта.
• Использование электронных учебных курсов, которые позволяют не только поддержать процесс обучения, но и в значительной степени разнообразить его, стать средством самообразования.
• Организация интерактивных конкурсов, викторин и соревнований с помощью сайта, имеющего базу тестовых и творческих заданий.
• Проведение виртуальных экскурсий (литературно-биографические, литературно-краеведческие, историко-литературные, литературно-художественные и др.), сопровождаемых текстовым описанием экспонатов.
5.6. Для обучающихся с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих).
• Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов в форме прослушивания и повторения за учителем упражнений на аудионосителях (для слепых обучающихся), аудио- и видео- носителях (для слабовидящих обучающихся).
• Соблюдение оптимальной нагрузки на зрение у слабовидящих учеников должно составлять не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения – 10 - 20 минут.
• Сопровождение словесными объяснениями ситуаций, обстановки, поведения героев в процессе занятия при просматривании визуального контента.
• Обеспечение наиболее комфортного для обучающихся с нарушениями зрения цвета фона экрана монитора – голубовато-серого или зеленовато-желтого. Одновременное использование не более трех цветов.
5.7. Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
• Использование различных форм дистанционного обучения (чат-занятие, веб-занятие, телеконференция) и разнообразных способов передачи информации (электронная почта, сайт, электронный ресурс) в соответствии с техническими возможностями образовательной организации и обучающегося.
• Учёт особенностей звуковой и смысловой стороны речи обучающихся с ТНР.
• Реализация коррекционной направленности в процессе учебных занятий.
• Обеспечение тщательного отбора учебного материала с учетом особенностей речевого развития детей – состояния фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, умения использовать свои языковые средства в процессе коммуникации.
• Использование групповых и коллективных форм дистанционной работы (при соответствующих возможностях) с обучающимися.
• Учёт особенностей неречевых процессов данной категории детей (недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, произвольность поведения, пониженная познавательная активность в области языковых средств, неустойчивость внимания, недостаточная способность к переключению, сниженная работоспособность, повышенная психическая истощаемость, трудности проявления волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы и др.).
• Постепенное введение новой информации, необходимость многократного повторения информации – возврата к ранее изученному материалу.
5.8. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
• Предоставление большего количества времени обучающимся для выполнения письменных работ, использование в качестве альтернативного варианта ответа в устной форме.
• Индивидуальный подбор для обучающихся объема и способов выполнения заданий в каждом конкретном случае.
• Использование схем, рисунков, картинок и других наглядных материалов, которые могут быть представлены с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
5.9. Для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)
• Предоставление обучающимся с ЗПР коррекционно-развивающей помощи и обеспечения условий для проведения курсов коррекционно-развивающей области и индивидуальных коррекционных занятий в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, разработанным специалистами школьного ПМП-консилиума.
• Подготовка специалистами сопровождения материалов с описанием заданий и упражнений, которые высылаются обучающемуся по электронной почте или доставляются доступным для него способом в пространстве интернет-сети.
• Размещение материалов, необходимых для занятий, инструкций к заданиям и упражнениям, памяток, ссылок на другие ресурсы или файлы. Информацию для обучающегося и его родителей можно объединять в тематические папки, дополнять таблицами с расписанием занятий и вариантами обратной связи.
• Проведение онлайн-консультирования родителей обучающихся по вопросам прохождения коррекционно-развивающих курсов и оказания психологической поддержки.
5.10. Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
• Обеспечение возможности личного контакта самого ребенка с учителем, тьютором, педагогом- психологом.
• Предоставление родителям (законным представителям) режима занятий с обучающимся, возможности личных консультаций.
• Согласование с родителями организации распорядка дня обучающегося.
• Обеспечение родителям (законным представителям) методической поддержки в ходе проведения учебных занятий с обучающимся с РАС.
• Поддерживание контакта с родителями (законными представителями) путём организации общения в чате, в социальных сетях.
5.11. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
• Составление расписания on-line занятий (консультаций) с обучающимися, с их родителями. Доведение данной информации до сведения родителей.
• Разработка индивидуальных заданий для обучающихся с учётом варианта образовательной программы, индивидуальных особых образовательных потребностей.
• Информирование родителей (законных представителей) о необходимости их присутствия на занятиях, обеспечения с их стороны технической части урока и контроля учебного поведения ребёнка.
• Соблюдение внешних границ занятия: его точное начало и точное окончание, предусмотрительность к внештатным ситуациям.
• Соблюдение внутреннего порядка занятия: разделение его на этапы; постановка для каждого этапа конкретной цели.
• Соблюдение в ходе занятия основных дидактических принципов обучения: наглядность, опора на изученный материал, доступность, последовательность и систематичность, индивидуальный и дифференцированный подход.
• Осуществление рефлексии занятия: общий анализ, его позитивные и негативные стороны; оценка выполненных заданий обучающимся.
[1] Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта 2020 г. №ВБ-717/04 «О направлении перечня решений по итогам совещания», п.1.6.
[2] Дистанционное обучение детей с ОВЗ: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/).






