- Разработал вопрос об основных путях достижения биологического прогресса:
- Ч.Дарвин; 2) Ж.Б.Ламарк; 3) Э.Геккель; 4)А.Н.Северцов
- Для ароморфоза характерно:
- приспособление к конкретным условиям обитания без повышения уровня организации;
- повышение уровня организации, морфофизиологический прогресс;
- понижение уровня организации, морфофизиологический регресс.
- Для идиоадаптаций характерно:
1) приспособление к конкретным условиям обитания без повышения уровня организации;
- повышение уровня организации, морфофизиологический прогресс;
- понижение уровня организации, морфофизиологический регресс
- Для дегенерации характерно:
1)приспособление к конкретным условиям обитания без повышения уровня организации;
2)повышение уровня организации, морфофизиологический прогресс;
3)понижение уровня организации, морфофизиологический регресс
5. К ароморфозам (а), идиоадаптации (б), дегенерации (в) животных относят:
1) конечности позвоночных;
2) появление легочного дыхания у земноводных;
3) скорлупа у яиц птиц и пресмыкающихся;
4) защитные окраски у животных;
5) покровы у пресмыкающихся;
6) иголки у ежа;
7) уплощение тела у придонной рыбы;
8) мешковидное тело саккулины;
9) оперение у птиц;
10) клюв, перепонки на лапах у утки;
11) появление четырехкамерного сердца у птиц и млекопитающих;
12) редукция пищеварительной системы у ленточных червей;
13) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся.
Макроэволюция"
Цели:
- Конкретизировать и обобщить знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.
- Развитие умения правильно определять различные направления и пути эволюции, продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и результатами эволюции.
- Важность заботы о сохранении всех неповторимых групп организмов, созданных эволюцией.
Оборудование:
Карточки с ключевыми понятиями по теме ”Макроэволюция” размещены на доске по блокам.
развернуть таблицу
Биологический прогресс. Биологический регресс | Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация | Дивергенция Конвергенция | Гомологичные, аналогичные органы |
развернуть таблицу
I. Цели для учащихся, которые я проговариваю.
На этом уроке мы отработаем и закрепим основные понятия по теме ”Макроэволюция”, закрепим умения работать с таблицей.
- Вами будут выполнены тест, биологический диктант результаты которых вы узнаете на следующий урок, а сегодня каждый из вас может получить оценку, работая в течении урока.
- Будьте внимательны к каждому его моменту, это вам поможет выполнить тест и написать диктант. Кроме того сегодняшние знания вам помогут лучше усвоить раздел ”Основы экологии”.
- Посмотрите внимательно на доску, на ней размещены понятия о которых пойдет речь.
- Весь урок работаем с открытым учебником §12, 13, если что-то забыли ответ вы найдете в нем.
- В тетрадях записываем тему: ”Макроэволюция”.
II. Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях?
“Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию”. (Биологический прогресс)
Характеристика биологического прогресса? (Высокая численность, широкий ареал, большое количество подчиненных систематических групп)
Вывод: Биологический прогресс – это результат успеха в борьбе за существование.
“Снижение численности лишайников в густонаселенных районах” (биологический регресс).
Характеристика биологического регресса (уменьшение численности, сокращение ареала, снижения числа систематических групп более низкого ранга).
Вывод: Биологический регресс – отсутствие необходимого уровня приспособленности.
Чем опасен биологический регресс? (Вымиранием)
Биологический регресс чреват опасностью вымирания и в некоторых случаях человек способствует этому.
Какой вы можете привести пример?
Вследствие усиленного отстрела сократилась численность, и сузился ареал распространения соболя, на грани вымирания уссурийский тигр.
Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаются Красная книга, заповедники, заказники, национальные парки.
Почему “необратимый”?
Приспособление к среде, в который обитали предки, осуществляется на иной генетической основе.
III. Мы повторили направления эволюции.
Какими же путями они осуществляются?
развернуть таблицу
Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация | Обратить внимание учащихся на доску, где находится блок этих слов |
развернуть таблицу
Дать определение и привести пример ароморфоза.
Ароморфоз – усложнения строения функций организмов, ведущие к общему повышению организации и жизнеспособности в новых условиях обитания. Не имеет прямого приспособительного характера, повышает интенсивность жизнедеятельности особей, обуславливая их относительную независимость от условий среды. Сохраняются в поколениях, приводя к возникновению новых сист. групп.
Крупные ароморфозы: появление многоклеточности, оформление ядра, аэробное дыхание, половое размножение.
У растений: развитие тканей, появление вегетативных органов, появление цветков, плодов, семян, появление фотосинтеза.
У животных: двусторонняя симметрия тела, развитие мышц, сегментация тела, появление хорды, челюстей, выкармливание детенышей молоком.
Идиоадаптация - мелкие приспособления к специфическим условиям среды, полезные в борьбе за существование, но существенно не меняющей уровня организации. Приводят к узкой специализации группы, что при быстром изменении условий может привести к вымиранию. В результате идиоадаптации возникают мелкие систематические группы (род, семейство, отряд).
Примеры
У растений: Приспособление к опылению цветков ветром, насекомыми, видоизменение листьев.
У животных: Различная окраска, форма тела у водных животных, различные конечности у насекомых и животных.
Дегенерация – упрощение организации образа жизни в результате приспособления к более простым условиям существования связанным с прикрепленным или паразитическим образом жизни. Обычно сопровождается исчезновением ряда органов.
Примеры
Утрата органов чувств и пищеварительной системы у ленточных червей, редукция корней и хлорофилла у паразитических растений.
Мы вспомнили пути биологического прогресса. У вас на столах лежит чистый лист для выполнения теста и лист-тест “Основные пути эволюции растительного мира” и “Основные пути эволюции животного мира” (см. приложение).
I вариант выполняет тест о путях эволюции растительного мира.
II вариант выполняет тест о путях эволюции животного мира. Время выполнения теста – 10 минут. Не забудьте подписать листы: фамилия, имя, вариант. После работы с тестом лист не сдаем, он пригодится для диктанта и работы с карточкой.
Мы разобрали пути биологического прогресса, каковы же причины биологического регресса?
- Абиотические факторы (свет, температура, влажность).
- Деятельность человека.
Вывод: Человек не приспосабливался к окружающей его среде, а приспосабливал её к своим потребностям. Он, наступает на природу, не задумываясь о последствиях своей деятельности. Все больше сокращается разнообразие видов живых организмов в средах, эксплуатируемых человеком. Уменьшение биологического разнообразия естественной среды приводит к нарушению равновесия в природе.
В основе всего эволюционного процесса лежит дивергенция.
Дать определение и привести примеры.
Дивергенция – расхождение признаков в процессе эволюции, приводящее к образованию новых форм от общего предка. На основе дивергенции одни органы тела преобразуются в другие в связи с выполнением ими новых функций. Образуются гомологичные органы, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции.
Пример: Все конечности млекопитающих независимо от внешнего вида имеют одинаковое строение.