Независимое возникновение сходных признаков у организмов, не родственных друг другу или у органов имеющих в эмбриональном развитии различное происхождение, но выполняющие сходные функции. Возникает при заселении разными видами сходных типов местообитаний.
Органы выполняющие сходные функции, но имеющие разное происхождение называются аналогичными.
Пример
Крылья птиц и насекомых.
Сейчас проведем работу в парах. На столах лежит лист “основные закономерности эволюции” (см. приложение). Вам 5 минут на то, чтобы разобрать задания, затем обсудим их решения. Для удобства на листах с выполненным тестом пишем II, затем варианты ответов.
Пример: а – 1, 2, 4, 5, 7, 26, 27.
Проверка фронтально.
IV. Обратите внимание на термины вывешенные на доске, по каким группам они распределены?
- Направление эволюции.
- Пути эволюции.
- Закономерность эволюции.
- Результат закономерности.
Затем сразу убрать карточки с доски.
На листах с выполненным тестом пишем диктант. Я буду озвучивать явление, а вы пишите, как оно называется, указывая при этом номер.
- Появление челюстей у позвоночных. (Ароморфоз)
- Покровительственная окраска у животных. (Идиоадаптация)
- Отсутствие ног у змей. (Дегенерация)
- Уменьшение ареала белых лебедей. (Регресс)
- Корневище ландыша, клубни картофеля представляют собой подземные побеги. (Дивергенция)
- Сходные структуры в строении глаз осьминога и человека. (Конвергенция)
Сдайте листочки, каждый из вас получит по 2 оценки – за тест и диктант.
V. Можно ли запрограммировать эволюционный процесс? (Нет)
Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос поработаем с карточкой “Сравнение макро и микроэволюции”. (См. приложение)
1. Из чего складывается весь процесс эволюции. (Из макро и микроэволюции)
Вывод: Эти 2 процесса едины.
2. Что является главной движущей силой макро и микроэволюции. (Естественный отбор)
3. Можно ли запрограммировать естественный отбор? (Нет)
4. Следовательно?
Эволюцию запрограммировать нельзя.
Вывод: Направление, скорость, ход развития живой природы задается и осуществляется естественным отбором.
Запишем в тетрадь.
Нет принципиальных различий между процессами образования новых видов (микроэволюцией) и процессами формирования более высоких таксонометрических групп (макроэволюцией).
В макроэволюции действуют те же процессы: возникновение фенотипических изменений, борьба за существование, естественный отбор.
Найдите по учебнику определение макроэволюции. Прочитайте его.
А мы с вами дадим более развернутое определение работая с таблицей.
Эволюция на уровне систематических единиц выше вида, протекающая миллионы лет, недоступная непосредственному изучению и являющуюся обобщение микроэволюционных явлений называется макроэволюцией.
VI. Подведем итог урока, в тетради составим синквейн макроэволюции.
- Макроэволюция.
- Надвидовая, таксонометрическая.
- Обобщает, существует, приспосабливается.
- Возникают крупные систематические группы.
- Явление.
Молодцы.
За ответы и работу на уроке получили оценки…
VII. Домашнее задание: Повторить все понятия этой темы, они вам помогут лучше усвоить раздел “Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии”.
Литература
- О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии. 9-й класс. М.: “ВАКО” 2009.
- А.Г. Лебедев. Справочник школьника. Биология. М.: “Астрель”, 2004.
- С.Г. Мамонотов и др. Учебник биология. Общие закономерности 9-й класс. М.: “Дрофа” 2008.