Ромео и Джульетта – герои трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1595), символ прекрасной, но трагической любви двух юных существ, разделенных непоправимо вековой враждой семейных кланов, к которым он относятся: Монтекки (Ромео) и Капулетти (Джульетта). Эти имена упоминаются еще в Божественной комедии» Данте. Впоследствии сюжет о двух влюбленных многократно разрабатывался в итальянской литературе эпохи Возрождения, имена Ромео и Джульетты впервые возникают в «Истории двух благородных любовников» Луиджи да Порто (1524), где действие происходит именно в Вероне.
От да Порто сюжет перешел к другим писателям, в частности к Маттео Банделло (1554), чья новелла послужила основой для поэмы Артура Брука «Ромео и Джульетта» (1562), которые, в свою очередь, и стала главным, если не единственным, источником шекспировской трагедии. Однако, как всегда, в старые мехи Шекспир влил новое вино. Брук, изображая своих влюбленных героев не без сочувствия, склонен все же к тягучему морализаторству и проповеди покорности, умеренности и смирения перед враждебными обстоятельствами. Для него любовь Ромео и Джульетты, если и не грех, то во всяком случае некая чрезмерность и заблуждение, за каковые их постигает заслуженная кара.
Совсем иначе подошел к этой истории Шекспир. Его ренессансный идеал великой любви, оказывающейся выше семейных предрассудков, выше великой ненависти казалось бы непреодолимо разделяющей двух юных отпрысков враждующих кланов, - сегодня воспринимается абсолютно современно, без скидок на те четыре столетия, что отделяют нас от момента создания.
Задания:
№ 1. Первая возлюбленная Ромео даже не показана зрителю, Розалина сама по себе — ничто; источник чувства — в Ромео, в его натуре, темпераменте, возрасте. Влюбленность в Розалину — состояние сердца Ромео перед встречей с Джульеттой, перед первой подлинной страстью (Л.Пинский).
1) Почему Шекспир не вывел на сцену первую возлюбленную Ромео — Розалину?
2) Каково «состояние сердца» Ромео перед встречей с Джульеттой? Приведите примеры из текста.
№ 2. «Сжатое действие Шекспира, драматически быстрый темп мотивированы «бушующей кровью», страстями — не только героя и героини, но и окружающих: пылкого Меркуцио, «огненного» Тибальта, страстного синьора Капулетти, которому никак не терпится до им же назначенного венчания..» (Томас Элиот)
1) Каковы временные рамки трагических событий «Ромео и Джульетты»? С какой целью Шекспир сжимает действие трагедии?
2) Докажите, что страсти кипят не только у влюбленных но и у других героев трагедии?
№ 3. «... Даже и после убийства Тибальта, после изгнания Ромео, после перенесения дня свадьбы Джульетты с Парисом всё еще могло кончится иначе, если бы не чувства любящих, не безумие отчаявшегося Ромео, который уже в сцене склепа называет себя мертвецом, не безмерное горе Джульетты, если бы не слепота мощных страстей, о которой толкуют все в этой трагической трагедии любви» (Н.Берковский)
1) Почему гибель влюбленных была неизбежна?
2) Мог бы быть в пьесе счастливый финал? Если да, то попробуйте спрогнозировать его и дать свою версию
3) Перечитайте сцену в склепе. Что толкает влюбленных в объятия смерти?
№ 4. «По мысли Шекспира, проявленная, просвеченная совестью, изначально добра. Истоки трагедий в человеческом обществе он видит в отступлении от природы, в противоестественности поведения людей, в недоброй среде. Убеждение в том, что добро — основа человеческой природы, было для Шекспира не только теорией, но и нормой жизненного поведения» (В.Маранцман)
1) В чем Шекспир видит истоки трагедий в человеческом обществе?
2) Как вы думаете, на стороне какой семьи — Монтекки или Капулетти — симпатии драматурга? Как Шекспир высмеивает противоестественность вражды этих семей?
№ 5 Расскажите история Ромео и Джульетты глазами кормилицы, герцога, монаха Лоренцо.
Блок 2 - «Практика»
Произведите в группе распределение ролей и покажите (или прочитайте по ролям) один из выбранных фрагментов.
Группа 5 Кейсовое задание «Король Лир»
Общим местом является утверждение, что культура корнями уходит в мифологию. В теории искусства и литературе существует такое понятие, как мифологическое клише - это цельная система, где заранее заданы образы-архетипы, отношения между ними, сюжетные линии и тип оценок.
Образы-архитипы — это устойчивые образы, которые сопровождают человека на протяжении веков и отражаются в мифологии, религии, искусстве. Они обладают ярко выраженными, характерными, легко узнаваемыми чертами (это могут быть «вечные образы» (Гамлет, Дон-Жуан, Дон Кихот); это могут быть определенные типы героев («матери», «дитяти», «герой», «маг», «жрица»и т. д.; это могут быть образы — символы, часто природные (цветок, море).)
Мифологическое клише - застывшая схема, "каркас произведения", где то, что в фольклорных текстах было сверхъестественным, в литературных стало значительным, выдающимся, однако вполне человеческим, а волшебство перешло в метафоры. Исторически развиваясь, произведение теряет свою мифологическую составляющую, но сохраняет архаическую форму, некую узнаваемую схему, которую можно найти в каждом произведении.
Возможны случаи, когда автор перерабатывает уже существующий до него сюжет, основанный на мифологическом клише, однако традиционные схемы использует механически, лишая их изначального смысла, отчего вся система клише рушится и получается произведние, использующее мифологическое клише, но обогащающее его новым звучанием и смыслом.
Задание:
Располагая текстом пьесы и результатами своей самостоятельной работы (карточками), установите наличие в пьесе Шекспира «Король Лир» таких механизмов, как