I. Проверка генетических знаний в форме беседы

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для студентов по выполнению практических работ

 

Дисциплина             ОУД 06 Биология .
специальности СПО: 22.02.06 Сварочное производство 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
   

Тольятти, 2016

ОДОБРЕНО

 

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

 

Предметной (цикловой) комиссией

ГАПОУ КТиХО

 

________________________________

Протокол № ___.

 

Протокол № ___.

от «_____» _______________2016 г.

 

от «_____» _______________2016 г.

 

 

Автор (составитель): Петрова Л.М., преподаватель высшей категории ГАПОУ КТиХО,  Голева О.В. преподаватель  ГАПОУ КТиХО

Ф.И.О., должность

 

Методическое пособие по выполнению практических работ по биологии

(для студентов специальностей 22.02.06 Сварочное производство, 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта)

 

Рецензенты: Уренева И.И., зам. директора по УМР ГАПОУ КТиХО
   

 

 

Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки выпускника по специальностям СПО технического профиля, предназначено для студентов, изучающих биологию. Методическое пособие направлено на оказание помощи студентам в овладении  навыками выполнения практических работ.

 

Содержание

Введение 4
Практическая работа № 1 Тема: Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах, их описание 5
Практическая работа № 2 Тема: Решение генетических задач 6
Практическая работа № 3 Тема: Анализ фенотипической изменчивости 8
Практическая работа № 4 Тема: Описание особей по морфологическому критерию 10
Практическая работа № 5 Тема: Приспособление организмов к разным средам обитания 12
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы   14

 



Введение

Обучение биологии включает обязательное выполнение и практических работ. Широкое использование практических работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности студентов, их логического мышления и творческой самодеятельности. Кроме того, проведение практических работ при изучении курса биологии способствует формированию у учащихся общеучебных и специальных умений.

Методическое пособие предназначено для выполнения практических работ при изучении дисциплины «Биология».

Основными целями практических занятий являются:

- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы студента,

-формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

-развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов; аналитических, проектировочных, конструктивных и др.,

-выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

По способу организации практических работ можно проводить группами и фронтально.

Групповые практические занятия предполагают деление группы на бригады из 4-6 человек (учащиеся 2-3 столов). Каждая группа имеет общее задание, которое записано на доске или изложено в инструктивной карточке. При групповой форме учащиеся могут меняться заданиями, выполнять общее задание для всей группы.

Фронтальные практические занятия предполагают выполнение одинаковых заданий для учащихся всего класса.

Важное значение при выполнении практических работ имеет вводная беседа преподавателя, на которой он определяет проблему и ставит цель работы. Затем разъясняет ход практической работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (схема, таблица, текстовая запись и др.), ставит вопросы для выводов и обобщений. В конце работы, после ее проверки, выводы, полученные в результате проведенного исследования, обобщения.


 


Практическая работа № 1

Тема: Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах, их описание

Цель работы: познакомиться с многообразием клеток, их морфологическими особенностями, определяющими функцию, и убедиться в принципиальном единстве их строения.

Оснащение занятия:

Оборудование: микроскопы, лупы; раздаточные подносы на каждый стол с набором предметных и покровных стекол, препаровальных игл, скальпелей, пинцетов, пипеток; двух пузырьков со слабым раствором йода и синих чернил, фильтровальных бумажек, пузырька с чистой водой и сосуда для промывания стекол. 

Материалы для работы: готовые микропрепараты различных видов растительных и животных тканей, одноклеточных организмов.

Изучаемые объекты: лук, картофель.

Ход работы:

Работа может быть выполнена по нескольким вариантам – в зависимости от времени, отведенного на ее выполнение, и подготовленности класса.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов одноклеточных организмов, растительных и животных тканей:

а) рассмотрите микропрепарат одноклеточного организма (амебы, инфузории, эвглены);

б) определите черты сходства и различия данного одноклеточного организма с общим планом строения клетки;

в) рассмотрите микропрепараты эпителиальной, костной и мышечной ткани. В чем их сходство и различие?

Результаты наблюдений запишите в таблицу:

 

Рассматриваемый объект

Особенности

Черты

строения функций сходства

различия

1.Растительная клетка 2.Животная клетка    

 

 
           

 

Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных и животных организмов.

 

Практическая работа № 2

Тема: Решение генетических задач

Цель работы: продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией и символикой и решения генетических задач: определять доминантность и рецессивность признаков, выяснить генотипы и фенотипы особей.

 

Оснащение занятия: тексты с условиями задач, сборники генетических задач

Ход работы.

 

I. Проверка генетических знаний в форме беседы.

1. Что изучает генетика?

2. Дайте определение наследственности и изменчивости.

3. В чем особенности гибридологического метода?

4. Какие признаки называются доминантыми и какие – рецессивными?

5. Какие гены называются аллельными?

6. Дайте объяснение таким понятиям, как гомозигота и гетерозигота.

7. В чем сущность 1 закона Менделя?

8. Каковы цитологические основы единообразия признаков у гибридов первого поколения?

9. В чем сущность 2 закона Менделя?

10.  Каковы цитологические основы расщепления признаков у гибридов второго поколения?

11.  В чем смысл закона чистоты гамет?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: