Знакомство с морфологическими признаками видов растений хвойных пород

 

1. Внимательно рассмотрите растения двух видов хвойных пород одного рода.

2.В соответствии с перечисленными в таблице признаками кратко опишите признаки изученных вами растений.

3. Сравните их, результаты наблюдений запишите в таблицу.

Признак Вид Вывод по результатам сравнений Какой видовой критерий характеризуют
Особенности строения побегов (количество хвоинок в пучке)   Длина хвойных игл, окраска и описание поперечного среза   Шишки: длина, форма и цвет семенных чешуй   Семена: их величина, форма, цвет        

 

Ответьте на вопрос: к каким ошибкам может привести установление видовой принадлежности только по одному из видовых критериев?

 

Выводы:

 

 

Практическая работа № 5

Тема: Приспособление организмов к разным средам обитания

 

Цель работы: установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относительна и является результатом действия естественного отбора.

 

Оснащение занятия:  лупы, пинцеты, препаровальные иглы, раздаточные подносы.

 Коллекции: «Защитные приспособления у животных», «Приспособительные изменения в конечностях насекомых», «Виды защитных окрасок», «Приспособительные изменения к условиям существования в строении передних конечностей млекопитающих», «Насекомые-опылители», «Насекомые-санитары», «Особенности строения зубного аппарата животных».

Открытки и рисунки с изображением тюленя, кита, дельфина, жука-плавуна, утки, цапли, стрижа, страуса, личинки стрекозы, акулы, окуня, иглы-рыбы, особенностей зубного аппарата насекомых, белки-летяги, гепарда, страуса.

Натуральные объекты или гербарные материалы (группы растений):

1. Различные виды кактусов, ветки сосны и ели;

3. Придорожные растения: подорожник, одуванчик;.

4. Различные представители водных растений;

5. Луковичные и корневищные растения;

6. Плоды и семена: липы, клена, ясеня, тополя, череды, лопуха, рябины, шиповника;

7. Растения, не поедаемые животными: крапива (жгучая), боярышник (колючий), борщевик;

8. Раннецветущие растения: ландыш, чистяк, гусиный лук, тюльпан, цикломен.

Ход работы:

Работа может проводиться в нескольких вариантах в зависимости от времени, отведенного на ее выполнение и подготовленности групп. Запись результатов наблюдений фиксируется в тетради в форме таблицы:

Название растения или животного Условия обитания Черты приспособленности (особенности строения) Биологическое значение Причины приспособленности (факторы)

 

 

Изучение приспособительных признаков у растений

Внимательно рассмотрите экземпляры гербарных или живых растений определенной группы:

1. На примере растений первых пяти групп определите, какие особенности строения обеспечивают их существование в определенных условиях среды.

2. В предложенных вам коллекциях плодов и семян (6-я группа) отберите те, у которых выражена приспособленность к распространению ветром, животными.

3. Внимательно рассмотрите группу растений, не поедаемых животными (представители 7-й группы). Определите, какие черты приспособленности к существованию характерны для каждого представителя этой группы растений.

4. Познакомьтесь с раннецветущими растениями (представители 8-й группы) и определите признаки, характеризующие данное свойство.

 

Изучение приспособительных признаков у животных

Внимательно рассмотрите предложенные вам коллекции, рисунки и открытки:

1. Определите защитные приспособления у каждого представителя и укажите причины их происхождения.

2. Определите приспособительные изменения в строении конечностей млекопитающих, птиц, насекомых. Укажите, в каком из примеров конечности претерпели наибольшие изменения, и назовите причину.

3. Укажите, какой тип приспособительной окраски имеют предложенные вам для изучения представители животных.

4. На экспонатах раскройте зависимость между строением зубного аппарата животного и родом пищи.

Результаты наблюдений запишите в текстовую таблицу.

Ответьте на вопросы:

- какие преимущества получили растения (животные) в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособленности?

- приведите доказательства относительной приспособленности у растений (животных) к условиям среды;

- поясните, как могли возникнуть определенные вами приспособительные признаки, если предположить, что предки этих растений (животных) их не имели.

 

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. «Общая биология 10-11 класс», Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., (Москва «Просвещение» 2002)

2. «Общая биология 10-11 класс», Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., (Москва «Просвещение» 2002)

3. Общая биология: Учеб.для 10 – 11 кл. с у глуб.изуч.биологии в шк./; – 2 – е изд., перераб., Л.В. Высоцкая, С.м. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др. Под ред. В.К. Шумного и др. (Москва «Просвещение» 2005)

4. Общая биология. Учеб.для сред. Спец. Учебн. Завед., Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., (Москва. Высшая школа, 2006 г).

Дополнительные источники:

1. Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2010.

2. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2010.

3. Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939.

4. Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.

5. Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М., 2010.

6. Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010.

7. Пехов А.П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.

8. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. — М., 2010.

 

Интернет-ресурс

1. www. sbio. info Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.

2. www.window.edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

4. www.vspu.ac. ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии-экологии на сервере Воронежского университета).

5..biology.ru Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.

6. www. informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

7. www.nrc.edu.ru Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете.

8. www.nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).

9. www.kozlenkoa.narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

10. www. schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).

11. www.bril2002.narod. ru Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: