1. Внимательно рассмотрите растения двух видов хвойных пород одного рода.
2.В соответствии с перечисленными в таблице признаками кратко опишите признаки изученных вами растений.
3. Сравните их, результаты наблюдений запишите в таблицу.
Признак | Вид | Вывод по результатам сравнений | Какой видовой критерий характеризуют |
Особенности строения побегов (количество хвоинок в пучке) Длина хвойных игл, окраска и описание поперечного среза Шишки: длина, форма и цвет семенных чешуй Семена: их величина, форма, цвет |
Ответьте на вопрос: к каким ошибкам может привести установление видовой принадлежности только по одному из видовых критериев?
Выводы:
Практическая работа № 5
Тема: Приспособление организмов к разным средам обитания
Цель работы: установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относительна и является результатом действия естественного отбора.
|
|
Оснащение занятия: лупы, пинцеты, препаровальные иглы, раздаточные подносы.
Коллекции: «Защитные приспособления у животных», «Приспособительные изменения в конечностях насекомых», «Виды защитных окрасок», «Приспособительные изменения к условиям существования в строении передних конечностей млекопитающих», «Насекомые-опылители», «Насекомые-санитары», «Особенности строения зубного аппарата животных».
Открытки и рисунки с изображением тюленя, кита, дельфина, жука-плавуна, утки, цапли, стрижа, страуса, личинки стрекозы, акулы, окуня, иглы-рыбы, особенностей зубного аппарата насекомых, белки-летяги, гепарда, страуса.
Натуральные объекты или гербарные материалы (группы растений):
1. Различные виды кактусов, ветки сосны и ели;
3. Придорожные растения: подорожник, одуванчик;.
4. Различные представители водных растений;
5. Луковичные и корневищные растения;
6. Плоды и семена: липы, клена, ясеня, тополя, череды, лопуха, рябины, шиповника;
7. Растения, не поедаемые животными: крапива (жгучая), боярышник (колючий), борщевик;
8. Раннецветущие растения: ландыш, чистяк, гусиный лук, тюльпан, цикломен.
Ход работы:
Работа может проводиться в нескольких вариантах в зависимости от времени, отведенного на ее выполнение и подготовленности групп. Запись результатов наблюдений фиксируется в тетради в форме таблицы:
Название растения или животного | Условия обитания | Черты приспособленности (особенности строения) | Биологическое значение | Причины приспособленности (факторы) |
Изучение приспособительных признаков у растений
|
|
Внимательно рассмотрите экземпляры гербарных или живых растений определенной группы:
1. На примере растений первых пяти групп определите, какие особенности строения обеспечивают их существование в определенных условиях среды.
2. В предложенных вам коллекциях плодов и семян (6-я группа) отберите те, у которых выражена приспособленность к распространению ветром, животными.
3. Внимательно рассмотрите группу растений, не поедаемых животными (представители 7-й группы). Определите, какие черты приспособленности к существованию характерны для каждого представителя этой группы растений.
4. Познакомьтесь с раннецветущими растениями (представители 8-й группы) и определите признаки, характеризующие данное свойство.
Изучение приспособительных признаков у животных
Внимательно рассмотрите предложенные вам коллекции, рисунки и открытки:
1. Определите защитные приспособления у каждого представителя и укажите причины их происхождения.
2. Определите приспособительные изменения в строении конечностей млекопитающих, птиц, насекомых. Укажите, в каком из примеров конечности претерпели наибольшие изменения, и назовите причину.
3. Укажите, какой тип приспособительной окраски имеют предложенные вам для изучения представители животных.
4. На экспонатах раскройте зависимость между строением зубного аппарата животного и родом пищи.
Результаты наблюдений запишите в текстовую таблицу.
Ответьте на вопросы:
- какие преимущества получили растения (животные) в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособленности?
- приведите доказательства относительной приспособленности у растений (животных) к условиям среды;
- поясните, как могли возникнуть определенные вами приспособительные признаки, если предположить, что предки этих растений (животных) их не имели.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. «Общая биология 10-11 класс», Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., (Москва «Просвещение» 2002)
2. «Общая биология 10-11 класс», Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., (Москва «Просвещение» 2002)
3. Общая биология: Учеб.для 10 – 11 кл. с у глуб.изуч.биологии в шк./; – 2 – е изд., перераб., Л.В. Высоцкая, С.м. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др. Под ред. В.К. Шумного и др. (Москва «Просвещение» 2005)
4. Общая биология. Учеб.для сред. Спец. Учебн. Завед., Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., (Москва. Высшая школа, 2006 г).
Дополнительные источники:
1. Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2010.
2. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2010.
3. Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939.
4. Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.
5. Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М., 2010.
6. Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010.
7. Пехов А.П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.
8. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. — М., 2010.
Интернет-ресурс
1. www. sbio. info Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
2. www.window.edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
4. www.vspu.ac. ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии-экологии на сервере Воронежского университета).
5..biology.ru Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
6. www. informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
7. www.nrc.edu.ru Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете.
8. www.nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).
|
|
9. www.kozlenkoa.narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
10. www. schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
11. www.bril2002.narod. ru Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек».