Задача № 1
Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Задача № 2
Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.
Примечание: если в задаче идет о людях, то вводятся следующие обозначения родителей: 0-женщина; -мужчины.
Задача № 3
У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?
Мать гомозигота, имеет А (II) группу крови, отец гомозиготен, имеет В (III) группу крови. Какие группы крови возможны у их детей?
Задача № 4
Сколько типов гамет и какие образует особь с генотипом АаВвСс?
Задача № 5
Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?
Задача № 6
Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?
|
|
Задача № 7
При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания между собой гибридов первого поколения?
Задача № 8.
Полидактилия (многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные признаки. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготны по этим парам генов?
Задача № 9.
Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящиеся в Х – хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет иметь такой же фенотип?
Практическая работа № 3
Тема: Анализ фенотипической изменчивости
Цель: познакомить студентов со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Оснащение: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).
|
|
Ход работы
1.Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите.
2.Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака-V (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже — частоту встречаемости каждого признака (P). Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие — редко.
V | |||||||
P |
3.Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.
4.Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Приложение. Модификации образуют вариационный ряд изменчивости признака в пределах нормы реакции от наименьшей до наибольшей величины. Причина вариаций связана с воздействием различных условий на развитие признака.
Для определения предела изменчивости признака рассчитывают частоту встречаемости каждой варианты и строят вариационную кривую - графическое выражение характера изменчивости признака. Средние члены вариационного ряда встречаются чаще, что соответствует среднему значению признака.
Средняя величина выраженности признака высчитывается по формуле:
сумма
М = (P×V) P – частота встречаемости
nV - варианта
n – общее число особей; M– среднее значение модификации
Практическая работа № 4
Тема: Описание особей по морфологическому критерию
Цель работы: по морфологическому признаку определенных видов растений материализовать понятие о морфологическом критерии.
Оснащение занятия: пинцеты, препаровальные иглы, линейки, листы белой бумаги, тетрадь для записей.
Изучаемые объекты: гербарные и живые растения различных видов лиственных и хвойных пород (ветки, побеги с листвой и хвоей, плоды, семена): сосна обыкновенная, сосна сибирская, ель обыкновенная, ель санская; лиственница обыкновенная, лиственница европейская; клен ясенелистный, клен остролистный, клен татарский, клен полевой; тополь черный, тополь пирамидальный и др. Таблицы, открытки и рисунки с изображением морфологических признаков растений.
Ход работы:
Работа может проводиться по нескольким вариантам в зависимости от ее целей и времени, отводимого на ее выполнение.
Запись результатов наблюдений фиксируется в сравнительной текстовой таблице.
Знакомство с морфологическими признаками видов растений лиственных пород.
1. Внимательно рассмотрите растения двух видов лиственных пород одного рода.
2. В соответствии с перечисленными в таблице признаками кратко опишите признаки изученных вами растений.
3. Сравните их, результаты наблюдений запишите в таблицу.
Признак | Вид | Вывод по результатам сравнения | Какой видовой критерий характеризуют | |
Клен остролистный | Клен полевой | |||
Строение верхушечной и бочковых почек Окраска побегов Форма листа Длина и ширина листовой пластинки Название и описание плодов, их величина Описание семян, их величина |