Для организации эффективного освоения материала лекционных и практических занятий, а также в целях рационального привлечения дополнительных сведений из литературных источников целесообразно построить самостоятельную работу в контексте последовательной проработки разделов осваиваемой дисциплины. Для активизации знаний, полученных в процессе освоения дисциплины, предложены вопросы и задания, которые сгруппированы по основным темам и разделам дисциплины.
Тема 1. Лесная селекция, её роль в лесном хозяйстве и место в лесоводственной науке
Вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы
1. Дайте определение понятию «лесная селекция», объясните его смысловое содержание. В чем состоит различие в определении понятий «лесная селекция» и «лесная генетика»?
2. Перечислите теоретические разделы в селекции как науке по Н.И. Вавилову.
3. Укажите основные этапы работ в селекции растений и лесной селекции по М.М. Котову.
4. Какие проблемы стоят перед лесной селекцией на современном этапе её развития по Дж.В. Райту? Перечислите их и сформулируйте основное содержание.
|
|
5. Почему использование в лесной селекции и лесной генетике косвенных признаков рассматривается как одна из проблем?
6. В чем проявляется такая проблема лесной селекции как «фактор неопределенности и необходимость проведения продолжительных опытов»?
7. Является ли фактор времени (элемент времени) проблемой в лесной селекции и в чем состоит его проявление?
8. Как на селекционном процессе отражается необходимость воспроизводства семян?
9. Чем вызван недостаток основной генетической информации о деревьях и как он отражается на лесной селекции?
10. Представьте в рабочей тетради таблицу вступления в репродуктивный возраст разных видов деревьев и кустарников.
11. Представьте в рабочей тетради таблицу максимального возраста разных видов деревьев и кустарников.
12. Какие важнейшие методы селекции реализуются на современном этапе её развития?
13. В чем состоят общие задачи лесной селекции?
14. Обозначьте основные направления лесной селекции на современном этапе.
15. Кем и когда были сформированы важнейшие положения селекции как наука? Перечислите имена отечественных и зарубежных ученых-селекционеров.
16. Каковы роль и значение лесной селекции в современном лесном хозяйстве, какое место она занимает в лесоводственной науке?
17. С какими науками существует связь лесной селекции и в чем эта связь выражается?
18. Составьте наиболее полный глоссарий (словарь терминов, понятий и определений) по данной теме. При описании каждого термина, понятия и определения обеспечьте корректное приведение ссылок на литературные источники, материалы которых были использованы при составлении глоссария. Составьте корректный список использованной литературы.
|
|
19. Чем обусловлена актуальность вопросов, решаемых современной лесной генетикой и селекцией?
20. Каковы перспективы и основные направления развития лесной селекции как науки?
21. Как характеризуется современное состояние отечественной лесной селекции в Государственной программе Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы?
22. Какие проблемы отечественной лесной селекции обозначены Государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы и, какие пути их преодоления, намечены той же программой?
23. В чем состоят общие проблемы современной лесной селекции, в чем причины их возникновения и, каковы пути преодоления?
24. Чем характеризуется лесная селекция как наука и сфера деятельности в лесном и лесопарковом хозяйстве?
25. В чем состоят генетические основы лесной селекции?
26. Что представляет собой проблема использования при отборе в лесной селекции косвенных признаков; в чем состоят генетические аспекты причин возникновения и сохранения указанной проблемы, каковы возможности и практика их преодоления?
27. Перечислите известные Вам объективные причины проблем неэффективности современной лесной селекции.
28. Почему существует проблема семенного размножения отобранных плюсовых деревьев в лесной селекции: в чем состоят генетические аспекты причин возникновения и сохранения указанной проблемы, каковы возможности и практика её преодоления?
Предлагаемые темы рефератов, аналитических обзоров и эссе
1. Лесная селекция как наука: возникновение, современное состояние и перспективы развития в России, Белоруссии, Казахстане, странах таможенного союза и СНГ.
2. Задачи, стоящие перед лесной селекцией на современном этапе, их преломление в контексте положений Государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы и направлений развития лесоводственной науки в Российской Федерации.
3.Теоретические положения селекции как науки, сформулированные Н.И. Вавиловым, и их реализации в селекции древесных и кустарниковых пород в России и других станах.
4. Проблемы современной лесной селекции, проявление их влияния на селекцию древесных и кустарниковых пород в России и в мире.
5. Николай Иванович Вавилов и его вклад в развитие селекции как науки.
6. Лесная селекция как наука, её связь с другими науками и дисциплинами, изучаемыми в Нижегородской ГСХА.
7. Первые русские селекционеры: Ефим Андреевич Грачев, Андрей Тимофеевич Болотов и другие, их вклад в селекцию растений и лесную селекцию.
8. Актуальность лесной селекции на современном этапе развития лесного хозяйства.