Организационные принципы проекта

Социально-педагогический проект «Будь здоров!» представляет собой цепочку воспитательных ситуаций, организуемых как состязательные мероприятия, которые состоят из отдельных конкурсов, спортивных соревнований, коллективных творческих мероприятий, проводимых в течение всего учебного года.

Методика проведения конкурсных мероприятий Проекта построена на принципах личной и коллективной ответственности школьников. Учащиеся самостоятельно выбирают мероприятия из предложенных, оценивают свои соревновательные возможности и поддерживают друг друга.

Участники работают над осознанием причин начала курения, учатся делать собственный выбор. Куратор (или учитель) не контролирует, а поддерживает учеников в осуществлении выбора, при преодолении возникающих трудностей, помогает в выборе средств их преодоления.

Участие в проекте предполагает проявление коллективного и индивидуального творчества учащихся.

Анализ пятилетнего опыта реализации проекта показал, что предлагаемые формы, методы и содержание профилактики подросткового табакокурения качественно улучшают и обогащают работу школы в данном направлении, а также способствуют взаимопониманию и добрым отношениям в семье. По мнению детей, участие в Проекте помогло им не только больше узнать о пагубных последствиях табакокурения, но и дало знание о том, как избавиться от этой вредной привычки тем, кто уже начал курить. Как свидетельствуют дети, участие в проекте помогло им наладить дружеские отношения в классе и проявить свои таланты в различных творческих конкурсах. Многие классные коллективы приняли решение продолжить свое участие в соревнованиях и в этом году.

Педагогической общественностью Проект оценивается как одна из наиболее удачных и интересных форм воспитательной работы с подростками. Он способствует созданию в школе открытого образовательного пространства, расширению педагогического влияния в социальной среде, обогащению коммуникативного опыта обучающихся, обретению ими опыта достижения отдаленных целей и преодолению ситуаций неуспеха.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Охрана и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением деятельности системы образования. Очевидно, что лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания, включаться в производительный, общественно-полезный труд. Поэтому в вопросах формирования культуры здоровья несовершеннолетних объединяются специалисты различных профилей – медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты.

Культура здоровья – это компонент социальной культуры личности. У людей, ведущих здоровый образ жизни, изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни; исчезает физиологическая и психологическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Проблема мотивации сохранения здоровья, формирования ценностного отношения к здоровью остается недостаточно изученной, нет единого подхода и в решении проблемы формирования здорового образа жизни среди подростков. При этом формированию адекватного отношения к здоровью препятствует целый ряд причин:

Здоровый человек (каким в норме является подросток) не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность.

Здоровье приобретает актуальную жизненную необходимость, когда оно уже нарушено.

• В основе нездорового поведения лежит феномен «нереалистического оптимизма», который развивается из отсутствия личного опыта болезни, веры в то, что, если заболевания нет, то его и не будет в будущем, веры в возможность справиться с болезнью.

• Нездоровое поведение приносит сиюминутное удовольствие, а последствия этих поступков кажутся далекими и маловероятными.

• Если рекомендации по укреплению и сохранению здоровья, полученные от средств массовой информации или врача, не совпадают с представлениями человека, то вероятность их выполнения будет невысокой.

• Существует возрастная динамика значимости здоровья. Его приоритетная роль чаще отмечается представителями среднего и особенно старшего возраста. Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. Если они уделяют внимание здоровью, то преимущественно его физической составляющей.

• Существует эффект задержанной обратной связи: результат от заботы о поддержании здоровья отсрочен во времени.

Чтобы обеспечить сознательное принятие подростками принципов здорового образа жизни, необходимо своевременно обеспечить их качественной информацией, позволяющей сделать выбор и принять ответственность за собственное решение. А достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов здорового образа жизни. Необходимы современные социальные системы медицинских и рекреационных услуг, широкая доступность физической культуры и оздоровительного спорта, социальная реклама здорового образа жизни, искоренение скопившихся в поведении населения асоциальных поступков, вредных привычек, создание чистой и ухоженной среды обитания.

Культура здорового образа жизни личности- это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования.

Психолого-педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на формирование представления о здоровье как ценности и мотивацию на ведение здорового образа жизни можно разделить на:

 

§ Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).

§ Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).

§ Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

§ Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).

 

Основными компонентами технологий воспитания культуры здоровья выступают:

1. Аксиологический, проявляющийся в осознании и переживании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществлять намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенные как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения; у человека развива­ется эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

2. Гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, с изучением литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.

3. Здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек.

4. Эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции, переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство.

5. Экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, среда обеспечивает физическое здоровье и духовное развитие личности.

6. Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на выработку личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Задача формирования здорового образа жизни является очень сложной и трудоемкой. Для ее успешного решения требуется совокупность мер политического, экономического, социального, правового, медицинского, научного характера. Охрана здоровья детей должна реализовываться на основе законодательно закрепленных механизмов взаимодействия всех органов государственного управления.

На сегодняшний день нормативно-правовая база в Российской Федерации регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как федеральные и региональные законы об охране здоровья населения и детей, в числе которых прежде всего следует выделить Конституцию РФ и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

В статье 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан охрана здоровья населения трактуется как «совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья».

В число основных принципов охраны здоровья (статья 2) входят: соблюдение прав человека и гражданина и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность медико-социальной помощи; социальная защита граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и должностных лиц за обеспечение прав граждан; а также приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

Согласно статье 21 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, а также различные физкультурно-спортивные объединения и средства массовой информации «определяют формы и методы пропаганды физической культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечивают раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роль в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью». Кроме того, СМИ «организуют вещание и публикацию системных материалов образовательно-просветительного характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями, повышают интерес граждан к знаниям в области гигиены, медицины, режима питания, организации труда и отдыха, популяризируют комплексы физических упражнений, … привлекают внимание государства и широкой общественности к указанным проблемам, освещают опыт трудовых коллективов, физкультурно-спортивных организаций» и т.д.

В статье 15 данного закона говорится, что в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью участвуют федеральные и региональные органы исполнительной власти по делам молодежи. Они способствуют привлечению детей и молодежи к систематическим занятиям физкультурой и спортом, осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых детьми и молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями в целях формирования здорового образа жизни среди молодежи проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады; создают с участием молодежных и детских организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, организуют физическую подготовку детей и молодежи и прием у них нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»; финансируют проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий.

В статье 4 «Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» приводятся основные цели государственной политики в интересах детей (осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей), и основные принципы этой политики.

Обеспечение прав детей на охрану здоровья регламентируется статьей 10 «Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывают детям бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также санаторно-курортное лечение детей.

Коллегией Министерства здравоохранения и социального развития РФ разработана Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации в соответствии со стратегией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года, которая является документом, определяющим направления деятельности органов исполнительной власти всех уровней в области охраны здоровья детей.

В то же время пропаганда и формирование здорового образа жизни, особенно подрастающего поколения, пользуется пока еще недостаточным вниманием со стороны государства. Для обеспечения надлежащего здоровья граждан нашей страны и формирования установок на здоровый образ жизни у подрастающего поколения требуется осуществление комплексного и системного подхода к решению этих вопросов. Молодежь наиболее подвержена пагубным влияниям, поэтому необходима чёткая программа действий по внедрению принципов здорового образа жизни. В основе этой деятельности должно лежать понимание, что в обществе необходимо создание такой атмосферы, когда молодежь сама будет стремиться к занятиям спортом, к высокой нравственности, к подлинной культуре. Эти устремления молодежи являются важным условием укрепления и созидания нашего общества.

 

Систематизация воспитательной работы с подростками
в интересных формах

Воспитательную работу Проекта можно охарактеризовать как процесс формирования личности, приобретения детьми социального и духовного опыта, появления в их жизни новых ценностей и ориентаций путем организации и стимулирования активной деятельности учащихся.

Система воспитательной работы Проекта складывается на основе взаимодействия школы, семьи и ребенка. Конкурсные мероприятия проекта включают в себя все направления воспитательной работы:

– нравственное воспитание, улучшающее взаимоотношения в коллективе и способствующее воспитанию моральных устоев личности;

– художественно-эстетическое воспитание, при котором формируются художественный вкус, знание и понимание культуры страны, ее традиций;

– трудовое воспитание, способствующее развитию уважительного отношения к труду;

– культура здорового образа жизни: занятия спортом, профилактические мероприятия.

Педагогическое назначение Проекта:

– профилактика табачной зависимости;

– стимулирование образовательной, творческой и физической активности учащихся;

– поддержка творчески работающих педагогов.

Активными участниками Проекта являются не только учащиеся, но и их родители, которые с удовольствием помогают своим детям в соревновательном процессе.

Создание открытого образовательного пространства,
расширяющего педагогическое влияние в социальной среде

Открытость образовательного пространства означает необходимость использования в образовательном процессе различных источников, средств и форм образования, выходящих за рамки традиционного понимания школьного обучения.

Воспитательная среда конкурсных мероприятий Проекта является открытым образовательным пространством и реализуется через такие мероприятия проекта, как:

– конкурсы;

– спортивно-массовые мероприятия;

– научно-практические конференции, образовательные чтения для детей, учителей и родителей;

– работа с родителями;

– работа с населением – опросы, акции, шествия и др.

Открытое пространство взаимодействия обеспечивается атмосферой доверия, принятия каждого человека таким, какой он есть. В совместной работе класса-участника конкурсных мероприятий Проекта у ребенка развивается чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоответственности, интенсивно расширяется его социокультурный опыт. В результате творческой деятельности происходит изменение ценностных ориентаций от потребительских установок до гармоничного взаимодействия, готовности к самостоятельному выбору в пользу общечеловеческих ценностей, творческой созидательной деятельности.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: