Табакокурение и подросток

Курение табака – одна из наиболее распространенных вредных привычек, отрицательно влияющая на здоровье курильщика и окружающих его людей, способствующая развитию заболеваний сердца, сосудов, желудка, легких. Табачный дым содержит канцерогенные вещества. Среди них – никотин, сероводород, окись углерода, углекислота, смолы, радиоактивный полоний и многие другие.

Курение школьников замедляет их психическое и физическое развитие. Расстройство сна, потеря аппетита, нарушения деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, затруднение снабжения тканей кислородом, плохая успеваемость, отставание в физическом и умственном развитии – вот лишь немногий перечень явлений, причина которых – в табакокурении.

Школьные годы – это время развития как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Состояние здоровья, подорванного курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха.

У детей нет мотивации курить или не курить. Мотивация поведения в подростковом возрасте только складывается. Подростковая мотивация – новое существенное образование, определяющее глубину личности, ближайшую предпосылку для развития воли.

Подросток часто интересуется тем, чем интересуются его друзья или компания, в которую он хочет войти, в том числе и курением, то есть содержание его интересов в первую очередь определяется целями общения со сверстниками. В это трудное для подростков время они очень часто попадают в зависимость от табака, наркотиков, алкоголя и т.д. Мотивы самые различные, но самые распространенные из них: «чувство взрослости», «мода», «негативный пример в семье, в искусстве» или же «плохая компания».

Обратимость курения связана с возрастом: чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Научно доказано и практика подтверждает, что табак - тот же наркотик: у курильщиков возникает зависимость, требуется постоянное наращивание количества выкуриваемых сигарет. Курение наиболее опасно для растущего организма подростка, юноши, но именно в этот возрастной период и зарождается и развивается привычка к курению. Во взрослом возрасте привычка к курению лишь закрепляется.

По данным ряда исследователей «пик» начала курения приходится на 14-15 лет. При этом отмечается, что если в основе курения младших школьников чаще всего лежит простое любопытство, то для старших подростков и юношей на первый план выдвигаются принципиально иные факторы: желание во что бы то ни стало казаться взрослым, стремление подражать уже курящим сверстникам. В компаниях сверстников совместное курение часто превращается в некий ритуал, создающий и поддерживающий иллюзию близости членов группы. В таких подростковых сообществах, неформальных объединениях курение воспринимается как необходимый атрибут взрослости и самоутверждения, показатель самостоятельности и независимости. В силу свойственной подросткам склонности к соревновательности, при совместном курении у них возникают споры о том, кто больше выкурит сигарет и т.п., что порой приводит к тяжким никотиновым отравлениям.

Несмотря на то, что тяжелые заболевания, порождаемые курением, достаточно редко проявляются у курильщиков с небольшим стажем, что объясняет недоверие подростков к сведениям о вреде табака, уже в самом юном возрасте курение негативно сказывается на здоровье. Прежде всего, курение вызывает существенное ослабление защитных функций организма, снижение выносливости. Курение негативно сказывается также на работоспособности, умственном развитии, что проявляется в частности в снижении успеваемости.

Профилактика курения должна начинаться с раннего возраста. Необходимо воспитывать у ребенка отвращение к курению, к табаку, к табачному дыму. В этой профилактике велика роль семьи, родителей. Дошкольнику нет необходимости разъяснять вредные последствия курения, достаточно в его присутствии проявить отрицательное отношение к этой привычке, ко всему, что связано с табаком, вызывая такую же реакцию у ребенка.

Этот метод можно использовать и в младшем школьном возрасте, подчеркивая, что курение – большой недостаток человека.

В работе с подростками следует раскрывать им, что необдуманное подражание действиям других людей – признак несамостоятельности, зависимости от другого, признак недостаточной взрослости. Подросткам важно разъяснять вред курения на основе научных данных, причем вред не только будущий, а уже в настоящем времени.

Метод нравоучительных бесед и декларативных заявлений о вреде табака не только не является эффективным, но и довольно часто ведет к прямо противоположному результату. Альтернативой такому подходу служит практика вовлечения подростков в значимую для них совместную деятельность и развитие через нее интереса к здоровому образу жизни. Для подростков важно найти точки приложения их стремления к самоутверждению, которые бы обеспечивали повышение их общественно полезной деятельности.

Склонность подростков к соревновательности дает возможность организации систематической работы по профилактике курения в интересной для подростков форме игры-соревнования. При этом важно поддерживать позитивный образ сверстника, сознательно отказавшегося от курения. То, что соревнование охватывает несколько уровней – классный, школьный, городской – повышает его общественную значимость и придает деятельности подростков-участников соревнования социальный смысл, способствует их самоутверждению в негативном отношении к курению.


СТАДИИ РАЗВИТИЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Курение молодого человека можно охарактеризовать как часть его образа и стиля жизни. Одна из главных причин подросткового курения – стремление «быть как все». Подростки могут считать, что курить модно, что это поднимает престиж среди сверстников, плюс к этому курение является самым простым способом установить контакт. Когда молодому человеку предлагают курить, его решение основывается на различных факторах, один из важнейших - страх остаться в одиночестве, так как подавляющее большинство подростковых компаний являются курящими. На решение также влияет прежний опыт молодого человека, полученный в подобных ситуациях. Хорошо, если молодой человек сам осознает факторы начала курения как сиюминутные и принимает собственное решение.

Факторы, способствующие приобщению к курению, разнообразны, многочисленны и действуют индивидуально.

Курение следует рассматривать как поведенческий акт, т.е. стиль поведения, основывающийся на определенных индивидуальных психологических, биологических и социальных особенностях условий его формирования.

Классификация факторов, способствующих приобщению к курению:

– психологические: пример и отношение к курению родителей, давление товарищей, чувство собственной неполноценности и пр.;

– физиологические: эффект воздействия никотина и оксида углерода, длительность фазы экспериментирования;

– воспитательные или познавательные.

Мотивы курения у продолжающих курить:

- переживание релаксации;

- переживание удовольствия;

- «гармонизатор» душевного мира;

- улучшение ситуации общения;

- замещающая деятельность;

- катализатор умственной деятельности;

- рациональный мотив.

Удерживают и закрепляют привычку следующие причины и факторы:

– низкая общая и гигиеническая культура;

– развивающаяся токсикомания;

– окружение курильщиков;

– нейротизм.

Можно выделить следующие фазы формирования зависимости от табака:

– фаза первого пробного курения (8-12 лет);

– фаза нерегулярного курения продолжительностью около 2-х лет (13-16 лет);

– фаза регулярного незначительного курения;

– фаза регулярного интенсивного курения - 20 и более сигарет в день.

Развитие привычки курения, укрепление или отказ от нее зависит от комплекса факторов, основными из которых являются:

– характер информированности подростка о табакокурении;

– уровень мотивации к отказу от курения;

– личностные особенности курильщика;

– отношение к курению ближайшего окружения;

– степень табачной зависимости;

– возможная помощь в отказе от курения.

Выделяют три стадии никотиновой зависимости.

Первая стадиябытовое курение. Подростки курят вначале эпизодически, 1-2 сигареты в неделю, в зависимости от ситуации. Затем возникает ежедневное курение до 3-5 сигарет в день. Курильщику кажется, что его работоспособность повышается, улучшается самочувствие.

Вторая стадияпривычное курение. Появляется навязчивое желание курить. Возникает зависимость от курения. В этой стадии ухудшается самочувствие: появляются головные боли, раздражительность; нарушается сон, снижается работоспособность, повышается утомляемость, беспокоит кашель.

Третья стадияпристрастное курение. Зависимость носит физический характер. Возникает непреодолимое желание курить. Развивается тяжелая абстиненция. Появляется привычка курить натощак, сразу после еды, нередко ночью.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: