Курение табака – одна из наиболее распространенных вредных привычек, отрицательно влияющая на здоровье курильщика и окружающих его людей, способствующая развитию заболеваний сердца, сосудов, желудка, легких. Табачный дым содержит канцерогенные вещества. Среди них – никотин, сероводород, окись углерода, углекислота, смолы, радиоактивный полоний и многие другие.
Курение школьников замедляет их психическое и физическое развитие. Расстройство сна, потеря аппетита, нарушения деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, затруднение снабжения тканей кислородом, плохая успеваемость, отставание в физическом и умственном развитии – вот лишь немногий перечень явлений, причина которых – в табакокурении.
Школьные годы – это время развития как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Состояние здоровья, подорванного курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха.
У детей нет мотивации курить или не курить. Мотивация поведения в подростковом возрасте только складывается. Подростковая мотивация – новое существенное образование, определяющее глубину личности, ближайшую предпосылку для развития воли.
Подросток часто интересуется тем, чем интересуются его друзья или компания, в которую он хочет войти, в том числе и курением, то есть содержание его интересов в первую очередь определяется целями общения со сверстниками. В это трудное для подростков время они очень часто попадают в зависимость от табака, наркотиков, алкоголя и т.д. Мотивы самые различные, но самые распространенные из них: «чувство взрослости», «мода», «негативный пример в семье, в искусстве» или же «плохая компания».
Обратимость курения связана с возрастом: чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
Научно доказано и практика подтверждает, что табак - тот же наркотик: у курильщиков возникает зависимость, требуется постоянное наращивание количества выкуриваемых сигарет. Курение наиболее опасно для растущего организма подростка, юноши, но именно в этот возрастной период и зарождается и развивается привычка к курению. Во взрослом возрасте привычка к курению лишь закрепляется.
По данным ряда исследователей «пик» начала курения приходится на 14-15 лет. При этом отмечается, что если в основе курения младших школьников чаще всего лежит простое любопытство, то для старших подростков и юношей на первый план выдвигаются принципиально иные факторы: желание во что бы то ни стало казаться взрослым, стремление подражать уже курящим сверстникам. В компаниях сверстников совместное курение часто превращается в некий ритуал, создающий и поддерживающий иллюзию близости членов группы. В таких подростковых сообществах, неформальных объединениях курение воспринимается как необходимый атрибут взрослости и самоутверждения, показатель самостоятельности и независимости. В силу свойственной подросткам склонности к соревновательности, при совместном курении у них возникают споры о том, кто больше выкурит сигарет и т.п., что порой приводит к тяжким никотиновым отравлениям.
Несмотря на то, что тяжелые заболевания, порождаемые курением, достаточно редко проявляются у курильщиков с небольшим стажем, что объясняет недоверие подростков к сведениям о вреде табака, уже в самом юном возрасте курение негативно сказывается на здоровье. Прежде всего, курение вызывает существенное ослабление защитных функций организма, снижение выносливости. Курение негативно сказывается также на работоспособности, умственном развитии, что проявляется в частности в снижении успеваемости.
Профилактика курения должна начинаться с раннего возраста. Необходимо воспитывать у ребенка отвращение к курению, к табаку, к табачному дыму. В этой профилактике велика роль семьи, родителей. Дошкольнику нет необходимости разъяснять вредные последствия курения, достаточно в его присутствии проявить отрицательное отношение к этой привычке, ко всему, что связано с табаком, вызывая такую же реакцию у ребенка.
Этот метод можно использовать и в младшем школьном возрасте, подчеркивая, что курение – большой недостаток человека.
В работе с подростками следует раскрывать им, что необдуманное подражание действиям других людей – признак несамостоятельности, зависимости от другого, признак недостаточной взрослости. Подросткам важно разъяснять вред курения на основе научных данных, причем вред не только будущий, а уже в настоящем времени.
Метод нравоучительных бесед и декларативных заявлений о вреде табака не только не является эффективным, но и довольно часто ведет к прямо противоположному результату. Альтернативой такому подходу служит практика вовлечения подростков в значимую для них совместную деятельность и развитие через нее интереса к здоровому образу жизни. Для подростков важно найти точки приложения их стремления к самоутверждению, которые бы обеспечивали повышение их общественно полезной деятельности.
Склонность подростков к соревновательности дает возможность организации систематической работы по профилактике курения в интересной для подростков форме игры-соревнования. При этом важно поддерживать позитивный образ сверстника, сознательно отказавшегося от курения. То, что соревнование охватывает несколько уровней – классный, школьный, городской – повышает его общественную значимость и придает деятельности подростков-участников соревнования социальный смысл, способствует их самоутверждению в негативном отношении к курению.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Курение молодого человека можно охарактеризовать как часть его образа и стиля жизни. Одна из главных причин подросткового курения – стремление «быть как все». Подростки могут считать, что курить модно, что это поднимает престиж среди сверстников, плюс к этому курение является самым простым способом установить контакт. Когда молодому человеку предлагают курить, его решение основывается на различных факторах, один из важнейших - страх остаться в одиночестве, так как подавляющее большинство подростковых компаний являются курящими. На решение также влияет прежний опыт молодого человека, полученный в подобных ситуациях. Хорошо, если молодой человек сам осознает факторы начала курения как сиюминутные и принимает собственное решение.
Факторы, способствующие приобщению к курению, разнообразны, многочисленны и действуют индивидуально.
Курение следует рассматривать как поведенческий акт, т.е. стиль поведения, основывающийся на определенных индивидуальных психологических, биологических и социальных особенностях условий его формирования.
Классификация факторов, способствующих приобщению к курению:
– психологические: пример и отношение к курению родителей, давление товарищей, чувство собственной неполноценности и пр.;
– физиологические: эффект воздействия никотина и оксида углерода, длительность фазы экспериментирования;
– воспитательные или познавательные.
Мотивы курения у продолжающих курить:
- переживание релаксации;
- переживание удовольствия;
- «гармонизатор» душевного мира;
- улучшение ситуации общения;
- замещающая деятельность;
- катализатор умственной деятельности;
- рациональный мотив.
Удерживают и закрепляют привычку следующие причины и факторы:
– низкая общая и гигиеническая культура;
– развивающаяся токсикомания;
– окружение курильщиков;
– нейротизм.
Можно выделить следующие фазы формирования зависимости от табака:
– фаза первого пробного курения (8-12 лет);
– фаза нерегулярного курения продолжительностью около 2-х лет (13-16 лет);
– фаза регулярного незначительного курения;
– фаза регулярного интенсивного курения - 20 и более сигарет в день.
Развитие привычки курения, укрепление или отказ от нее зависит от комплекса факторов, основными из которых являются:
– характер информированности подростка о табакокурении;
– уровень мотивации к отказу от курения;
– личностные особенности курильщика;
– отношение к курению ближайшего окружения;
– степень табачной зависимости;
– возможная помощь в отказе от курения.
Выделяют три стадии никотиновой зависимости.
Первая стадия – бытовое курение. Подростки курят вначале эпизодически, 1-2 сигареты в неделю, в зависимости от ситуации. Затем возникает ежедневное курение до 3-5 сигарет в день. Курильщику кажется, что его работоспособность повышается, улучшается самочувствие.
Вторая стадия – привычное курение. Появляется навязчивое желание курить. Возникает зависимость от курения. В этой стадии ухудшается самочувствие: появляются головные боли, раздражительность; нарушается сон, снижается работоспособность, повышается утомляемость, беспокоит кашель.
Третья стадия – пристрастное курение. Зависимость носит физический характер. Возникает непреодолимое желание курить. Развивается тяжелая абстиненция. Появляется привычка курить натощак, сразу после еды, нередко ночью.