Тема «Построение поперечного профиля дороги»
Цель работы:
Выработать навыки расчёта ширины проезжей части и земляного полотна автомобильной дороги.
Оборудование:
1.Методические рекомендации к практической работе
2.Рабочая тетрадь по дисциплине
3.Чертёжные принадлежности
4.Калькулятор
Теоретические сведения
Ширину полосы движения устанавливают исходя из габаритов автомобилей и автопоездов с соблюдением установленных зазоров безопасности. Автомобиль двигается не по прямой линии, а по некоторой синусоидальной траектории, причём отклонения от прямой тем больше, чем выше скорость, и следовательно – больше ширина полосы, необходимая для движения автомобиля.
Ширина полосы движения определяется по формуле:
B = b + a/2 + X + Y, (м)
где:
b – ширина кузова автомобиля, м;
a – колея автомобиля (расстояние между серединами колёс), м;
X – расстояние от кузова до смежной полосы, по которой происходит движение, м;
Y – расстояние от середины следа колёс до края проезжей части, м;
расстояния Х и Y зависят от скорости движения:
- при встречном движении:
X = Y = 0,5 + 0, 005۰V
- при движении в одном направлении:
X 1 = X = 0,35 + 0,005۰V
где:
V – скорость движения, км/час;
Иначе, ширину полосы движения можно определить по формуле:
B = (b + a)/2 +1+ 0,01۰ V
Ширина полосы движения колеблется от 3 до 3,75 м, а для дорог Y категории, имеющих только одну полосу – 4,5 м. опыт эксплуатации показывает, что для движения большегрузных автомобилей, автобусов недостаточна полоса шириной 3,5 м. Так как увеличение размеров полосы движения связано со стоимостью строительства, на дорогах с малой интенсивностью движения предусматривают снижение скорости.