Так как в настоящее время на рынке наиболее широко представлены холодильные машины компрессионного типа (подобное название выбрано из-за наличия в этих системах компрессора), рассмотрим функционирование аппаратов именно этого типа.
Как известно, производство холода в любой холодильной машине компрессионного типа выполняется на основе изменения агрегатного состояния хладагента, циркулирующего в замкнутом контуре.
В процессе циркуляции по контуру хладагент претерпевает четыре фазы: сжатия и нагрева (1), охлаждения и сжижения (2), расширения (3) и испарения (4). Эти фазы наглядно иллюстрирует рисунок 1.3.
Из рисунка также можно также понять, что основными конструктивными элементами холодильных машин компрессионного типа являются компрессор, испаритель, конденсатор и регулятор потока (капиллярная трубка). Они соединены между собой трубопроводами.
Рисунок 1.3. Фазы холодильного цикла
Фаза сжатия. Парообразный хладагент низкого давления поступает в компрессор по трубопроводу всасывания, сжимается и превращается в пар высокой температуры и высокого давления, который способен превращаться в жидкость при обычной (комнатной) температуре.
|
|
Фаза сжижения. Пар высокой температуры и высокого давления охлаждается в теплообменнике высокого давления (конденсаторе) и сжижается. Конденсатор, в зависимости от типа холодильной системы, может быть либо с воздушным, либо с водяным охлаждением.
Фаза расширения. Проходя через капиллярную трубку, хладагент высокого давления, сжиженный в теплообменнике (конденсаторе), переходит в состояние низкого давления, при котором он легко может испаряться.
Фаза испарения. Жидкий хладагент низкого давления попадает в теплообменник (испаритель) низкого давления, поглощает тепло из окружающего воздуха и переходит в парообразное состояние. Конструкция и размеры испарителя выбираются таким образом, чтобы жидкость полностью испарилась внутри него. Далее хладагент опять поступает в компрессор, и описанный выше цикл повторяется вновь.
Таким образом, хладагент постоянно циркулирует по замкнутому контуру, меняя свое агрегатное состояние с жидкого на парообразное и наоборот.
Все фазы холодильных машин компрессионного типа включают два определенных уровня давления. Граница между ними проходит между нагнетательным клапаном на выходе компрессора и выходом регулятора потока (капиллярной трубки). [19]