Занятие 3. (второй урок)

 

 

4. Ситуация «Разные, но похожие». А вот и первая схема, позволяющая составлять загадки. Например, загадаем яблоко. Изучи таблицу.

 

 

Яблоко

Что загадали?

На что похоже? В чём отличие?
Мячик Прыгает
Яйцо Бьётся
Бисер Мелкий

 

 •А теперь составим загадку по схеме: как …, но не…

Вот такая загадка у нас получилась про яблоко:

Как мячик, но не прыгает, как яйцо, но не бьётся, как бисер, но не мелкий. Что это?

Выбор объекта, подбор аналогий и отличий осуществляют сами дети, В конце работы учитель обращает внимание на то, что, пользуясь таблицей, можно придумать множество различных загадок. Чтобы они были интересные, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.

 

Домашнее задание

• Учитель раздает каждому ученику по «кляксе» и он должен опираясь на свое ассоциативное мышление дорисовать рисунок, чтобы получился какой-то предмет, животное или что-то еще.

Подведение итогов занятия

•Учитель благодарит учеников за работу, за их активность на уроке. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы, которые написаны предварительно учителем на доске

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

 

Занятие 5. Метафоры

 

Основная идея занятия: существуют правила придумывания метафор (образных сравнений).

Проверка домашнего задания

Учитель проходит по рядам и смотри выполненные учениками домашние работы. После просмотра учитель из всего класса выделяет 3 самые оригинальные работы и хвалит весь класс за успешное выполнение домашней работы.

 

Работа в группах «Превращения»

– Сейчас мы находимся в классе. Здесь есть парты и шкафы, доска и кран, шторы и розетки… А давайте представим себе, что наш класс заколдовали и превратили его, например, в лес. В лесу парт не бывает – во что тогда превратятся наши парты, чтобы было всё как в лесу?

Каждая группа получает название места, в которое превращается класс. Нужно придумать соответствующие превращения для предметов, находящихся в нём.

Например:

Если класс – это лес, то кран –…, стул –…., шкаф –…

Если класс – самолёт, то учитель –…, дети –…, портфели –…

Если класс – магазин, то ученики -…, шкаф-…, школьные принадлежности - …

•При подведении итогов выделим активных учеников и группу, которая дала больше всех ответов

 

Придумывание метафор

– Про лампочку можно придумать загадку, например: «Как груша, но не растет…», про пылесос: «Хобот есть, а мышей не боится…» Сочинять загадки мы уже научились, а сегодня мы научимся придумывать метафоры – интересные, красочные, необычные сравнения. Например, лампочка что делает? – светит. Светит как что? – как солнце. А где это солнце находиться? – дома. И вместо обычного слова «лампочка» можно сказать красивую метафору «домашнее солнце». Или пылесос – он засасывает воздух и выдувает его, похоже на ветер, только этот ветер в комнате – вот и можно сказать не «пылесос», а «комнатный ветер»…

Занятие 5. (второй урок)

 

Ситуация «Карманные грабли»

 

•В загадке про подсолнух можно встретить строчку: «Как солнышко, но не греет», которая определит метафору для подсолнуха – «огородное солнышко». А звёзды можно сравнить с небесными фонариками. Составь новые метафоры для расчёски, придерживаясь следующих шагов.

 

 

Шаг 1. Что? Расчёска
Шаг 2. Что делает? Причёсывает
Шаг 3. Какой объект делает то же самое? Грабли (причёсывают траву)
Шаг 4. Где находится сам объект? Карман
Шаг 4 + шаг 3 Карманные грабли

 

Получается, что расчёска – это «карманные грабли».

•Составь метафору для чайника.

 

Домашнее задание

•Придумать метафоры, связанные со школой на основе той таблицы, по которой мы делали задание в классе

 

Подведение итогов урока

•Обсудить с детьми, для чего  нам нужны в жизни метафоры. Спросить изучали ли они на уроке русского языка метафоры, если да, то провести опрос, что нового они могут еще рассказать об этом.

Как итог урока можно прочитать стихотворение о сравнениях Андрея Усачева «На что похожа Земля?»


Глаза, как озера,

И даже - моря...

Бывает, что слёзы щекою

Оттуда сбегают рекою.

А гордый мой нос - он подобен хребту,

И тянется горною цепью ко рту.

А эти чудесные уши -

Как часть неизвестная суши!

Все части лица моего не пусты:

Его поднесешь к микроскопу -

И Азии где-то заметишь черты,

А где-то увидишь Европу!

Кругла, как земля, голова у меня,

И так же она хорошеет,

И так же меняется день ото дня,

И вертится.

Только на шее...

Ну, в общем, всем ясно,

Что наша планета

Сходство имеет

С портретом поэта.

И чтобы как следует знать географию,

Вам следует знать МОЮ ФОТОГРАФИЮ!


Занятие 6. Цепочки ассоциаций

 

Основная идея занятия: использование ассоциаций помогает лучше запоминать.

Проверяем домашнее задание

Учитель проверят задание и выборочно просит его прочитать, а в это время остальные учащиеся должны будут отгадать, о чем идет речь

 

Проверка памяти

– Сейчас я прочитаю пары слов, слушайте их внимательно и запоминайте; записывать ничего нельзя. Затем я буду называть первое слово из пары, а вам надо будет хором назвать второе. Начали!

•Примеры пар слов: бумага- ключ, кисточки – песня, карандаш - папа, боль- ребенок, собака- банан, яблоко-косточка, голос- банан, принтер-женщина.

Учитель при проверке на доске записывает количество правильных ответов. Потом задание повторяется с другим набором слов, количество правильных ответов также записывается.

•Примеры пар слов второй группы: бумага- принтер, кисточки- краски, карандаш- ластик, боль- таблетка, собака- косточка, яблоко- банан, женщина – ребенок, мама- папа, голос- песня, дверь- ключ

Затем обсуждается, почему во второй раз слова запомнились лучше, чем вначале. Учитель может «помочь» детям ответить на вопрос, предположив, что во второй раз было легче, потому что они уже потренировались. На самом деле слова в парах первой группы никак не связаны друг с другом, что затрудняет их запоминание. Для усиления впечатления и в первом, и во втором случае использованы одни и те же слова, по-разному организованные в пары. В конце делается вывод, что слова запоминаются лучше, если они связаны по смыслу между собой (в том числе они могут иметь и противоположный смысл).

 

3. Игра на внимание «Пол – потолок» (физкульт - минутка)

По команде «Пол!» нужно хлопнуть в ладоши, по команде «Потолок!» – по коленям. Учитель чередует команды в произвольном порядке и темпе, игра может проходить на выбывание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: