Придумай название для картинки

Тренинг креативного мышления

Класс

 

Модуль 1

Психологическая инерция и фантазирование,
основанное на ассоциациях

Занятие 1. Фантазировать – это классно!

 


Основная идея занятия: фантазировать можно научиться.

Беседа «В мире фантазий»

•Урок начинается с краткого содержания из рассказа «Денискины рассказы»  «Хитрый способ» В. Драгунский

 

Мама Дениски возмущается тем, что ей постоянно приходится за всеми мыть посуду и поэтому предлагает папе и Дениске придумать какой-нибудь способ, чтобы избавить ее от мытья посуды. папа жалеет, что инженеры еще не изобрели в то время посудомоечной машины и Дениска пытается сделать ее самостоятельно из бритвы и электрополотера, но у него ничего не получается. Тогда он вспоминает слово конвейер.

Когда приходит время обеда, мальчик рассказывает о своем способе родителям. Он заключается в том, чтобы есть по очереди из одной тарелки.

Мама не согласна на такой способ, потому что находит его не гигиеничным, а папа считает слишком хитрым. Поэтому папа предлагает более простой способ - самим пойти и вымыть посуду. А Дениска переживает, что сам не додумался до столь простого способа.

•Учитель предлагает детям ответить на вопрос: «А вы могли бы выдумать что-то подобное»?(если что-то выдумать трудно, можно предложить что-то конкретное)

 

Беседа о фантазировании

Как вы думаете зачем Дениска придумал такой способ? Многие люди любят читать и смотреть о том, чего не бывает: дети – сказки, взрослые – фантастику. Как вы думаете, почему?

Назовите известные вам сказки.

Как узнать, где сказка, а где рассказ – «не-сказка»?

Возможные варианты ответов: в сказках животные и предметы разговаривают; в сказках есть волшебство и волшебники, сказочные герои…

•Чтобы наглядно продемонстрировать отличие сказки от «не-сказки», учитель рассказывает несколько сказок, убрав из них волшебство. Детям предлагается узнать, какую «сказку» рассказывает учитель, и ответить на вопрос: «Осталась ли сказка?»

Например:

– Закинул старик невод в море, поймал рыбку и сделал уху

– Бабка с дедкой замесили тесто и испекли пирожков           

– Во время урагана девочка перенеслась вместе с домиком в другой город, потом за ней приехали родители и забрали домой…

Затем задание «наоборот»: попробовать из рассказа сделать сказку, добавив в него волшебство (можно выполнять задание по группам). Желательно, чтобы исходный сюжет давал учитель.

Например:

– Ребята играли в снежки и один из них…

– Девочка играла с собакой и вдруг…

– Пошла мама в магазин. Купила хлеб, масло, сметану и  не вернулась домой…

– Наступило лето, дети пошли купаться и тут…

•Возможны самые разнообразные варианты продолжения: введение сказочных героев (навстречу ему Кощей…), оживление (а телевизор говорит: «Надоело, что вы на меня всё время смотрите, я стесняюсь…»), изменение привычной обстановки, обычной последовательности действий и др.

•Учитель спрашивает ребят чье продолжение сказки им понравилось больше

•После обсуждения предложенных вариантов делаются выводы: легко ли придумать сказку, хотят ли дети этому научиться.

Занятие 1. (второй урок)

Самостоятельная работа

1) Детям дается описание предмета (большое, красное,вкусное) и они должны нарисовать то, что представили по этому описанию

2) Кем вы видите себя в будущем?

3) Нарисуй фантастическое животное.

 

•Выполненные работы не анализируются, учитель сохраняет их до конца учебного года.

 

Формулирование домашнего задания

Изобразить на рисунке как будет выглядеть для вас город мечты?

Подведение итогов занятия

Можно обратить внимание детей на то, что для того, чтобы сделать свою жизнь лучше, люди придумывают и пишут различные рассказы, изобретают что-то новое, делают свою жизнь разнообразней и интереснее

 

Занятие 2. Урок творчества. Игра в ассоциации

 

Основная идея занятия: существуют приёмы придумывания того, на что похожи предметы и рисунки.

В цифре Восемь - две катушки,

Две баранки, две ватрушки,

Две тарелки, блюдце, плюшка

И еще - одна матрешка

 1.Проверка домашенго задания
Урок начинается с проверки домашнего задания. Дети представляют свои рисунки перед классом и рассказывают о том, что изображено на рисунке. Остальные дети задают интересующие вопросы, ведется беседа.

 

Придумай название для картинки

Придумай шесть названий для этой картинки. Главное, чтобы название отражало её сюжет. Основной критерий оценки – оригинальность названия. Попробуй обратить внимание на каждую, даже незаметную на первый взгляд деталь.

 

 

1
2
3
4
5
6

 

 

3.Ассоциативное мышление

Ассоциации -это образы,возникающие в сознании человека в ответ на какое-то воздействие,например в ответ на слово. То есть это то первое,что приходит в вашу голову,когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет.

Каждая группа получает лист с заданием.(делим на группы примерно по 5 человек)

Задание. Посмотри на картинку справа. На что это похоже? На мяч, солнышко, арбуз, шайбу… А теперь подумай о совершенно других объектах… и докажи, что они тоже похожи на изображение картинки! Вот что получилось у нас:

 

Думай о другом Доказательство!
Подзорная труба Если повернуть ее торцом к нам, то получится круг
        Тарелка Если посмотреть на нее сверху получиться круг
Кот Если свернется клубочком, будет похож на круг
Ручка Если быстро вращать ручку, то получиться образ круга

 

Вот ещё одна картинка. На что это похоже?

 

Думай о другом Доказательство!
   
   
   
   

 

При оценке работы группы нужно учитывать креативность и индивидуальность работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: