V. Бакалаврская работа

Выполнение БР является заключительным этапом обучения и имеет своей целью:

- формирование у обучающихся способности к осуществлению профессиональной деятельности в областях, регламентированных стандартом по соответствующему направлению подготовки/специальности;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы, овладение методикой исследования и эксперимента при решении разрабатываемых в ВКР проблем и вопросов в соответствии с требованиями образовательного стандарта, профессионального стандарта специалиста и основной профессиональной образовательной программы  Университета в разделах, характеризующих области, объекты и виды профессиональной деятельности.

Бакалаврская работа является самостоятельным научным законченным исследованием на заданную (выбранную) тему, написанным лично выпускником. При этом работа осуществляется при непосредственном руководстве научного руководителя, которое реализуется регулярно на консультациях один раз в месяц, если не предложен более интенсивный график работы. Ход и результаты этой совместной работы отражаются в отзыве научного руководителя, который предоставляется на защиту.

Уровень самостоятельности студента-дипломника достаточно высок, учитывая имеющийся опыт написания рефератов и курсовых работ. Кроме того, студент, выполняющий БР, как правило, не только изучает и обобщает чужой опыт преподавания ИЯ, но и анализирует свой собственный опыт преподавания ИЯ в формах экспериментальной или опытно-практической работы, который является частью предпринятого научного исследования в период прохождения производственной (педагогической) практики.

К дипломным работам предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются следующие:

- актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию педагогических наук, практическим задачам и общим целям выполнения дипломных работ;

- изучение и критический анализ монографической и периодической отечественной и зарубежной литературы по теме дипломной работы;

- изучение и характеристика истории исследуемой проблемы и ее практического состояния, а также передового педагогического и личного опыта автора;

- четкая характеристика предмета, целей и методов исследования, описание и анализ проведенных автором экспериментов;

- обобщение результатов, обоснование выводов и практических рекомендаций.

Студент-дипломник не может ограничиваться реферированием литературных источников или простым описанием опыта деятельности в области той или иной проблемы; он создает творческую работу на основе глубокого изучения теории и истории вопроса, практики, передового и личного опыта, исходя из результатов проведенных им наблюдений, экспериментов или опытно-практической работы. Подготовка БР по «Методике обучения иностранному языку и воспитания» требует от студентов не только совершенствования педагогических, психологических и лингвистических знаний, но и ознакомления с опытом работы передовых учителей и других работников школ, определения возможных путей решения выдвинутой проблемы, практического осуществления полученных результатов.

Обычно большей продуктивностью характеризуются БР, являющиеся логическим продолжением выполненных студентами в предшествующие годы обучения курсовых работ. Такой подход позволяет сделать более глубокие выводы на обширном изученном материале.

Выпускная квалификационная работа должна состоять из титульного листа, оглавления,  введения, основной части, заключения. В конце приводится список использованной литературы; возможны приложения.

Титульный лист содержит сведения о наименовании учебного заведения, факультета, направление подготовки, профиль, полное название темы КР, фамилию и инициалы студента(ки), фамилию и инициалы научного руководителя с указанием его ученой степени и звания (Приложение 5).

В готовом варианте БР титульный лист должен содержать все необходимые подписи (автора работы, научного руководителя, рецензента).

Оглавление текста БР располагается на второй странице работы и содержит наименование всех ее разделов (введения, глав и их параграфов, заключения, списка литературы и приложения) с указанием страниц их расположения в тексте (Приложение 12).

Название выделенных автором глав и параграфов должно соответствовать теме исследования и раскрывать сущность заявленной в ней проблемы. Оглавление состоит из 2-3 глав, одна из которых посвящена либо опытно-практической работе, осуществляемой выпускником на производственной (педагогической) практике, либо анализу 3 различных действующих УМК по проблеме исследования.

Введение содержит обоснование актуальности темы  исследования с теоретической и практической точки зрения. В нем дается краткая оценка состояния изученности заявленной в теме проблемы, постановка проблемы, определяются цель исследования, его объект и предмет, формулируются задачи, его практическая значимость, перечисляются методы исследования, раскрывается понятийно-терминологический аппарат. В целом введение по содержанию очень близко к написанию курсовой работы (Приложение 13).

Важным этапом работы над темой исследования является характеристика состояния изученности выбранной проблемы. В очень краткой форме здесь предъявляются результаты истории исследований выбранной проблемы, включая современность.

В связи с тем, что в ВКР как правило находит отражение опытно-практическая работа, формулировка цели работы предусматривает теоретическо-практическую разработку темы. Для достижения поставленной цели автору работы приходится сформулировать ряд конкретных задач, что и фиксируется во введении. Причем при наличии опытно-практической работы в ВКР, одна из задач  - это один из важнейших этапов работы, поскольку четко и детально сформулированные задачи определяют всю дальнейшую работу над темой, а именно общую структуру работы, которая логично вытекает из задач исследования. Такой подход гарантирует, что все задачи будут решены и поставленная цель исследования будет достигнута.

Для решения поставленных задач автор отбирает методы исследования, исходя из традиционных классификаций методов: теоретического и эмпирического исследования, основные и вспомогательные методы (теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учащимися, анкетирование, тестирование, использование различных методик, анализ УМК, проведение опытно-практической работы качественный и количественный анализ результатов), особенности применения которых известны студентам из курса изучения учебной дисциплины «Методика обучения иностранному языку и воспитания».

Основная часть текста дипломной работы включает две или три главы, выводы по главам и заключение. Содержание глав в полной мере определяется поставленными задачами исследования. Структура каждой из глав может состоять из трех параграфов.

Исследования по методике обучения иностранному языку как правило носят теоретико-практический, экспериментальный характер. Этому аспекту исследования отводится как правило вторая или третья глава, в которой дается описание проведенной опытно-практической работы или эксперимента.

На основе выводов, сделанных по результатам изучения методической и психолого-педагогической литературы, выстраиваются цели, содержание, логика, структура опытно-практической работы или эксперимента.

В структуре второй или третьей главы, как правило, выделяют три основных смысловых аспекта:

1. анализ действующих УМК по иностранному языку с позиции достаточности и доступности, например, языковых или речевых упражнений для формирования и совершенствования рассматриваемых в работе речевых навыков и умений;

2. описание предметных и процессуальных аспектов предлагаемой методической модели обучения, системы упражнений, стратегий, технологии, приемов работы, направленных на более успешное формирование и совершенствование рассматриваемых в работе речевых навыков и умений в конкретных условиях обучения;

3. доказательство опытно-практическим или экспериментальным путем эффективность предлагаемой модели (системы и пр.) обучения рассматриваемому виду речевой деятельности. 

При описании опытно – практической работы необходимо отразить сроки проведения исследования, место, класс, дать небольшую характеристику классу. Как известно, при опытном обучении участвует одна группа, а результативность определяется путем сравнения начальных результатов и результатов полученных в ходе реализации предлагаемой в БР экспериментальной программы.

Опытно-практическая работа включает три этапа:

1) подготовительный этап. В описании, как правило, отражается

цель:

 - анализ действующего УМК (например, «Английский в фокусе-5» («Spotlight-5») Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс для 5 класса на наличие заданий и упражнений, направленных на развитие лексического навыка);

-выявление начального уровня развития речевого навыка,  например, навыка аудирования учащимися 5 класса; либо уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого планируется проведение первоначального теста (среза), анкетирования, либо  применение методики на выявление преобладающего вида мотивации или уровня развития психических процессов (например, методика «Определение уровня развития словесно-логического мышления», авторами которой являются Л. Переслени и Т. Фотекова);

- анализ и обработка данных, представленные в виде таблиц (например, Таблица 1. Результаты выполнения задания учащимися 5 «А» класса на послетекстовом этапе до проведения опытно–практической работы), диаграмм (например: Рис 1. Уровень развития аудитивного навыка учащихся 5 «А» класса до проведения опытно—практической работы).

2) формирующий (основной) эта. В описании данного этапа отражается цель:

- разработка программы, подбор системы упражнений, текстов, видеофрагментов, направленных на повышение уровня речевых навыков на основе действующего УМК в исследуемой группе учащихся. Разработка конспектов уроков с применением системы упражнений, видеоматериалов и т.д. В некоторых случаях разработка памяток для учащихся (например, Памятка для выполнения проекта и снятия трудностей во время его выполнения).

- реализация, апробация разработанной программы на уроках английского языка в рамках формирующего этапа.

3) контрольный (заключительный) этап. В описании данного этапа реализуется цель:

- выявление динамики уровня сформированности аудитивного навыка у учащихся 5 «А» или выявление динамики уровня развития познавательных и регулятивных универсальных учебных действий при использовании метода проектов учащихся 6 «В» класса после проведенной работы по их развитию

В связи с этим, задачами контрольного этапа становится:

1) повторное тестирование (срез) на проверку уровня сформированности аудитивного навыка;

2) интерпретация результатов, представленных в виде таблиц (например, Таблица 2. Результаты выполнения задания учащимися 5 «А» класса на послетекстовом этапе после проведения опытно–практической работы), диаграмм (например: Рис 2. Уровень развития аудитивного навыка учащихся 5 «А» класса после проведения опытно—практической работы);

3) сопоставление их с результатами, полученными в ходе первого этапа  опытно–практической деятельности, представленных в виде таблиц (например, Таблица 3. Сравнительный анализ результатов выполнения задания учащимися 5 «А» класса на послетекстовом этапе до и после проведения опытно–практической работы), диаграмм (например: Рис 3. Сравнительный анализ уровня развития аудитивного навыка учащихся 5 «А» класса до и  после проведения опытно—практической работы);

- при необходимости разработка предложений, практических (методических) рекомендаций для учителей или инструкций (памяток) для учащихся (например, Памятка по работе в группе для учащихся). По своему содержанию предложения и рекомендации должны носить самостоятельный характер, отличаться аргументированностью и целесообразностью, соответствовать современным теоретическим концепциям и передовому мировому опыту.

Далее, исходя из полученных результатов исследования на контрольном (заключительном) этапе  опытно–практической деятельности, необходимо сформулировать  вывод об эффективности проделанной опытно-практической работы, при этом упомянув о возникших трудностях и типичных недостатках.

Как известно из курса «Методики обучения иностранным языкам и воспитания», модель наиболее типичного методического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп. Результат эксперимента проявляется в изменении, которое произошло в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. При помощи статистических процедур выясняется, отличаются ли экспериментальная и контрольная группы. Сравниваются данные, полученные перед экспериментом и по его окончанию.

При создании экспериментальных и контрольных групп можно самому организовать эти группы, либо работать с уже существующими языковыми подгруппами. В обоих случаях важно, чтобы экспериментальная и контрольная группы были сравнимы по основным показателям равенства начальных условий, существенным с точки зрения исследования.

При проведении и описании эксперимента следует помнить, чтобы условия проведения эксперимента были уравнены в контрольной и экспериментальной группах. К уравниваемым условиям обычно относятся:

· состав обучаемых (примерно одинаковый в экспериментальных и контрольных классах или группах);

· учитель (один и тот же учитель ведет занятия в экспериментальных и контрольных группах);

· учебный материал (одинаковый круг вопросов, равный объем);

· равные условия работы (одна смена, примерно одинаковый порядок следования занятий по расписанию и т.д).

В случае же, если в условиях данного учебного заведения нельзя подобрать две примерно равные по этим показателям группы, в качестве экспериментальной принято брать группу с более низкой успеваемостью: в случае получения положительных результатов в итоге экспериментальной работы эти результаты будут более убедительными. Что касается уравнивания условий, связанных с преподавателем, то во всех случаях желательно, чтобы занятия и в контрольной, и в экспериментальной группах вел один и тот же преподаватель или сам экспериментатор.

Этапы проведения эксперимента.

В БР необходимо указать цели и задачи проводимого эксперимента. Не следует путать цель и задачи исследования, которые шире, с целью и задачами проведения эксперимента в рамках темы выпускной квалификационной работы.

Традиционно педагогический эксперимент разделяется на 3 этапа: констатирующий, формирующий, постэкспериментальный. Все три этапа описываются в БР.

1. Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования. Его задачей является выяснение состояния на практике явления и построение его схематической модели.

В описании констатирующего этапа необходимо отразить следующее:

· выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа школьников, классов и др.);

· определение необходимой длительности проведения экспери­мента (обычно длительность проведения эксперимента совпадает со сроками педагогической практики и составляет в среднем 3-5 недель, что является достаточным сроком для получения автором обоснованных выводов);

· выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта: наблюдение, анкетный опрос, интервью, экспертной оценки и др.;

· определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий;

· изучение начального состояния уровня сформированности рассматриваемых в работе речевых навыков и умений у учащихся экспериментальной и контрольной групп;

· формулирование критериев оценки эффективности пред­ложенной системы методических мер;

· инструктирование участников методического эксперимента о порядке и условиях эффективного его проведения (если эксперимент проводит не один преподаватель).

2. Формирующий, или обучающий эксперимент (собственно эксперимент) играет основную роль в методическом исследовании. Организуется он на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. Поэтому правомерно рассматривать формирующий (созидательный) и констатирующий (предварительный) эксперименты как последовательные этапы единого педагогического эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует ее проверку, вводя новые условия и изучая влияние этих условий на повышение эффективности обучения или воспитания. Чтобы доказать рациональность экспериментально вводимых исследователем условий, проводится работа с достаточно большим количеством учащихся сразу в нескольких экспериментальных и контрольных классах (группах). При этом указывается, что новое условие вводится в опытных (экспериментальных) классах или группах, а в контрольных работа идет по традиционной методике обучения или воспитания.

Описание формирующего этапа в дипломной работе отражает ход проведенной проверки эффективности разработанной автором системы методических мер (стратегий, методов, приемов и упражнений). Оно включает:

· отражение данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы методических мер;

· указание затруднений и возможных типичных недостатков, возникших в ходе проведения эксперимента;

· качественную и количественную оценку текущих затрат времени, средств и усилий.

3. Постэкспериментальный этап описывается с подробным указанием итогов проведенного эксперимента и выводов об эффективности предложенной системы методических мер.

Описание итогов эксперимента так же должно включать:

· сравнительное описание уровня сформированности рассматриваемых в работе речевых навыков и умений у учащихся экспериментальной и контрольной групп в результате традиционного обучения и обучения согласно предлагаемой системы методических мер;

· характеристику условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;

· данные о целесообразности затрат по времени, затрачиваемом на реализацию предложенной системы методических мер;

· указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы методических мер.

В заключении подводятся итоги предпринятого исследования,  констатируется факт выполнения поставленных задач исследования. По содержанию заключение должно в краткой форме давать четкие ответы на проблемы, сформулированные во введении, в задачах исследования (Приложение 14).  

Что касается литературных источников, то количество их колеблется до 50, что зависит от разработанности темы исследования и других факторов. Список литературы должен включать издания, отражающие историю развития проблемы и ее современное состояние. Обязательным требованием к дипломным работам является изучение студентом состояния проблемы в зарубежной методике обучения иностранным языкам, соответственно в списке литературы это должно найти отражение (Приложение 15).  

В приложении помещаются, как правило, образцы текстов для аудирования, описание методик,  анкетные бланки, памятки для учащихся, фрагменты конспектов уроков и другие материалы, которые могут загромождать текст в основной части дипломной работы, где на материалы приложения обязательно делается ссылка (Приложение 16).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: