Образец оформления заключения курсовой работы на тему «Обучение аудированию как виду речевой деятельности на уроках по иностранному языку»

 

Заключение

Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. В ходе изучения психолого-педагогической литературы мы проанализировали психолого-педагогические основы обучения аудированию, что является важным при построении занятий, организации аудирования на уроках иностранного языка. Анализ механизмов аудирования: речевого слуха, памяти, вероятностного прогнозирования, показал их значимость в процессе определения путей развития и совершенствования навыков аудирования. Мы выявили маханизмы аудирования, к которым относят:

· механизм внутреннего проговаривания;

· механизм оперативной и долговременной памяти;

· механизм идентификации (сличения);

· механизм антиципации. + механизм понимания и + механизм осмысления!

Таким образом, понимание механизмов аудирования, и его психологических основ определяет успешность процесса обучения аудированию, эффективность разработки аудитивных текстов, системы упражнений и типологии упражнений, на уроках английского языка.

2. Специфика аудирования как вида речевой деятельности состоит во взаимосвязи этого самостоятельного процесса восприятия речи на слух с другими видами речевой деятельности: чтением и говорением. С одной стороны, аудирование и чтение - рецептивные виды деятельности. С другой стороны, аудирование и говорение - это две взаимосвязанные стороны устной речи.

3. Также мы выявили, что аудирование осуществляется с различными целями. Основными целями аудирования являются:

1) понимание общего содержания текста;

 2) выборочное понимание текста;

3) полное понимание текста.

Достижение каждой из этих целей возможно лишь при условии развития определенных умений.

4. В процессе изучения различных видов аудирования, мы установили, что наиболее распространенными и общепринятыми в современной методике являются:

- аудирование с целью извлечения необходимой информации;

- аудирование с целью понимания основного содержания, с извлечением основной информации;

- аудирование с целью полного понимания содержания и смысла.

 5. Мы рассмотрели основные упражнения, при обучении аудированию на уроках по иностранному языку. Отечественны и зарубежные методисты традиционно выделяют: подготовительные (для устранения психологических и лингвистических сложностей) и речевые (для выработки умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению) упражнения. Традиционно упражнения выполняются на трех этапах: дотекстовом, целью которого является создание мотивации, снятие трудностей, потенциальных сложностей; на этапе собственно слушания текста с задачей восприятия и понимания текста и извлечением нужной информации, а также с установкой и определением учителем вида аудирования, с системой предтекстовых заданий и послетекстовый этап, с целью контроля понимания смысла текста и выполнения ряда упражнений с выходом в другой вид речевой деятельности. Также нами были рассмотрены некоторые стратегии, в соответствии с видами аудирования, и сделан вывод о том, какие умения могут быть сформированы в результате следования этим стратегиям в ходе выполнения заданий.

Перспективными линиями нашего исследования может быть изучение эффективности применения технологии работы с видеоматериалами на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.

Приложение 12

Образец оформления введения бакалаврской работы на тему «Использование видеоматериалов при обучении аудированию учащихся 5 класса на уроках английского языка».

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Глава I.   Специфика обучения аудированию как виду речевой деятельности на уроках английского языка. 8

1.1. Психолого–педагогические основы обучения аудированию.. 8

1.2. Цели, задачи и содержание обучения аудированию на уроках английского языка. 10

Глава II. Видеоматериалы в системе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе. 17

2.1. Преимущества использования видеоматериалов при обучении аудированию и принципы их отбора. 17

2.2. Типология видеоматериалов. 22

2.3. Технология работы с видеоматериалами при обучении аудированию на уроках английского языка. 24

Глава III. Обучение аудированию с применением видеоматериалов учащихся 5 «А» класса МБОУ Лицея №40. 29

Заключение. 49

Список литературы.. 55

Приложения

 

 

Приложение 13

Образец оформления введения бакалаврской работы на тему «Использование видеоматериалов при обучении аудированию учащихся 5 класса на уроках английского языка».

Введение

Актуальность проблемы. В современном обществе понятие «образованный человек» подразумевает не только широкий кругозор, глубокие знания в области зарубежной и отечественной литературы и истории, но и знание английского языка, который во многом способствует реализации потенциала человека в сфере общения. В связи с этим, составителями действующего на сегодняшний момент федерального государственного образовательного стандарта определяется углубленная трактовка цели обучения иностранному языку в школе – достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне, иными словами, способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка [4, 3]. Коммуникативная компетенция, по мнению И.А. Зимней, это «сформированная способность человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения» [11, 34].

Практика ведущих методистов и педагогов показывает, что наибольшее количество проблем и неудач у учащихся связано именно с пониманием иноязычной речи на слух, ведь аудирование представляет собой сложный вид речевой деятельности, поскольку его процессы в реальном общении (к выходу на которое и должен быть направлен процесс обучения английскому языку) практически необратимы [23, 238]. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что проблема понимания иноязычной речи на слух является действительно актуальной на сегодняшний момент. В связи с этим, отечественными методистами, не раз подчеркивалась важность повышения значимости аудирования в современном учебном процессе, привлекая в этих целях технические средства обучения, репрезентирующие аутентичный контекст жизнедеятельности носителей изучаемого языка, в том числе и сверстников российских школьников [6,148].

Более того, на сегодняшний день способом контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 11 классов выступает, всё более усложняющийся и стремящийся к переходу в ранг обязательного, Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по английскому языку, одним из важнейших разделов которого является именно раздел «Аудирование».

Состояние изученности проблемы. Исследованием проблем, связанных с обучением аудированию, занимались такие ученые, как В.А. Артемов, И.Л. Бим, И.Н. Верещагина, И.И. Гез, Н.В. Елухина, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова, В.М. Филатов.

Заслуга Н.И. Жинкина состоит в том, что он выделил психологические особенности аудирования, а также определил специфику аудирования в его взаимосвязи с другими видами речевой деятельности (в первую очередь с говорением и чтением) [10].

Н.В. Елухина внесла значительный вклад в методику преподавания иностранного языка, так как занималась проблемой трудностей, возникающих при аудировании иноязычных текстов [8].

И.А. Зимняя, Н.И. Гез определили уровни понимания текстов при аудировании. Н.И. Гез, в свою очередь, разработала типологию упражнений и организацию обучения аудированию в школе [7].

Вопросом системы упражнений по обучению аудированию также занимались Е.Н. Соловова, Н.В. Елухина, В.М. Филатов.

Следует отметить, что при всей несомненной значимости проведенных исследований, долгое время в методической литературе аудирование не имело должного внимания со стороны преподавателей [30, 227]. Объяснялось это тем, что навыки аудирования развиваются автоматически, через погружение в языковую среду и практику, при работе над грамматическим, лексическим и фонетическим материалом [31,161].

Очевидно, что, в настоящее время, члены общества, под влиянием всеобщей глобализации, заинтересованы в развитии высокого уровня владения данным видом речевой деятельности [28], всё чаще прибегая к помощи не только аудио, но и качественных видеоматериалов, так как зрительный анализатор является основным помощником современного человека, стремящегося к саморазвитию. Все эти факторы послужили катализатором для изучения проблем, связанных с обучением аудированию с использованием видеоматериалов среди методистов и педагогов.

Такие отечественные ученые как П.К. Бабинская и Е.А. Маслыко, которыми была описана методика работы с видеозаписью [20], Ю.А. Комаров, предметом интереса которого явилось использование видео в процессе обучения иностранному языку в средней школе [14], наряду с такими зарубежными учеными как Дейв Уиллис, который выделил основные положительные характеристики использования видео в процессе обучения [34], Маргарет Аллан установивший, что видеоаппаратура позволяет разделить целый фильм на нужное количество видеофрагментов в зависимости от целей, индивидуальных потребностей и особенностей обучаемых [27], позволили педагогам значительно углубить знания в сфере применения видеоматериалов.

В частности, применению видеоматериалов на уроках иностранного языка посвящены работы О.И. Барменковой, Ю.И. Верисокина, Е.И. Ильченко, М.И. Мятовой, В.Л. Прокофьева, И.Б. Смирнова. Об использовании аутентичных видеофрагментов говорится в диссертационных исследованиях по педагогике Е.В. Глушак, М.И. Дубровина, Ю.А. Комаровой, С.В. Неделиной, Е.В. Русаковой.

Проблема исследования: каковы особенности обучения аудированию с использованием видеоматериалов на уроках английского языка?

Проблема определила тему исследования: «Использование видеоматериалов при обучении аудированию учащихся 5 класса на уроках английского языка».

Цель работы состоит в исследовании технологии работы с видеоматериалами на уроках английского языка в 5 классе.

Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы.

Предмет исследования: обучение аудированию в средней общеобразовательной школе на уроках английского языка.

Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:

1) изучить психолого–педагогические основы обучения аудированию на уроках английского языка;

2) определить цели, задачи и содержание обучения аудированию на уроках английского языка;

3) выявить преимущества использования видеоматериалов при обучении аудированию и принципы отбора видеоматериалов;

4) рассмотреть существующие типологии видеоматериалов;

5) исследовать технологию работы с видеоматериалами при обучении аудированию на уроках английского языка;

6) осуществить опытно–практическую работу, направленную на обучение учащихся 5 «А» класса МБОУ лицея №40 аудированию с применением видеоматериалов на уроках английского языка.

Цели и задачи данного исследования определили выбор методов исследования: изучение, теоретический анализ и обобщение педагогической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ УМК; метод наблюдения за уровнем активности учащихся на уроке английского языка; проведение опытно–практической работы по обучению аудированию с использованием видеоматериалов.

Понятийно–терминологический аппарат: основные понятия данного исследования даются по «Методике обучения иностранным языкам» Е.Н. Солововой [21].

Коммуникативная компетенция — сформированная способность человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения.

Аудирование – сложный, специфический вид внутренней речевой деятельности, который в процессе обучения должен иметь выход во внешний план (И.Л. Бим) [5,11].

Аудитивный навык – речевая операция, доведенная до уровня автоматизма и связанная с узнаванием и различением на слух отдельных звуков и звуковых комплексов, в том числе различных типов интонационных конструкций в потоке речи.

Механизмы аудирования – совокупность психических процессов и новообразований, составляющих сложный процесс восприятия иноязычной речи на слух.

 Речевой слух – механизм аудирования, который обеспечивает восприятие устной речи, деление её на смысловые синтагмы, словосочетания, слова.

Вероятностное прогнозирование – механизм аудирования, который представляет собой порождение гипотез, предвосхищение хода событий.

Память – механизм удержания в голове узнанной единицы в потоке иноязычной речи, сопоставления её с эталоном, запоминания для дальнейших операций с ней.

Видеоматериалы – любая телепродукция, записанная на пленку или цифровой носитель и используемая в качестве дидактического материала с возможностью многократного просмотра.

 

 

Приложение 14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: