Рекомендации для педагогов по результатам стартовой диагностики первоклассников в октябре 2019 года
Математика
В структуре диагностической работы содержание заданий 1-5 может быть использовано для анализа сформированности предпосылок к обучению математике. На диаграмме 1 представлены средние баллы выполнения заданий обучающимися 1 – х классов в октябре 2018 и 2019 годов. Анализ полученных результатов позволяет сформулировать следующие выводы и рекомендации для специалистов системы начального общего образования:
Диаграмма 1
Средний балл выполнения 1-5 заданий в 2018-2019гг.
1. Первоклассники региона продемонстрировали высокие результаты выполнения задания на определение уровня развития представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания (средний балл выполнения - 2,63), что говорит о высоком уровне развития данного параметра (максимальный балл в заданиях 1-5 равен 3 баллам).
2. Средний уровень готовности первоклассники показали по следующим параметрам: пространственное восприятие (средний балл выполнения – 2,42); умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (средний балл выполнения – 2,39); умения сравнивать два множества по числу элементов (средний балл выполнения – 2,13).
3. По-прежнему, наибольшую трудность вызвало у учащихся задание 1, связанное со зрительно-моторной координацией (средний балл выполнения в 2019 году – 1,87, в 2018 – 1,88).
4. Результаты диагностики позволяют педагогу определить пути осуществления дифференцированной работы, учитывая возможности детей с высоким уровнем готовности к обучению и предупреждая возникновение возможных трудностей при усвоении математического содержания программы детьми с низким уровнем.
По результатам диагностики для организации коррекционно-развивающей работы по математике рекомендуется:
1) увеличить долю групповой работы на уроке, формируя группы и подбирая задания в зависимости от уровня готовности детей к обучению математике и от типа испытываемых затруднений;
2) для детей с высоким уровнем готовности к обучению использовать задания на углубление материала в рамках тех учебных операций и действий, которые осваиваются на уроке всеми детьми, а также увеличивать степень самостоятельности учащихся при их выполнении;
3) для детей с низким уровнем готовности подбирать систему дополнительных заданий с дифференциацией по объему, уровню сложности и степени помощи;
4) для развития пространственного восприятия использовать систему графических упражнений. Они представляют собой задания: на выкладывание узоров из счётных палочек, изображение узоров в тетради (по клеткам), графические диктанты. В ходе выполнения этого вида упражнений закрепляются представления о направлении движения (вправо, влево, вверх, вниз), первоклассники учатся устанавливать последовательность действий, повторять их с определённой периодичностью;
5) при выполнении графического диктанта возможны различные подходы: все учащиеся одновременно ставят карандаш в отмеченную точку, учитель читает команды, учащиеся их выполняют, а ученики с высоким уровнем готовности к обучению самостоятельно читают текст задания и выполняют
его; задание выполняется в парах — один ученик читает команды, другой выполняет; дети диктуют друг другу самостоятельно составленные маршруты.
Такая работа способствует формированию предпосылок регулятивных универсальных действий, способности проводить анализ и самоанализ хода правильности выполнения диктанта, действовать по инструкции, алгоритму. При этом тренируются устойчивость внимания, оперативная память, умение сосредоточиться, слышать учителя;
6) для детей с низким уровнем развития зрительного восприятия характерны ошибки в списывании цифр, знаков действий, путают знаки «+» и «–», а в дальнейшем знаки «больше» — «меньше», поэтому для них необходимо включать задания вида: «нарисуйте такую же фигуру», «раскрасьте части картинки, на которой написана цифра 8», «раскрасьте многоугольники, такие же по форме и по расположению, как многоугольник слева», «соедините линией фигуры одинаковой формы», «соедините линией ключи от одного замка», «подберите к часам подходящие циферблаты» и др.
7) при обучении сложению и вычитанию распространенной ошибкой учащихся с недостаточной готовностью к школе является выполнение действия, не соответствующего знаку. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является обучение с помощью шкалы линейки. Для детей с низким уровнем ориентации в пространстве формирование такого умения проводится по алгоритму:
1. Нахождение данного числа на шкале линейки («поставьте острие карандаша на штрих над числом 2», «обозначьте точками штрих на линейке, откуда будете начинать отсчет при решении примеров» и т. д.).
2. Уточнение направления отсчета (вправо или влево), при этом особое внимание следует обратить на детей с недостаточно сформированной дифференцировкой: вправо — влево.
3. Закрепление связи знака действия («+» или «–») с движением по шкале линейки (вправо или влево).
4. Выполнение самого движения на определенное число «шагов» (сначала передвигая карандаш от одного числа к другому, одновременно проговаривая вслух числа (один, два, три), а затем пересчитывая «шаги» про себя).
- включать в урок игру как метод обучения, соблюдая ряд условий:
· учебная задача должна совпадать с игровой;
· наличие учебной задачи не должно «задавить» игровую задачу – необходимо сохранить игровую ситуацию.
· должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей».
- использовать приемы, направленные на формирование действия контроля и самоконтроля:
· комментирование детьми выполняемого задания (озвученные способы действия (чтобы найти..., надо...» и др.)
· сопровождение комментариев действиями (например, показать рукой, пальчиками... на схеме и др.);
· определение причин анализируемых ошибок;
· выяснение того, какие ошибки могут быть;
· нахождение и исправление ошибок;
· пошаговая сверка с образцом (при работе по алгоритму).
В таблице 1 и на диаграмме 2 показаны средние баллы выполнения заданий 6 и 7 (максимальный балл за задания равен 3,0). Эти результаты могут быть использованы для анализа сформированности предпосылок к обучению грамоте учащихся 1-хклассов.
Таблица 1