Процесс становления и развития Исламской Республики Иран

Реферат

по конституционному праву зарубежных стран на тему:

«Конституционно-правовое устройство Исламской Республики Иран»

 

Выполнил: студент

группы 1117БО5, 3 курс

очной формы обучения

направление подготовки   

“юриспруденция”

Акатов Н.С.

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры конституционного и

муниципального права

Григорьев Александр

Алексеевич

 

 

Нижний Новгород

2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Процесс становления и развития Исламской Республики Иран…………………………….………………..………………………………..4

1.1 Процесс становления и развития Исламской Республики Иран…4

1.2 Особенности принятия и пересмотра конституции Исламской Республики Иран 1979 года……………………………………………………..6

Глава 2. Общая характеристика Конституции Ирана 1979 года……...10

Глава 3. Права и свободы человека и гражданина в Исламской Республике Иран………………………………………………………………..12

Глава 4. Система органов государственной власти в Исламской Республике Иран………………………………………………………………..15

4.1 Президент и органы исполнительной власти Республики Иран..15

4.2 Органы законодательной власти в Республике Иран……………17

4.3 Структура органов судебной власти Республики Иран…………20

Глава 5. Административно – территориальное устройство Исламской Республики Иран………………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………….26

Перечень используемых источников…………………………………...28

 

Введение

Исламская Республика Иран занимает уникальное место в конституционной истории зарубежных стран. В литературе по конституционному праву Иран характеризуется как модернизированное теократическое государство. Вместе с тем, в условиях клерикально-авторитарного политического режима регулярно проводятся выборы, последними из которых были имевшие значительный общественный резонанс президентские выборы 2009 года Принципы ислама в этом государстве нашли конституционное закрепление и повседневно реализуются в правоприменительной практике. При этом Иран по этническому составу не относится к арабским странам, географически находясь в их окружении. Кроме того, это единственное государство региона, избежавшее прямой колонизации европейских стран. Поэтому влияние последних на государственно-правовую систему Ирана было исключительно опосредованным.[1]

Находясь на протяжении тридцати лет в условиях жесткого политического противостояния с Соединенными Штатами, власти Ирана поддерживают радикальные исламские группировки в регионе, в частности, «Хизболла», открыто угрожают существованию Государства Израиль и претендуют на особые отношения с Российской Федерацией. По этой причине, изучение особенностей конституционного устройства Исламской Республики Иран в современных реалиях имеет довольно большое значение.

 

 

Глава 1. Процесс становления и развития Исламской Республики Иран

Процесс становления и развития Исламской Республики Иран

Иранское законодательство активно изучалось отечественными учеными еще в советское время. В науке советского востоковедения достаточно позитивно оценивалось иранское законодательство 60-х годов XX века, принятое в соответствии с программой реформ, одобренных на референдуме 26 января 1963 года. В частности, к нему относились акты земельной реформы 1963-69 гг., национализация лесных угодий, изменение закона о выборах в меджлис, закон об участии рабочих в прибылях предприятий 1963 года, закон о расширении прав женщин в сфере семейных отношений 1967 года.[2]

Однако следует отметить тот факт, что в обобщающем сочинении, вышедшем в свет накануне антишахской, исламской революции 1979 года, содержался совершенно неверный вывод о том, что «объективное развитие страны, ее модернизация приводят к постепенному падению роли и влияния религии и духовенства в иранском обществе»,[3] этот вывод никак не соответствовал действительности. Дело в том, что лидер иранских фундаменталистов Р.М. Хомейни перешел в оппозицию правительству еще в 1962 году, когда по указу шаха было ликвидировано условие о том, чтобы все кандидаты в провинциальные собрания были мусульманами, а свидетели в суде получили право давать присягу не только на Коране, но и на других священных книгах. В 1963 г. он призвал не участвовать в референдуме, который должен был одобрить «белую революцию» шаха. Хомейни осудил нарушение исламских и конституционных принципов, политическое, экономическое и военное сотрудничество западных держав с Ираном, лишение свободы слова части представителей духовенства. Все это содействовало сплочению вокруг него разнородных оппозиционных сил и быстрому росту авторитета аятоллы в стране, что в конечном итоге привело к событиям исламской революции.

До Исламской революции 1979 Иран после принятия в 1906 Конституции являлся парламентской монархией, в которой реальная власть принадлежала шаху. Первая иранская Конституция состояла из двух компонентов – Основного закона, принятого в 1906 и наиболее важной части – Дополнений к Основному закону, принятых в 1907. В 1911 был принят закон о всеобщих выборах, который заложил основы избирательной системы в Иране, действующей до сих пор – всеобщее избирательное право, прямые и тайные выборы на пропорциональной основе, отмена имущественного ценза. В 1963 избирательное право получили женщины. Несмотря на значительные изменения в общественно-политической жизни Ирана в последующие 70 лет, кардинальных изменений Конституции не произошло, а внесенные поправки лишь расширили полномочия шаха. Многие из декларированных конституционных прав оказались нереализованными. В частности, не был создан согласно ст. 2 Дополнений Совет из пяти улемов, призванный контролировать соответствие принимаемых законов принципам ислама. Шах часто использовал право роспуска меджлиса (парламент). Его законотворческая деятельность контролировалась шахом.

После свержения монархии 11 февраля 1979 был проведен всеобщий референдум по вопросу будущего государственного устройства, по результатам которого Иран 1 апреля 1979 провозгласили исламской республикой. Конституция, принятая в декабре 1979 закрепила основные черты этого уникального государственного устройства в виде теократической республики, совмещающей элементы религиозной и республиканской власти.

Отдельные аспекты данной темы нашли отражение в трудах современных отечественных и зарубежных государствоведов. Российские юристы относят Иран к странам, где исламский фундаментализм утвердился на государственной основе.[4] Ими сделан вывод о том, что для теократической республики характерно юридическое закрепление участие духовенства не только в политической жизни, но и в непосредственном управлении государством.[5]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: