Особенности принятия и пересмотра конституции Исламской Республики Иран 1979 года

После насильственного свержения династии Пехлеви 11 февраля 1979 года был проведен референдум по вопросу будущего государственного устройства, по результатам которого Иран 1 апреля того же года был провозглашен исламской республикой. Концептуальные основы подобного типа государства были разработаны главой антишахской оппозиции аятоллой Рухоллой Мусави Хомейни и обстоятельно изложена в работе «Образ правления в исламской республике». В ней автор изначально постулировал необходимость учреждения исламского государства, которое возможно в двух вариантах. Первый предусматривал руководство государством со стороны «скрытого» имама Махди либо назначенного им. В этом случае Хомейни не обосновывал выбор формы правления, ибо Махди «единолично устанавливает законы, назначает исполнительные и судебные органы, руководит армией и ее вооружением, организует финансы. Он приводит в действие весь механизм власти, всю административную и финансовую систему».

Второй вариант рассчитан на отсутствие «истинного» имама, при котором наиболее адекватной для иранских шиитов, с точки зрения Хомейни, может быть только исламская республика как демократический строй, суверенитетом обладает весь народ, выражающий всеобщую волю избрать государственные органы и вручить им власть. В этой связи, в востоковедческой литературе отмечалось, что в этом Хомейни вступил в противоречие с ведущим догматом шиитского направления в исламе о наследственном характере власти, которой могут обладать исключительно потомки пророка.

Для аргументирования легитимности выборных органов власти Хомейни активно использовал теоретический арсенал исламского правоведения и богословия: во-первых, тезис о том, что фетвы (решения) тех, кто достоин выносить их в соответствии с шариатом, провозглашать исламские постановления, должны исполняться всеми, кто не обладает подобными качествами; во-вторых, положение о совете, согласно которому, при возникновении сомнений по какому-либо вопросу он должен ставиться на обсуждение; в-третьих ключевое положение о «велайат-е факих-е муджтехид» («наместнической миссии исламского законоведа высшего ранга»), в соответствии с которым, тем, кто отвечает рангу муджтехида [6]и обладает блестящими способностями толкования основ и первоисточников ислама, предоставлено «право власти над частью имущества и гражданами общества»; в-четвертых, тезис о необходимости делать добро и удерживаться от дурного поступка.

Р. Хомейни классифицировал органы власти в исламской республике следующим образом: орган принятия решений, основанных на шариате; совещательный орган; исполнительный орган власти. Орган принятия решений был спроектирован как своеобразный симбиоз законодательного органа и органа учредительной власти, состоящий из наиболее авторитетных богословов. Решения в форме единогласно принимаемых фетв в установленном порядке следовало основывать исключительно на исламских первоисточниках (Коране, Сунне), упорядочивать их и приводить в действие. После принятия решения по спорному вопросу остальные точки зрения необходимо предавать забвению, причем сторонникам того или иного муджтехида необязательно знать, кому из состава этого органа принадлежал проект решения.

Совещательный орган предусматривался как собственно парламент, депутаты которого «избираются народом». На основе фетв, принимаемых органом принятия решений, парламент должен обсуждать «различные проекты государственных дел», принимать их в соответствии с потребностями страны и передавать исполнительному органу. В составе парламента резервировалось представительство исламских богословов (не менее пяти депутатов) для того, чтобы «все законы утверждались под их надзором и не выходили за рамки предписаний ислама».

Исполнительный орган планировался как правительство исламской республики, в компетенцию которого входили бы назначение на низовые государственные должности, исполнение программ, утвержденных высшими органами власти, принятие исполнительных распоряжений, контрольные функции.

Р. Хомейни не выделял судебные органы как отдельную ветвь власти, посчитав, что в исламском государстве отправление правосудия будет осуществляться исключительно мусульманскими богословами: все сотрудники органов правосудия от министра юстиции и вплоть до судей низовых судов должны быть муджтехидами или факихами.[7] Из числа духовных лиц должны назначаться также министры и их подчиненные, которые «распоряжаются гражданами страны»: начальник полиции, ответственный за мобилизацию в армию, губернаторы.

В последний период деятельности «лидера Исламской революции» Хомейни выявилась необходимость определенных изменений его государственно-правовой доктрины. С одной стороны, он стал претендовать на роль лидера и верховного судьи всего мусульманского мира.

С другой стороны, в соответствии с письмом Хомейни от 24 апреля 1989 года был создан Совет по переоценке Конституции Исламской Республики Иран в составе 20 членов для пересмотра некоторых положений Основного закона. Наиболее сложной проблемой для этого органа стало определение критериев преемника Хомейни. По Конституции 1979, духовный лидер должен обладать публичным авторитетом, однако в шиитской традиции отсутствуют нормативные правила определения авторитета. В результате достигнутых компромиссов была выработана формула, по которой функции духовного лидера (рехбариат) были отделены от функций «авторитетного лидера» (мерьяйят). Соответственно от духовного лидера страны требовались лишь достаточный жизненный и политический опыт, его должность было решено установить как пожизненную. Избирать его должен Совет экспертов, состав которого формируется по результатам всеобщего голосования.

В принятой Конституции Исламской Республики Иран 1979 года нашли отражение практически все концептуальные установки Р. Хомейни. В пространной преамбуле к Конституции излагаются основные этапы «великой Исламской революции», приведшей к свержению «власти внутренней тирании и основанного на ней иностранного господства». Сущность Основного закона выражена в положении о том, что «Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, которые являются воплощением искренних стремлений исламской нации (уммы)».[8]

Источники конституционного права ИРИ определены в положении преамбулы о том, что законотворчество, которое отражает принципы социального управления, находится в рамках Корана и Сунны. «Поэтому необходим серьезный и пристальный контроль со стороны справедливых, праведных и преданных исламских богословов». Исходя из этого, иерархия источников выглядит следующим образом: Коран, Сунна - толкования исламских богословов - Конституция ИРИ - светское законодательство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: