Материалистический сенсуализм Дж. Локка

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

(ФГБОУ ВО СПбГУ ГА)

Красноярский филиал Университета гражданской авиации

 

 

РЕФЕРАТ

 

по теме: «Основные идеи английского сенсуализма эпохи Нового времени»

 

Выполнил: Соколов Е.В.

_____________

    (дата, подпись)

 

Проверил: Елизов А.Г.

_________________________

    (дата, подпись, оценка)

 

 

Красноярск 2020г.


 


Содержание

1. Материалистический сенсуализм Дж. Локка………………………..6-9

2. Субъективно-идеалистическая философия Дж. Беркли…………....10-12

3. Агностицизм и скептицизм Д. Юма………………………………….13-14

4. «Трактат об ощущения» Кондильяка………………………………...15-18

5. Теоретико-познавательная концепция Э.Маха………………………19

 

 

Введение

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus – чувство, ощущение) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания. Наиболее развитую форму сенсуализм получил в философии Нового времени и в течение длительного периода был главной формой эмпиризма. Однако последовательное осуществление позиций сенсуализма оказалось непростой задачей. Так, Дж.Локк, один из главных представителей сенсуализма, давший с этих позиций критику рационалистического учения о врожденных идеях, признавал наряду с ощущениями и второй источник знаний – рефлексию, внутренний опыт разума о собственной деятельности. Такой сенсуалист, как Дж.Беркли, считал несомненным существование множества душ, воспринимающих ощущения и несводимых к последним. Гораздо последовательнее сенсуализм Д.Юма, который и само Я попытался свести к совокупности ощущений. Одним из наиболее систематических выразителей сенсуализма был Э.Кондильяк. В «Трактате об ощущениях» он предпринял попытку вывести из ощущений все содержание знания и психическую жизнь. Так, восприятия, по Кондильяку, – это ассоциации ощущений (здесь он использует идеи Юма), представления – след от ощущений, чувства удовольствия и неудовольствия тоже производны от них; точно так же он рассматривал мышление и эмоции. Сенсуалистской является теоретико-познавательная концепция Э.Маха; вместе с тем она ярко демонстрирует невозможность осуществления программы сенсуализма, в частности тогда, когда Мах пытается представить волю как комбинацию ощущений и представлений (последние – сохраняемый в памяти след от предыдущих ощущений) или же найти ощущения пространства.

Термин сенсуализм во всеобщее употребление ввёл Кузен, который в своей «Histoire générale de la philosophie» противополагает сенсуализм идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Это значение термина сенсуализм не удержалось. Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения сенсуализма состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи (Condillac, «Essai sur l’origine des connaissance humaines», I, гл. 2, § 9), иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. Сенсуализм сводит все знание к ощущению: разум все своё содержание получает из ощущений («Nihil est in intellectu quod non ante fuerit in sensu»), a ощущение — из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания. В этом пункте заключается и сходство, и различие сенсуализма с материализмом. Оба направления утверждают, что источник всего нашего познания — внешний мир, но внешний мир понимается ими совершенно различно. Материализм верит в полное или частичное тождество содержания ощущений с качествами предмета, чего сенсуализм не признает. Кондильяк в своём «Traité des sensations» (гл. I, § 2) заявляет, что статуя, одаренная обонянием, испытывает лишь чисто субъективное состояние, когда обоняет запах розы («les odeurs ne sont à son égard que ses propres modifications ou manières d'être»). В вопросе об отношении ощущений к качествам предмета Кондильяк вовсе воздерживается от суждения, считая этот вопрос праздным («Tr. d. S.», 4-я часть, гл. 5, примеч. к § 1). Таким образом, сенсуализм отнюдь не ведёт к материализму; напротив того, из него легче вывести субъективизм (то есть отрицание возможности познать внешний мир и заключить, что все познание целиком развивается из внутренних состояний сознания). Это роднит сенсуализм с субъективным идеализмом (например, Фихте); различие между ними заключается лишь в понимании деятельности субъекта. Для субъективного идеализма сущность сознания состоит в синтетической деятельности разума, и ощущение есть лишь одна и притом низшая ступень этой деятельности; для сенсуализма, наоборот, в ощущении и состоит вся деятельность сознания, из него выводится мышление и т. д. («La sensation enveloppe toutes les facultés de l’ame» — «Traite des Sens.», I, гл. 7, § 2). Кратко эту мысль выражает Гельвеций в словах: «juger, c’est sentir». Из такого отождествления мышления с ощущением следует, что никаких особых законов мысли нет. История образования ощущений, которую подробно изложил Кондильяк в своём «Traité des Sens.», рассказывает, как из ощущений сами собой образуются память, внимание и мышление и каким образом создаётся иллюзия самостоятельных духовных процессов, независимых от ощущения; в действительности необходимость мысли есть не что иное, как привычка или ассоциация, ставшая в силу частого повторения неразрывной. Всякое знание всегда имеет в своей основе известное ощущение, следовательно, знание всегда может быть только частным; обобщениям ничего реального не соответствует. Источник знания в то же самое время определяет и характер, и границы его; этот источник есть, таким образом, критерий истины. Так как ощущение зависит от впечатлений, идущих извне, — положение, которое сенсуалистами принимается на веру, — всякий же опыт есть нечто случайное, иррациональное, относительное, то всему знанию приходится приписывать случайный и относительный характер. Милль, исходя из психологических фактов, даёт следующее определение материи: материя или предмет есть не что иное, как постоянная возможность ощущений. Это определение вполне соответствует духу сенсуализма, и намеки на него мы встречаем уже у Кондильяка, с точки зрения которого предмет есть совокупность представлений о величине, плотности, твёрдости и т. д., то есть соединение представлений, полученных из разных категорий ощущений, главным образом осязания, и для образования представления о предмете вовсе не нужно мыслить носителя качеств или субстрата. Такова в общих чертах гносеология сенсуализма.

 

Материалистический сенсуализм Дж. Локка

Философ-просветитель и политический мыслитель Джон Локк (1632–1704) сформулировал основы эмпиризма, разработав сенсуалистическую теорию познания, а также политическую доктрину либерализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие гносеологии и политической философии.

Фундаментальная философская работа Дж. Локка "Опыт о человеческом разумении" посвящена исследованию человеческого разума, его способностей, функций и пределов. Ученый был убежден в том, что "знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности.

В истории философии Нового времени Локк впервые осветил в широком плане вопросы, связанные с проблемой происхождения человеческого знания. В своем произведении английский мыслитель выступил с развернутой критикой основополагающих идей рационалистической философии Р. Декарта и Г. Лейбница. Он считал, что учение Декарта о врожденных идеях несостоятельно, поскольку все человеческие понятия, включая понятия математики, не врожденные, а приобретенные. Они возникают в результате действия вещей, существующих вне нас и независимо от нас, на наши органы чувств.

Локк также выступил и против учения Лейбница о врожденных принципах, согласно которому идеи присущи нам от рождения не как готовые понятия, а как "наклонности, расположение, привычка, естественные потенции". В отличие от рационалистов, Локк считал, что не существует прирожденных уму человека идей ни в теоретическом мышлении, ни в нравственных убеждениях. Он задает вопрос, существуют ли такие нравственные принципы, с которыми соглашаются все: "Где та практическая истина, которая встречает всеобщее признание без какого-либо сомнения и колебаний, как это должно было бы быть, если бы она была врожденной? История человечества показывает, что таких принципов морали нет, а то, что провозглашается в качестве прирожденных принципов нравственности, повсеместно нарушается. Таким образом, заключает Локк, не только теоретические идеи, но и нравственные принципы имеют своим источником опыт.

Разум не дан человеку сразу только в силу самого факта рождения, он формируется в процессе обучения и воспитания. Знания, идеи, принципы также не "вложены" Богом в человеческие души, но формируются благодаря собственным усилиям человека. У новорожденного человека нет никаких идей, его душа представляет собой tabula rasa (лат. – чистая дощечка для письма, табула, покрытая воском), на которой жизнь и опыт рисуют свои узоры.

Ум человека, каким бы сильным он ни был, идеи изобрести не может. Источник идей – опыт. Что же такое "опыт"? Под опытом Локк понимал все то, что воздействует на сознание человека, усваиваясь им на протяжении всей жизни. Опыт распадается у Локка на внешний и внутренний. Объект первого – внешний мир, объект второго – деятельность самой души. Первый служит основой чувственного познания, второй – рефлективного познания. Из этих двух источников мы черпаем все наши идеи.

Ощущения возникают от воздействия на органы чувств тел, находящихся вне нас. Идеи ощущения Локк делит на два класса – первичные и вторичные качества.

Идеи первичных качеств неотделимы от тел, они существуют объективно. К первичным качествам Локк относит такие физические свойства, как плотность, объем, пространственные характеристики, положение, количественные характеристики вообще, механическое движение, покой, длительность.

Вторичные качества связаны с познающим субъектом и определяются его ощущениями. К ним относятся цвет, звук, тепло, холод, боль и т.п. В телах есть только способность производить эти ощущения, поскольку, замечает Локк, если глаза не будут видеть света, а уши не будут слышать звука, то все цвета, звуки как самостоятельные идеи исчезнут и сведутся к своим причинам: объему, фигуре и движению частиц. Таким образом, он отрицает объективное содержание вторичных качеств при одновременном признании объективности первичных.

Рефлексия – деятельность самого ума, когда он имеет дело уже не с внешними вещами, а получает возможность совершать с ощущениями различные действия, производить их обработку. Рефлексия, согласно Локку, может существовать только на основе внешнего, т.е. чувственного опыта, и если последний отсутствует, то исчезают те психические процессы и акты, которые являются непосредственным предметом рефлексии.

Исследовав источники идей, Локк затем ставит вопрос об их истинности, ценности их для познания, поскольку познание носит истинный характер лишь тогда, когда идеи соответствуют действительности. Он выделяет три вида (уровня) знания по степени его очевидности и бесспорности.

Исходный уровень – это сенситивное, или чувственное, познание, содержанием которого оказываются идеи первичных и вторичных качеств. Локк считал, что чувственный опыт доставляет чрезвычайно достоверное знание о факте существования внешнего мира. Однако в отношении конкретной полноты знания о вещах внешнего мира чувственное познание ограничено.

Высшим и самым достоверным уровнем познания Локк считал интуитивное познание, основанное на обобщении внутреннего опыта. Рассуждая об интуитивном познании, он имел в виду непосредственное восприятие разумом человека соответствия или несоответствия сенситивных или рациональных идей друг другу. Интуитивно устанавливаемое "соответствие" идей означает у Локка выражение простейших результатов работы рефлексии.

Промежуточное место между чувственным и интуитивным уровнями познания занимает демонстративное, или доказательное, знание, основой которого является обобщение идей, возникающих на основе внешнего опыта. К такому виду знания относятся основные положения математики, этики и других наук. С одной стороны, этот вид познания опосредован интуицией, а с другой – материалом чувственного познания, без которого рефлексия, а значит, и интуиция иссякают и прекращаются.

Между этими тремя видами (или уровнями) познания нет противоречия. Они дополняют друг друга. Во всех случаях речь идет о содержательном соответствии знаний объективному миру.

Значение философской концепции Дж. Локка в истории философской мысли определяется тем, что он разработал сенсуалистическую теорию познания, на базе которой дал критику врожденных идей, а также исследовал различные аспекты деятельности человеческого разума.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: