Теоретико-познавательная концепция Э.Маха

Мах воспроизводил многое из того, что уже было написано Дж. Беркли и Д. Юмом, и сталкивался с теми же парадоксами солипсизма, которые возникали как следствие трактовки ощущений в качестве первичной реальности. В самом деле, если мы анализируем только наличный состав «моего» знания, устраняя из него всё, что не может быть редуцировано к «последнему основанию» – ощущениям, то ничего, кроме комплекса ощущений, мы не заметим; разве еще и отношения между ощущениями в этом комплексе. Не случайно поэтому Мах, желая избежать обвинений в солипсизме, именовал ощущения «нейтральными элементами». Махистская концепция реальности и научного познания была подвергнута критике и основателем «тематического анализа науки» Д. Холтоном, который усматривал слабость Маха в том, что «...он до некоторой степени был убежден, что наука заключается в простом упорядочивании эмпирического материала, то есть, иначе говоря, он не понимал роли произвольных конструктивных элементов в образовании понятий. В некотором смысле он думал, что теории возникают благодаря открытиям, a не благодаря изобре- Гришунин С.И. Концепция науки Э. Маха 53 тениям. Он даже заходил настолько далеко, что рассматривал “ощущения” не просто как материал для исследования, а как якобы строительные блоки реального мира; и он полагал, таким образом, что сумел преодолеть различие между психологией и физикой. Если бы он был последователен до конца, ему следовало бы отвергнуть не только атомизм, но также и само представление о физической реальности»

Заключение

В заслугу сенсуализма можно поставить то, что он обратил внимание на более подробный психологический анализ фактов ощущения и восприятия, стараясь определить значение ощущений в познании вообще и значение отдельных категорий ощущений. В этом отношении особенного внимания заслуживают работы Кондильяка. Однако психологический анализ сенсуализма страдает тем, что смотрит с предвзятой точки зрения на факты, подлежащие анализу. Сенсуализм, подобно фокуснику, вкладывает в ощущение всё то, что вовсе не свойственно ощущению самому по себе и что сенсуализм с торжеством из него извлекает. Не ощущение создаёт сознание, память, воображение и мышление, а синтетическая деятельность сознания проявляется в этих различных формах в зависимости от различного материала, с которым она орудует. Сенсуализм механизирует, принижает деятельность сознания и по самому элементарному её обнаружению хочет судить обо всей деятельности.

 

 

Используемая литература

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC

2. https://biography.wikireading.ru/51450

3. http://www.intelros.ru/pdf/metafizika/2016_03/4.pdf

4. https://studme.org/150372/filosofiya/sensualisticheskoe_napravlenie_filosofii_novogo_vremeni_angliyskiy_sensualizm

5. https://studfile.net/preview/4083205/page:23/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: