Субъективно-идеалистическая философия Дж. Беркли

С резкой критикой материалистического сенсуализма Дж. Локка выступил английский мыслитель епископ англиканской церкви в Клойне (Ирландия) Джордж Беркли (1685-1753).

Разрабатывая свою концепцию, епископ Клойнский поставил перед собой сверхзадачу: опровергнуть материализм и атеизм и защитить религию философскими аргументами. Об этом сам философ говорит уже в заглавии своего основного труда "Трактат о принципах человеческого знания, в котором исследованы главные причины заблуждений и затруднений в науках, а также основания скептицизма, атеизма и безверия", опубликованного в 1710 г.

В трактате Беркли поясняет, чем он руководствовался при написании своего труда и какую цель он преследовал. В основе атеизма лежит философия материализма, центральным понятием которой является понятие материи: "...на основе учения о материи, или телесной субстанции, воздвигнуты были все безбожные построения атеизма и отрицания религии... Все их чудовищные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что, раз будет удален этот краеугольный камень, – и все здание неминуемо развалится. Поэтому, заключает Беркли, для опровержения атеизма и защиты религии необходимо доказать не только невозможность существования материи, но также и невозможность создать общее понятие материи. Идея материи как "реальности", существующей помимо и сверх качеств, не может быть выведена из опыта. Главная ошибка всякой философии, признающей материю в качестве субстанции, согласно Беркли, заключается в неверной абстракции.

Убежденный в способности человека к познанию, Беркли, подобно Локку, подчеркивал значение чувственного опыта как источника знания. Однако в противовес Локку и материализму в целом он считал ошибочным взгляд, согласно которому первичные качества объективны, т.е. присущи самим телам, а вторичные качества субъективны. Первичные качества, утверждал он, "надо искать там же, где и прочие ощущаемые качества, т.е. в духе и нигде более. По Беркли, все качества суть лишь продукт чувственности, т.е. являются ощущениями. Ощущений же вне разума нет. Поэтому вне сознания нет ничего.

По что представляют собой предметы, вещи внешнего мира? Они ведь существуют, в чем не может усомниться ни один здравомыслящий человек. Беркли считал, что все вещи суть устойчивые, постоянные комбинации ощущений (позднее австрийский физик Э. Мах назовет их комплексами элементов). Существовать, т.е. быть реальным, – значит быть воспринятым или воспринимать.

Отсюда следует центральный принцип философии Беркли: esse est percipi, что означает "существовать значит быть воспринимаемым".

Беркли утверждал, что он вовсе не оспаривает существование вещей, которые мы можем познать посредством чувства или размышления: "Единственная вещь, существование которой мы отрицаем, есть то, что философы называют материей или телесной субстанцией. Однако материю как термин можно оставить для обозначения частного случая организации идей. Согласно Беркли, природа есть упорядоченная последовательность идей, порожденных Мировым Духом, а законы природы суть установленные правила или методы, по которым этот Дух порождает в нас идеи ощущения.

Основной принцип "существовать значит быть воспринимаемым", неизбежно приводит к солипсизму (от лат. solus – единственный и ipse – сам), философской позиции, характеризующейся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности. Ведь если все чувственно воспринимаемые объекты есть лишь мои ощущения, то отсюда следует, что и другие люди, которых я воспринимаю, суть не что иное, как комбинации моих ощущений, содержание моего собственного сознания. Сам Беркли признавал, что у познающего субъекта нет ни непосредственной очевидности, ни доказательного знания о существовании других конечных духов.

Спиритуализм (от лат. spiritualis – духовный, spiritus – душа, дух) Беркли проявляется в его убеждении, что в действительности существуют только "духи", которые бывают двух родов: это конечные умы и Мировой Ум (Бог). Духовная эволюция Беркли состояла в переходе с субъективно-идеалистических позиций на позиции объективного идеализма, так как, согласно Беркли, абсолютно существует только Бог, души существуют относительно Бога, ощущения – только относительно душ, а вещественные объекты – только относительно ощущений. Исследователь его философского творчества Быховский дает следующую оценку философии Беркли: "Философская система Беркли была изначально задумана как модернистский вестибюль, ведущий в храм божий.

Место Дж. Беркли в истории философии определяется тем, что он, как отмечают историки философии, проложил дорогу скептицизму Юма и Кантовой критике разума.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: