Регулирования международных отношений в Средние века

 

Формами регулирования международных отношений были Вселенские и поместные церковные соборы и светские конгрессы.

Способами регулирования международных отношений были декреты и буллы пап, решения соборов и конгрессов.

Период раннего Средневековья характеризовался быстрой милитаризацией общества. Формирование феода и вассально-ленных отношений привело к высокой степени рассеянности суверенитета. Право ведения войны стало общим правом, ограничивать которое можно было только с помощью специальных постановлений, издаваемых органами, власть которых являлась бы общепризнанной. На роль таких органов претендовали Церковь и королевская власть.

Турский собор (567) угрожал отлучением тем, кто угнетает слабых и не желает раскаиваться в своей вине. Двенадцатый канон собора в Маконе (587) предоставил Церкви право на защиту вдов и сирот. Но служители Церкви сами не могли выполнять такую обязанность с оружием в руках, что было подтверждено Четырнадцатым каноном собора в Майнце (813): священнослужителям нельзя соприкасаться с мирскими делами – стяжательством, беззаконием, насилием, раздорами, судебными разбирательствами, носить и применять оружие. Несоблюдение решений собора заставило папу Николая I издать декрет, повторяющий этот запрет. Функция защиты силой оружия стала перелагаться на короля. Парижский собор 829 г. определил, что власть исходит от двух людей – священника и короля. Король:

-осуществляет функцию правосудия;

-подает пример набожности и достойного поведения;

-правит, следуя Божьим заповедям;

-организует защиту родины от неприятеля, а также защиту церквей, сирот и вдов.

Таким образом король признавался Церковью гарантом внутреннего и внешнего мира. Но общее ослабление королевской власти в Европе в IX-XI вв. не позволяло монархам полноценно справляться со своими обязанностями по поддержанию мира. Во второй половине X века поместные соборы Юга Франции принимают решение об отлучении от Церкви тех, кто нападает на крестьян и священнослужителей, т.е. в их отношении применяется так называемый «Божий мир». Тулузский собор 1041 года ввел запрет на военные действия в дни церковных празднеств, Филипповского и Великого постов, а также с вечера среды до утра понедельника (таким образом на 240 дней в году устанавливалось так называемое «Божье перемирие»)[1]. Это решение было подтверждено Клермонским собором 1095 года[2]. Для контроля за соблюдением вышеназванных постановлений в епархиях создавались специальные суды и отряды из местных жителей во главе с епископами. Наиболее могущественные светские сеньоры также вводят мир в своих владениях (например, “мир герцога” в Нормандии), германские императоры пытаются ограничить междоусобицы установлением «земского мира».

Международное значение церковных соборов возрастает в конце XII-XIII вв. в связи с развитием крестоносного движения, борьбой с ересями и попытками примирения Западной и Восточной церквей. Вопрос об унии Церквей обсуждался на Лионском соборе (1274). Византийская делегация приняла участие в заседаниях собора с целью предотвратить заключением унии вторжение на территорию империи войск Карла Анжуйского. Результат:

-Византия признала верховенство папы Римского над Восточной церковью;

-в Византии произошел раскол на сторонников и противников унии, что вызвало обострение внутриполитеческой обстановки;

-папа удерживал Карла Анжуйского от вторжения, и после 1282 г. шанс на восстановление Латинской империи был окончательно упущен.

В XV в. развернулось так называемое «соборное движение», направленное на преодоление церковного раскола, поднятие авторитета папства и обновление Церкви.

 

Пизанский собор (1409)

Задача: преодоление Великого раскола.

Состав участников: представители от тринадцати университетов, 300 магистров и докторов богословия и права, послы большинства католический государей. Все участники разбиты по четырем «нациям»: итальянская, французская, германская и испанская.

Результаты:

-собор обратился к антипапам Бенедикту XIII и Григорию XII с требованием сложить с себя полномочия и избрал нового главу Церкви – Александра V;

-в итоге раскол еще более усугубился, вместо двух пап стало три.

 

Констанцский собор (1414-1418)

Задачи:

-преодоление Великого раскола;

-осуждение учений Дж. Уиклифа и Я. Гуса;

-примирение Англии и Франции;

-урегулирование отношений между Польшей, Литвой и Тевтонским орденом.

Состав участников: представители от университетов и послы католических государей, всего – 3 патриарха, 33 кардинала, 47 архиепископов, 145 епископов, 124 аббата и другие представители общим числом до 50 тыс. человек; участники разбиты на пять «наций» (англичане добились выделения в особую «нацию»), по которым и проводилось голосование. Результаты:

-новым папой избран Мартин V;

-издан декрет о верховенстве собора над папой, соборы должны собираться регулярно, первый – через 5 лет, следующие – через 7 и 10 лет;

-примирение Англии и Франции достинуто не было;

-отношения между Польшей, Литвой и Тевтонским орденом не отрегулированы, к конфликту между ними пришлось возвращаться на Базельском соборе 1431-1449 гг.

Ферраро-Флорентийский собор (1438-1439)

Задачи:

-заключение унии Западной и Восточной церквей и организация помощи со стороны стран Запада Византийской империи.

Состав участников: папа Римский, император Византии Иоанн VIII, патриарх Константинополя, представители православного и католического духовенства.

Результаты: уния была подписана; это привело к расколу в Византии на сторонников и противников унии, что вызвало обострение внутриполитической ситуации в империи накануне нового турецкого наступления, военная помощь Византии со стороны Запада оказана не была.

 

Светские конгрессы организовывались по образцу церковных соборов.

Съезд в Луцке (1429), на котором присутствовали король Германии Сигизмунд, король Польши Владислав, великий князь Литовский Витовт, легат папы Римского, послы византийского императора, короля Дании и Тевтонского ордена. Инициатива созыва собора принадлежала Сигизмунду и Витовту. Обсуждались проблемы соместной борьбы с турецкой опасностью и урегулирования отношений между Польшей, Литвой и Тевтонским орденом.

Конгресс в Аррасе (1435), на котором присутствовали послы Базельского собора, легат папы Римского, послы германского императора, королей Англии, Франции, Кастилии, Арагона, Наварры, Португалии, Неаполя и Сицилии, Польши, Дании, Кипра, герцогов Бретани, Бургундии и Милана. Главной проблемой стало примирение Англии и Франции, которое не было достигнуто, напротив, Франция заключила союз с Бургундией[3].

Мантуанский съезд (1459), созван по инициативе папы Пия II. Съезд преследовал цель достижения всеобщего замирения христианских государей и организацию совместного отпора турецкой агрессии. Практического результата съезд не достиг.

 

 

    

 

ТЕМА 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: