Осип Мандельштам
1. Сегодня пойдёт речь об одном из самых загадочных, самых непростых и самых значительных русских поэтов XX века — Осипе Мандельштаме. Поэзия Мандельштама — сложное и удивительное явление. Обычно о нём говорят в рамках серебряного века, но его творчество выходит далеко за рамки этого временного периода.
Осип Мандельштам родился в Варшаве 3-го января 1891 года, в еврейской семье, ведущей начало от курляндской ветви знаменитого раввинского рода Мандельштамов, давшей миру известных врачей и физиков, переводчиков Библии и знатоков литературы. О дате своего рождения поэт писал так:
И в кулак зажимая потёртый
Год рожденья – с гурьбой и гуртом,
Я шепчу обескровленным ртом:
Я рождён в ночь с 2-го на третье
Января, в девяносто одном.
Ненадёжном году и столетья
Окружают меня огнём...
Его отец, Эмиль Вениаминович Мандельштам, купец первой гильдии, торговец кожей, самостоятельно изучил русский и немецкий языки, читал Шиллера и Гете в подлиннике. Мать, Флора Осиповна, в девичестве Вербловская, родилась и выросла в Вильне. Она была учительницей музыки, обладала тонким художественным вкусом и сумела передать своим детям любовь к музыке и русской литературе.
|
|
Детство провёл в Санкт-Петербурге, впитал русскую культуру с её всемирной восприимчивостью, и она стала для него ближе, чем иудейская. Школьные годы провёл в знаменитом Тенишевском училище (гуманитарной гимназии).
В 1909 году посетил впервые Францию, Италию, Германию, и там Мандельштам вбирает дух европейской культуры. Западноевропейская культура, соборы Парижа и Рима производят на него колоссальное впечатление, что немедленно переливается в стихи».
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите мне благодарить?
На стёкла вечности уже легло
Моё дыхание, моё тепло.
Увлекался французскими символистами, любил лирику Батюшкова и Тютчева. Первые его произведения были опубликованы в 1910 году в журнале «Аполлон». Мандельштам примыкал тогда к символизму. Сквозная тема его стихов того времени – хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы. Произведения очень коротки по форме с конкретными образами (пейзажи, стихотворные натюрморты)
В 1911 году возвращается в Россию, поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
Сусальным золотом горят…»
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!
1908
Мандельштам попадает в поэтическую среду, знакомится с поэтами-символистами, посещает собрания на башне В.Иванова, сближается с Н.Гумилёвым, выступает в знаменитом кафе «Бродячая собака». Хотя Мандельштам начал писать в рамках символизма, но всё более тяготеет к акмеизму, и его первым сборником стал сборник «Камень», который воплотил эстетику акмеизма. Более того, Мандельштам стал теоретиком акмеизма, основные положения которого обозначил в статье «Утро акмеизма».
|
|
Начало творческого пути. Разрыв с символизмом. Мандельштам-акмеист.
Я ненавижу свет…»
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред, —
Башни стрельчатой рост!
Кружевом, камень, будь
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
Будет и мой черед —
Чую размах крыла.
Так – но куда уйдет
Мысли живой стрела?
Или, свой путь и срок,
Я, исчерпав, вернусь:
Там – я любить не мог,
Здесь – я любить боюсь…
1912
Мандельштам начинает свой творческий путь как ученик символистов, но его вступление в литературу приходится на тот момент, когда кризис символизма уже очевиден. Влечение к осязаемому, материальному миру привело Мандельштама к акмеизму.
В программной статье "Утро акмеизма" Мандельштам выступает против символизма с его отрицанием трехмерного мира.
Поэт не приемлет также и футуризма с его неверием в реальный смысл слова, с его словоизобретательством
Поэт, по мысли Мандельштама, - строитель, зодчий. Как для строителя материалом является камень, так для поэта - слово. Камень - материал грубый, необработанный, но в нем заложена потенциальная возможность стать частью целого: крестового свода, готического собора, шпиля. Надо поднять его, соединить с другими, превратить тяжесть в динамику, материал в конструкцию. Слово - материал, но слова не должны стоять одиноко, они должны "играть всеми своими переливами, в "веселой" перекличке между собою, как камни в соборах". Эта аналогия определила и название первого сборника Мандельштама ("Камень"), и то место, которое занимает в сборнике тема зодчества. Этот сборник отличается особой торжественностью, готической архитектурностью строк, идущей от увлечения поэта эпохой классицизма и Древним Римом. В 1915 и 1916 годах увидели свет еще два сборника с одинаковым названием «Камень», в 1922 «Тристия», а в 1923 «Вторая книга».
Невыразимая печаль…»
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой – сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая —
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.
<1909>
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер — всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915
Каким настроением проникнуты первые стихи поэта? (грустным)
Настроение минорное. Во многих стихах звучит слово, определяющее это настроение. Печаль: «О вещая моя печаль, невыразимая печаль», «И печальна так и хороша тёмная звериная душа», «И печаль, как птицу серую, в сердце медленно несу», «Здесь в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла....Но упрекнуть поэта в холодности нельзя, потому что эта печаль светлая, чувства поэта богатые, строки эмоциональные.
Как бы вы определили содержание этих стихотворений Мандельштама?
Какие темы звучат в стихах первых сборников?
Ребята называют темы: Рим, дворцы и площади Петербурга, любовь. Давайте обратимся к теме Петербурга. В каких стихах предстаёт перед нами этот город? Какие символы Петербурга мы видим? («Адмиралтейство», «Петербургские строфы», «Мне холодно. Прозрачная весна...» Одно из стихотворений поэт назвал «Петербургские строфы».
|
|
Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.
Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, как броненосец в доке,-
Россия отдыхает тяжело.
А над Невой - посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жесткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.
Тяжка обуза северного сноба –
Онегина старинная тоска;
На площади Сената - вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка...
Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.
Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход –
Чудак Евгений - бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!