Начало творческого пути. Разрыв с символизмом. Мандельштам-акмеист

Осип Мандельштам

 

1. Сегодня пойдёт речь об одном из самых загадочных, самых непростых и самых значительных русских поэтов XX века — Осипе Мандельштаме. Поэзия Мандельштама — сложное и удивительное явление. Обычно о нём говорят в рамках серебряного века, но его творчество выходит далеко за рамки этого временного периода.

Осип Мандельштам родился в Варшаве 3-го января 1891 года, в еврейской семье, ведущей начало от курляндской ветви знаменитого раввинского рода Мандельштамов, давшей миру известных врачей и физиков, переводчиков Библии и знатоков литературы. О дате своего рождения поэт писал так:

И в кулак зажимая потёртый
Год рожденья – с гурьбой и гуртом,
Я шепчу обескровленным ртом:
Я рождён в ночь с 2-го на третье
Января, в девяносто одном.
Ненадёжном году и столетья
Окружают меня огнём...

Его отец, Эмиль Вениаминович Мандельштам, купец первой гильдии, торговец кожей, самостоятельно изучил русский и немецкий языки, читал Шиллера и Гете в подлиннике. Мать, Флора Осиповна, в девичестве Вербловская, родилась и выросла в Вильне. Она была учительницей музыки, обладала тонким художественным вкусом и сумела передать своим детям любовь к музыке и русской литературе.

Детство провёл в Санкт-Петербурге, впитал русскую культуру с её всемирной восприимчивостью, и она стала для него ближе, чем иудейская. Школьные годы провёл в знаменитом Тенишевском училище (гуманитарной гимназии).

В 1909 году посетил впервые Францию, Италию, Германию, и там Мандельштам вбирает дух европейской культуры. Западноевропейская культура, соборы Парижа и Рима производят на него колоссальное впечатление, что немедленно переливается в стихи».

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите мне благодарить?
На стёкла вечности уже легло
Моё дыхание, моё тепло.

Увлекался французскими символистами, любил лирику Батюшкова и Тютчева. Первые его произведения были опубликованы в 1910 году в журнале «Аполлон». Мандельштам примыкал тогда к символизму. Сквозная тема его стихов того времени – хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы. Произведения очень коротки по форме с конкретными образами (пейзажи, стихотворные натюрморты)

В 1911 году возвращается в Россию, поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

Сусальным золотом горят…»

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

 1908

Мандельштам попадает в поэтическую среду, знакомится с поэтами-символистами, посещает собрания на башне В.Иванова, сближается с Н.Гумилёвым, выступает в знаменитом кафе «Бродячая собака». Хотя Мандельштам начал писать в рамках символизма, но всё более тяготеет к акмеизму, и его первым сборником стал сборник «Камень», который воплотил эстетику акмеизма. Более того, Мандельштам стал теоретиком акмеизма, основные положения которого обозначил в статье «Утро акмеизма».
















Начало творческого пути. Разрыв с символизмом. Мандельштам-акмеист.

Я ненавижу свет…»

Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред, —
Башни стрельчатой рост!

Кружевом, камень, будь
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.

Будет и мой черед —
Чую размах крыла.
Так – но куда уйдет
Мысли живой стрела?

Или, свой путь и срок,
Я, исчерпав, вернусь:
Там – я любить не мог,
Здесь – я любить боюсь…

1912

Мандельштам начинает свой творческий путь как ученик символистов, но его вступление в литературу приходится на тот момент, когда кризис символизма уже очевиден. Влечение к осязаемому, материальному миру привело Мандельштама к акмеизму.

В программной статье "Утро акмеизма" Мандельштам выступает против символизма с его отрицанием трехмерного мира.

Поэт не приемлет также и футуризма с его неверием в реальный смысл слова, с его словоизобретательством

Поэт, по мысли Мандельштама, - строитель, зодчий. Как для строителя материалом является камень, так для поэта - слово. Камень - материал грубый, необработанный, но в нем заложена потенциальная возможность стать частью целого: крестового свода, готического собора, шпиля. Надо поднять его, соединить с другими, превратить тяжесть в динамику, материал в конструкцию. Слово - материал, но слова не должны стоять одиноко, они должны "играть всеми своими переливами, в "веселой" перекличке между собою, как камни в соборах". Эта аналогия определила и название первого сборника Мандельштама ("Камень"), и то место, которое занимает в сборнике тема зодчества. Этот сборник отличается особой торжественностью, готической архитектурностью строк, идущей от увлечения поэта эпохой классицизма и Древним Римом. В 1915 и 1916 годах увидели свет еще два сборника с одинаковым названием «Камень», в 1922 «Тристия», а в 1923 «Вторая книга».

Невыразимая печаль…»

Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.

Вся комната напоена
Истомой – сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.

Немного красного вина,
Немного солнечного мая —
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.

<1909>

 

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер — всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

 

1915

Каким настроением проникнуты первые стихи поэта? (грустным)
 Настроение минорное. Во многих стихах звучит слово, определяющее это настроение. Печаль: «О вещая моя печаль, невыразимая печаль», «И печальна так и хороша тёмная звериная душа», «И печаль, как птицу серую, в сердце медленно несу», «Здесь в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла....Но упрекнуть поэта в холодности нельзя, потому что эта печаль светлая, чувства поэта богатые, строки эмоциональные.
Как бы вы определили содержание этих стихотворений Мандельштама?

  Какие темы звучат в стихах первых сборников?
Ребята называют темы: Рим, дворцы и площади Петербурга, любовь. Давайте обратимся к теме Петербурга. В каких стихах предстаёт перед нами этот город? Какие символы Петербурга мы видим? («Адмиралтейство», «Петербургские строфы», «Мне холодно. Прозрачная весна...» Одно из стихотворений поэт назвал «Петербургские строфы».

Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.

Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, как броненосец в доке,-
Россия отдыхает тяжело.

А над Невой - посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жесткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.

Тяжка обуза северного сноба –
Онегина старинная тоска;

На площади Сената - вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка...

Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.

Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход –
Чудак Евгений - бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!



















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: