Контрольные вопросы и задания

1. Демографические таблицы и их классификация.

2. Что такое корень демографической таблицы?

3. Основные типы показателей демографической таблицы.

Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение Рождаемость – процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение, или в совокупности поколений. Биологическая основа рождаемости – способность к воспроизведению потомства, она носит название плодовитости. Ее оценивают косвенно, по показателям рождаемости в группах населения, не ограничивающих деторождения, и по показателям распространенности бесплодия. Средняя видовая плодовитость, т.е. плодовитость человека как биологического вида, составляет 10-12 живорождений за всю жизнь.   Фактически    средние показатели продуктивности брака очень редко превышают 8 живорождений за всю жизнь в браке с 5 до 15 лет.

При анализе рождаемости одновременно рассматриваются три совокупности населения, участвующего в этом процессе:

- совокупность матерей (возраст, состояние в браке, образование, национальность, место жительства, занятие, источник средств существования, социально-экономическая группа, какой по счету ребенок родился);

- совокупность отцов (возраст, состояние в браке, образование, национальность, место жительства, занятие, источник средств

существования, социально-экономическая группа);

- совокупность новорожденных (данные физического развития, очередность рождения, тип родов, дата рождения, пол ребенка).

Динамика совокупностей изучается в абсолютном выражении по числу человек. Сопоставляется число детей, родившихся в браке и вне брака, сезонность рождения, состав новорожденных по полу и т.п.

Статистическая практика выработала    систему относительных показателей рождаемости. Наиболее часто во всем мире используется общий коэффициент рождаемости: n = (N:S) *1000,

где n – число родившихся на 1000 человек населения в среднем за год;

N – число родившихся за год;

S – среднегодовая численность населения территории.

 Существует несколько интервальных шкал оценки уровня общего коэффициента рождаемости:

Таблица 2 

Шкала коэффициентов рождаемости Б.Ц. Урланиса

Число родившихся на 1000 человек населения

 

Характеристика данного коэффициента

До 10

Чрезвычайно низкий уровень рождаемости

11-15

Низкий уровень рождаемости

16-20

Средний уровень рождаемости

21-25

В условиях низкой смертности этот уровень

обеспечивает рост населения

26-30 Уровень рождаемости выше среднего  
31-40 Высокий уровень рождаемости  
41-50 Очень высокий уровень  
50 и более Предельно    высокий уровень физиологический максимум рождаемости,

Источник: Урланис Б.Ц. Рождаемость и продолжительность жизни в СССР. М., 1963. С.

9.

Таблица 3 Шкала коэффициентов рождаемости А.М. Меркова

Оценка показателя На 1000 человек населения
Очень высокие Больше 40
Высокие 31-40
Выше средних 26-30
Средние 21-25
Ниже средних  16-20
Низкие 11-15
Очень низкие До 10

Источник: Мерков А.М., Сухаребский Л.М. Статистика на службе народного здоровья. М., 1968. С. 48.

Таблица 4

Шкалы оценки уровня рождаемости

Общие коэффициенты рождаемости Характеристика уровня рождаемости
До 16 Низкий 
16,0 – 24,9 Средний 
25,0- 29,9 Выше среднего

Источник: Кильдишев Г.С., Козлова Л.Л., Ананьева С.П. и др. Статистика населения с основами демографии. М., 1990. С. 127.

  В России общий коэффициент рождаемости почти за столетие упал в четыре раза.

 Исследования процессов рождаемости выявили влияние на них следующих факторов:

- естественные (физическая среда, наследственность);

- социальные (общественное положение женщины; уровень удовлетворения материальных и культурных потребностей; культурный уровень родителей; образование; обеспеченность детскими учреждениями; наличие возможности дать детям дополнительное образование; законодательство, отражающее демографическую политику в стране; войны; национальный и религиозный факторы; традиции; детская и младенческая смертность).

                        Уровень рождаемости, является функцией двух переменных:

демографической структуры населения и репродуктивного поведения.

Репродуктивное поведение – система действий и отношений, опосредующих рождение определѐнного числа детей в семье (а также вне брака)[7]. Оно обладает структурой, которую можно представить в виде последовательности психических компонентов: репродуктивные потребности – установки – мотивы – интересы – планы – решения – действия – результаты действий [8] .  

Результатом репродуктивных действий становятся не только рождения детей, но и ограничения рождений. Репродуктивные потребности (личные и общественные) – потребности индивидов в рождении детей, гармонизированные (или не гармонизированные) с общественными потребностями в обеспечении естественного воспроизводства населения. Репродуктивная установка – готовность индивида к определѐнной активности и действиям по отношению к рождению определѐнного числа детей. Основными индикаторами репродуктивных установок служат три показателя: среднее идеальное, желаемое и ожидаемое (планируемое) число детей. Среднее идеальное число детей – представление о социальных нормах детности в обществе, о наилучшем числе детей в семье при определѐнных обстоятельствах и жизненных условиях. Среднее желаемое число детей – показатель, характеризующий индивидуальную потребность индивида в определѐнном числе детей. Среднее ожидаемое (планируемое) число детей – показатель, характеризующий реальные намерения и репродуктивные планы индивидов с учѐтом конкретных обстоятельств жизни. 

Репродуктивные мотивы – это психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей.

Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Выделяют следующие репродуктивные мотивы:

- экономические мотивы рождения детей – это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какието материальные выгоды или повысить (сохранить) свой экономический

статус;

- социальные мотивы – это мотивы, побуждающие к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Выражаются в желании человека жить «как все» и иметь столько же «как и все» детей;

- психологические мотивы – это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, внутренние цели личности. (Например, иметь ребенка, чтобы опекать его, проявлять свою любовь к нему; стремление продолжить себя в своих детях и т.п.)

В качестве результатов репродуктивных действий может быть рождение определенного числа детей или отказ от рождения, т.е. контрацептивное поведение.

Для измерения влияния репродуктивного поведения на уровень рождаемости используют два основных подхода – нормативный и эмпирический. Нормативный подход связан с представлениями о существовании некоего стандарта повозрастной брачной рождаемости, не ограничиваемой никаким вмешательством в репродуктивный цикл (естественной рождаемости). За такой стандарт, по мнению демографа Э. Коула, следует принимать реальную рождаемость населений, которым свойственны высокий уровень социально-экономического развития, высокая санитарно-гигиеническая культура, поголовная брачность, полное отсутствие какого-либо намеренного вмешательства в репродуктивный цикл, относительно короткий период грудного вскармливания, а также низкие уровни внутриутробной и младенческой смертности[9]

Различают три основных типа репродуктивного поведения

- многодетное (потребность в 5 и более детях)

- среднедетное (потребность в 3-4 детях) - малодетное (потребность в 1-2 детях).

Естественная рождаемость – рождаемость, уровень которой обусловлен лишь физиологическими и структурными факторами, т.е. состоянием плодовитости и структурой населения по полу, возрасту, брачному состоянию, при полном отсутствии намеренного ограничения рождаемости.

  Гипотетический минимум естественной рождаемости (ГМЕР) – такой уровень рождаемости, ниже которого она не может опуститься без влияния каких-либо обстоятельств негативного свойства. Контрольные вопросы и задания

1. Как определяется понятие «рождаемость» в демографии? Что такое плодовитость? 

2. Приведите демографическую типологию семей по числу детей и объясните ее несовпадение с юридической.

3. Какие существуют показатели рождаемости? Что показывает общий коэффициент рождаемости? Как он изменялся в течение ХХ века в России и в мире?

4. Что показывает суммарный коэффициент рождаемости? Какова его динамика в современном мире? Каким образом современный мир разделен по уровню рождаемости?

5. Назовите особенности рождаемости в России. Назовите и проанализируйте точки зрения на сущность и причины массового перехода от многодетности к малодетности.

6. Каковы тенденции внебрачной рождаемости в России и мире? Почему этот вопрос приобрел актуальность?

7. Какие методы используются для изучения рождаемости?

8. Что представляет собой репродуктивное поведение? Какие вам известны его внешние и внутренние индикаторы? Как меняется репродуктивное поведение по море социально-экономического развития?

9. Индексы Э. Коуэла и ГМЕР, их сходства и различия. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: