Проанализировать педагогические технологии, их обусловленность характером педагогических задач

Педагогическая (образовательная) технология это система функционирования всех компонентов педагоги­ческого процесса, построенная на научной основе, запро­граммированная во времени и в пространстве и приводя­щая к намеченным результатам.

По ориентации на личностные структурывыделяют следующие виды технологий:

· информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков по предметам);

· операционные (формирование способов умственных действий);

· эмоционально–художественные и эмоционально–нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);

· технологии саморазвития;

· эвристические (развитие творческих способностей).

В целостном педагогическом процессе с помощью педагогических технологии решаются такие задачи, как:

  • структурирование и конкретизация целей обучения и воспитания;
  • преобразование содержания образования в учебный материал;
  • анализ межпредметных и внутрипредметных связей;
  • выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;
  • анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

В педагогическом процессе могут возникать и создаваться различные ситуации.

Охарактеризовать виды педагогических целей: осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.

Виды педагогических целей:

· нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке.

· инициативные цели – это цели, непосредственно разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей: – первая группа – цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения; – вторая группа – цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. д.;

· цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся. Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции (например, цель – использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся).

Педагогические цели, полагаясь на конкретные образовательные ситуации, на этапе подготовки педагогического процесса должны осознаваться как педагогические задачи. В творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая в конечном счете определяет и все детали творческого процесса, выступая как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, связанная с конкретным этапом педагогической деятельности в учебной или воспитательной сфере, отражая определенную ступень в формировании личности. Наконец, в каждом микроэлементе педагогического процесса должны осмысливаться постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи.

Осознание педагогической задачи — это непременное условие ее продуктивного решения. Если педагогическая задача не осознается, то она как таковая и не решается. Начинающие учителя по неопытности нередко опускают стадию осмысления и постановки педагогической задачи. Они сразу принимаются за решение, обрекая себя на ошибки и разочарования.

Осознание педагогической задачи предопределяет анализ ее исходных данных и постановку диагноза. Анализ исходных данных, кроме определения места сложившейся ситуации, в целостном педагогическом процессе должен быть направлен на уяснение состояния его основных компонентов: воспитателей, воспитанников и характера сложившихся между ними отношений; содержания образования, наличных средств и условий, в которых педагогический процесс осуществляется.

Анализ исходных данных конкретной ситуации теснейшим образом сопряжен с учетом множества научных фактов и фактов, вытекающих из планомерного изучения состояния педагогического процесса, учебно-воспитательного коллектива и каждого из воспитанников в отдельности. Все это составляет основу для постановки педагогического диагноза, т.е. такого практического действия, которое основано на выверенных научных данных. Диагноз в практической педагогике — это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: