План – конспект по сценической речи

Типы уроков

Урок - это основная форма организации учебной работы в со­временной школе, часть педагогического процесса, органически связанного со всей его системой. Каждый урок осуществляет ка­кую-то часть общих задач учебно-воспитательного процесса, явля­ется этапом (начальным, промежуточным, заключительным) в формировании знаний, умений и навыков, в развитии положитель­ных качеств у учащихся, осуществлении межпредметных и внутри-предметных связей. И в то же время каждый урок должен отличать­ся целостностью и завершенностью, решать вполне конкретную об­разовательную задачу, соответствовать основным дидактическим принципам обучения.

В этой связи урок представляет сложную дидактическую сис­тему, состоящую из:

- содержания, проявляющегося через различные источники -слово учителя, учебную книгу, документальные материалы, мате­риалы периодики, художественную литературу, средства наглядно­сти и т. д;

- различных звеньев обучения - формирования новых знаний (усвоения нового материала); закрепления, проверки усвоения; повторения; использования новых знаний, умений и навыков в новой ситуации, на практике;

- различных методов и приемов обучения;

- коррекционной направленности урока.

Следовательно, на каждом уроке решаются три задачи (дидакти­ческая триада) - обучающая, воспитательная и коррекционная. Ре­шение этих задач предъявляет к уроку следующие требования:

- правильное определение места данного урока в системе уро­ков по данной теме или разделу на основе действующей програм­мы и планирования, связь с предыдущим материалом и подготов­ка к изучению последующего;

- достоверность и научность сообщаемых знаний, их связь с жизнью;

- доступность формируемых знаний с учетом познавательных возможностей учащихся;

- создание условий для активизации познавательной деятель­ности учащихся на уроке;

- учет индивидуальных особенностей учащихся и дифференци­рованный подход в процессе обучения;

- научная организация самого педагогического процесса на уроке, выражающаяся в оптимальной организации труда учащих­ся и выборе форм и методов, адекватных поставленным на дан­ном уроке задачам;

- оборудование урока, соответствующее его дидактической це­ли, рациональное использование средств наглядности и ТСО;

- соответствие общей структуры и внутренней логики урока поставленным образовательной, воспитательной и коррекцион­ной задачам, правильная взаимосвязь и соответствие его частей.

Особое значение в специальной школе на каждом уроке имеет его коррекционная направленность. Коррекция мышления, памяти и речи проводится практически на всех общеобразовательных уро­ках, уроках труда и профессионально-трудового обучения. Кор­рекция физических недостатков, двигательной сферы, общесома­тическое развитие организма - на уроках физического воспитания. Развитие фонематического слуха, ритмики, цветовосприятия, про­странственного восприятия - на уроках изобразительного искус­ства, ручного труда, пения и музыки.

Любой урок активно содействует формированию положи­тельных качеств личности. Образовательная и коррекционная сторона урока, его содержание, организация, методы создают определенную воспитывающую направленность учебной дея­тельности.

Учитель определяет конкретные воспитательные задачи. На­пример, воспитание наблюдательности, если на уроке приходится анализировать процессы или объекты, формировать навыки са­мостоятельной работы; настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд упражнений; воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и других - на уроках производственного и сельскохозяйственного труда, требующих совместной деятельности, и т. д.

В свою очередь воспитательные задачи урока оказывают суще­ственное влияние на организацию и методы учебной работы. На­пример, воспитание самостоятельности и познавательной актив­ности как качеств личности требует больше внимания уделять уп­ражнениям и различным видам самостоятельной работы (естест­венно, с учетом особенностей контингента учащихся данного класса).

На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся.

Ученикам легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан со знаниями, которые стали личным достоянием учеников, с местными природными и социальными особенностями. При орга­низации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.д., что помогает добиться оптимального сочетания коллектив­ной, групповой и индивидуальной форм работы на уроке.

Всякий урок требует от учителя контроля за учебной деятель­ностью учащихся, который позволяет ему определить характер понимания и усвоения детьми учебного материала, уровень сфор­мированности умений и навыков. Анализ процесса обучения по­могает учителю вводить необходимые коррективы с целью разви­тия положительных и снижения отрицательных моментов урока.

Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого по своим конкретным задачам и содержанию. Однако существует ряд общих черт в преподавательской и учебной деятельности на уро­ке. Работа на любом уроке предполагает ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и кон­троль, учебные домашние задания, обобщение и подведение ито­гов урока, оценка знаний и т. д.

Дидактическая задача урока является основанием для выделе­ния следующих основных типов уроков:

вводный урок - осуществляет подготовку учащихся к воспри­ятию нового материала.

урок – сообщение новых знаний;

повторительно - обобщающий урок

контрольный урок;

комбинированный урок.

Под структурой урока понимается соотношение и по­следовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих решению поставленных задач.

В теории и практике обучения для каждого типа урока сложи­лась определенная структура. Общими элементами урока являют­ся: организация начала урока, проверка усвоения изученного ма­териала, подготовка учащихся к восприятию нового материала, постановка цели и задачи урока, объяснение нового материала, упражнения, закрепление и повторение изученного, подведение итогов урока, оценка знаний, сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к самостоятельной работе над ним.

Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи.

1. Организация начала урока занимает обычно от одной до не­скольких минут и проводится как его самостоятельная часть. Оргмоменту на уроке в специальной школе уделяется особое вни­мание, так как от его результатов во многом зависит эффектив­ность последующих частей урока.

Действительно, учитывая трудную переключаемость умст­венно отсталых учащихся с одного вида деятельности на другой, во время оргмомента необходимо снять у них излишнюю возбу­димость, например, после перемены, уроков физкультуры и т. п. и переключить их внимание на данный урок. С первых минут учащиеся должны почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований.

2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний) - тради­ционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового мате­риала.

3. Постановка цели и задачи (задач) урока имеет большое зна­чение для активизации внимания учащихся и формирования пер­воначального интереса к изучаемому предмету.

4. Объяснение - научное изложение содержания учебного мате­риала - важнейшая часть в структуре урока. Доступная для умст­венно отсталых школьников логика научных доказательств, опи­рающаяся на имеющиеся у них знания, простая и убедительная форма изложения являются основами хорошего понимания и усвое­ния учащимися нового материала. В специальной школе объясне­ние может включаться и в другие части урока (например, в процесс закрепления), когда материал не понят какой-то частью учащихся и требует повторного объяснения на более доступном уровне.

5. Закрепление - этому этапу урока уделяется особое внимание. Закрепление в виде системы упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится учителем после объяснения но­вого материала.

В процессе закрепления сосредоточивается внимание на соче­тании теоретических положений с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе урока особенно важны дифферен­цированный подход к учащимся и разнообразие используемых педагогом форм закрепления изученного в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников. Это мо­жет быть устное повторение выводов учителя, запись основных положений в тетради, нахождение сказанного в тексте учебника, ответы на заранее подготовленные и написанные на доске вопро­сы, работа с дидактическим материалом и т. д.

6. Повторение - это систематизация, сообщение, воспроизведе­ние учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность ' этого этапа урока в специальной школе заключается в том, что ум­ственно отсталым учащимся в силу особенностей их познаватель­ной деятельности (слабость процессов анализа и обобщения) труд­но самостоятельно выделить основные идеи и положения изученно­го материала.

Для повышения эффективности процесса повторения в специ­альной школе рекомендуется, насколько это возможно, разнооб­разить его формы (например, использовать рассказ по картине, диапозитивы, слайды, сюжетные и ролевые игры и т. д.).

7. Подведение итогов и оценка работы учащихся. Нельзя недо­оценивать этой части урока. За 1-3 минуты учитель воспроизво­дит основное содержание урока, выделяет положительные момен­ты и недостатки в работе учащихся.

План – конспект по сценической речи.

Дата: 13.10.2020

Группа: 1 курс «Театральное творчество»

 

Предмет: Сценическая речь

Тип: Комбинированный урок.

 

Форма организации обучения: Групповое занятие по ознакомлению с новым материалом и закреплением ранее пройденного.

 

Тема занятия: « Дикция и артикуляция»

Цель занятие: Улучшение дикции и качества звука

Задачи урока:

1. Обучающие:

- Сформировать у учащихся знания об артикуляционном аппарате и его особенностях;

2. Развивающие

- дикционные навыки,работа в разных темпах;

- умения пользоваться нижнереберно - диафрагматическим дыханием.

3. Воспитательные - создать условия для:

- стимулирования творческого поиска учащихся

- Воспитывать любовь к изучению предмета

-воспитать культуру общения в коллективе и принципы взаимопомощи.

 

Вид занятия: групповое

Методы обучения:

· Игровой метод

· Словесный метод

· Наглядный

· Практические – упражнения, практические задания;


Технологии:

личностно-ориентированная, развивающего обучения, информационной,


Оборудование к уроку: ноутбук, акустическая система.



Ход урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: