Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым

«Центр профессиональной реабилитации инвалидов»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

По дисциплине ВД.03. «Основы поиска работы и трудоустройства»

Профессия: ОКПДТР №16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.

Дата: 13/04/2020

№ занятия: 7

Раздел 1.2 Некоторые аспекты психологии труда.

Тема занятия: Требования профессии к человеку.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция. 

Цели:

̵ образовательная: усвоить и проанализировать понятие «профессиональная пригодность», ее степени и факторы, на нее влияющие;

̵ развивающая: создать условия для развития критического отношения к себе, умения анализировать обобщать и делать выводы;

̵ воспитательная: создать условия для осознания необходимости трудоустройства и воспитания трудовой культуры слушателей.

Средства обучения:

̵ компьютер, тетради, ручки;

̵ Приложение 1. Текст презентации: «Уровни профессиональной пригодности».

̵ Приложение 2. Видеоролик «Стратегия выбора профессии».

 

Место проведения: обучение с применением дистанционных технологий.

Продолжительность: 1 учебный час.


Ход занятия:

 I. Организационная часть:

Здравствуйте, уважаемые слушатели!

Проверка по списку.

 



II. Сообщение темы и мотивационный момент.

Сегодня целью нашего занятия будет усвоение понятия «профессиональная пригодность», её степеней и факторов на неё влияющих.

III. Повторение раннее пройденного материала:

Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии. На нём были разобраны такие понятия, как «профессия», «специальность», «должность», «квалификация». А сегодня мы постараемся ответить на вопрос: как определить может ли человек овладеть определённой профессией и насколько он ей соответствует?

IV. Сообщение нового материала.

         Для начала определимся с терминами:



Приложение 1. Текст презентации.

 

Уровни профессиональной пригодности.

 

Профпригодность – это соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деятельность.

 

Личные качества (отношения к труду, мотивация, привычки, черты характера)
Профессиональные способности (образование, опыт, навыки)
Интерес к работе
Профессиональная пригодность
Здоровье

 


Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, навыкам, умениям.


Факторы, влияющие на профпригодность.

Наличие профессиональных способностей — необходимое, но не достаточное условие успешной профессиональной деятельности. Важное значение имеет отношение к труду, личные качества, здоровье, навыки, привычки, знания, опыт. Учитывая эти и другие факторы, различают разные степени профессиональной пригодности человека.

 

Профессиональная непригодность к конкретной профессии.

О профнепригодности говорят в тех случаях, когда есть отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения медиков, с работой в той или иной области деятельности. Однако противопоказания могут быть не только медицинские. Есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором.

Прямая профнепригодность видна невооруженным глазом — с такими примерами мы, к сожалению, сталкиваемся постоянно.

 

Скрытая профнепригодность не так очевидна — специалист может удерживаться на требуемом профессиональном уровне ценой большого нервно-психического напряжения, компенсируя отсутствие одних необходимых качеств – другими. Степень напряженности зависит от характера профессиональных функций, индивидуальных особенностей человека, мотивов

Б. Шоу в ресторане подозвал официанта и спросил, играет ли оркестр по заказу. «Конечно», — ответил официант. «Тогда отнесите им фунт стерлингов, и пусть они полчаса поиграют в покер».
его поведения, опыта, знаний, навыков и умений.

 

 

Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий.

Это означает, что у человека нет профессиональных противопоказаний, но нет и выраженных склонностей — есть только реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в данной области. Профессиональная пригодность формируется только в профессиональной деятельности.

Профпригодность может быть относительной — в этом случае человек осваивает профессию медленно и с большим трудом. Есть профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна, но в некоторых видах деятельности она недопустима — там требуется абсолютная профпригодность.

 

Соответствие конкретной профессиональной деятельности. Человек соответствует выбранной профессии в том случае, если у него есть качества, профессионально важные для данной деятельности, в том числе выраженный интерес к этому предмету труда, профессиональное образование, опыт успешной работы в данной области.

 

Призвание — высший уровень профессиональной пригодности. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Находясь на гастролях в Риге, Леонид Утесов зашел к местному портному. «Мне нужно два костюма. Только быстро, по-стахановски, чтобы первый был готов через неделю!» «Я ваших стахановских методов не знаю, — отвечал портной, — приходите через три дня и забирайте оба!» Утесов опешил от такой дерзости. «Вы, наверное, не поняли. Мне нужны очень хорошие костюмы. Как тот, который на мне». Портной презрительно осмотрел костюм и спросил: «Кто вам его шил?», «Его шил сам Затирка (знаменитый портной — примеч. авт.)», — гордо отвечал артист. «Я не спрашиваю, как его фамилия, я спрашиваю, кто он по профессии?» — парировал портной. Утесов был в восторге от остроумия портного. А через три дня — от новых костюмов.

Истоки отношения человека к труду помогает понять классификация, предложенная немецким психологом Э. Фроммом, в соответствии с которой люди делятся на следующие типы (Фромм Э. Иметь или быть):

 

Рецептивный, или берущий. Люди этого типа считают, что все им чего-то должны: деньги, работу, любовь, внимание, поэтому они ждут, когда все это к ним придет. Такие люди всегда ищут поддержки, требуют помощи. Они дружелюбны, но беспомощны, зависимы, неспособны принимать самостоятельные решения.

 

Эксплуататорский, или овладевающий. Люди этого типа стремятся использовать ресурсы и возможности других людей в своих целях, действуя силой или хитростью. Им нравятся люди, у которых есть что отнять: работу, идеи, деньги; а те, у кого уже ничего не осталось, им не интересны.

 

Стяжательский, или сберегающий. Смысл жизни людей этого типа — накопительство и экономия. Они скупы и подозрительны, все измеряют деньгами, поэтому не верят в возможность бескорыстных отношений между людьми. Этот тип описан у Бальзака (Гобсек), Пушкина (Скупой рыцарь), Гоголя (Плюшкин), Чехова (Ионыч).

 

Рыночный, или обменивающий. Рыночная личность воспринимает себя и других людей как товар, который можно выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа — карьера и деньги. Их отличительные особенности — честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. В последние годы эта модель поведения активно внедряется в сознание людей.

 

Творческий тип личности постигает мир через любовь и разум. Человек творческого типа видит счастье в своей работе. «То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем несравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

Из пяти перечисленных типов только один Фромм называет продуктивным. Как вы думаете, какой? Обоснуйте свой ответ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: