Государственное бюджетное учреждение Республики Крым
«Центр профессиональной реабилитации инвалидов»
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
По дисциплине ВД.03. «Основы поиска работы и трудоустройства»
Профессия: ОКПДТР №16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.
Дата: 13/04/2020
№ занятия: 7
Раздел 1.2 Некоторые аспекты психологии труда.
Тема занятия: Требования профессии к человеку.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: лекция.
Цели:
̵ образовательная: усвоить и проанализировать понятие «профессиональная пригодность», ее степени и факторы, на нее влияющие;
̵ развивающая: создать условия для развития критического отношения к себе, умения анализировать обобщать и делать выводы;
̵ воспитательная: создать условия для осознания необходимости трудоустройства и воспитания трудовой культуры слушателей.
Средства обучения:
̵ компьютер, тетради, ручки;
̵ Приложение 1. Текст презентации: «Уровни профессиональной пригодности».
̵ Приложение 2. Видеоролик «Стратегия выбора профессии».
|
|
Место проведения: обучение с применением дистанционных технологий.
Продолжительность: 1 учебный час.
Ход занятия:
I. Организационная часть:
Здравствуйте, уважаемые слушатели!
Проверка по списку.
II. Сообщение темы и мотивационный момент.
Сегодня целью нашего занятия будет усвоение понятия «профессиональная пригодность», её степеней и факторов на неё влияющих.
III. Повторение раннее пройденного материала:
Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии. На нём были разобраны такие понятия, как «профессия», «специальность», «должность», «квалификация». А сегодня мы постараемся ответить на вопрос: как определить может ли человек овладеть определённой профессией и насколько он ей соответствует?
IV. Сообщение нового материала.
Для начала определимся с терминами:
Приложение 1. Текст презентации.
Уровни профессиональной пригодности.
Профпригодность – это соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деятельность.
Личные качества (отношения к труду, мотивация, привычки, черты характера) |
Профессиональные способности (образование, опыт, навыки) |
Интерес к работе |
Профессиональная пригодность |
Здоровье |
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, навыкам, умениям.
Факторы, влияющие на профпригодность.
Наличие профессиональных способностей — необходимое, но не достаточное условие успешной профессиональной деятельности. Важное значение имеет отношение к труду, личные качества, здоровье, навыки, привычки, знания, опыт. Учитывая эти и другие факторы, различают разные степени профессиональной пригодности человека.
|
|
Профессиональная непригодность к конкретной профессии.
О профнепригодности говорят в тех случаях, когда есть отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения медиков, с работой в той или иной области деятельности. Однако противопоказания могут быть не только медицинские. Есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором.
Прямая профнепригодность видна невооруженным глазом — с такими примерами мы, к сожалению, сталкиваемся постоянно.
Скрытая профнепригодность не так очевидна — специалист может удерживаться на требуемом профессиональном уровне ценой большого нервно-психического напряжения, компенсируя отсутствие одних необходимых качеств – другими. Степень напряженности зависит от характера профессиональных функций, индивидуальных особенностей человека, мотивов
Б. Шоу в ресторане подозвал официанта и спросил, играет ли оркестр по заказу. «Конечно», — ответил официант. «Тогда отнесите им фунт стерлингов, и пусть они полчаса поиграют в покер». |
Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий.
Это означает, что у человека нет профессиональных противопоказаний, но нет и выраженных склонностей — есть только реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в данной области. Профессиональная пригодность формируется только в профессиональной деятельности.
Профпригодность может быть относительной — в этом случае человек осваивает профессию медленно и с большим трудом. Есть профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна, но в некоторых видах деятельности она недопустима — там требуется абсолютная профпригодность.
Соответствие конкретной профессиональной деятельности. Человек соответствует выбранной профессии в том случае, если у него есть качества, профессионально важные для данной деятельности, в том числе выраженный интерес к этому предмету труда, профессиональное образование, опыт успешной работы в данной области.
Призвание — высший уровень профессиональной пригодности. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.
Находясь на гастролях в Риге, Леонид Утесов зашел к местному портному. «Мне нужно два костюма. Только быстро, по-стахановски, чтобы первый был готов через неделю!» «Я ваших стахановских методов не знаю, — отвечал портной, — приходите через три дня и забирайте оба!» Утесов опешил от такой дерзости. «Вы, наверное, не поняли. Мне нужны очень хорошие костюмы. Как тот, который на мне». Портной презрительно осмотрел костюм и спросил: «Кто вам его шил?», «Его шил сам Затирка (знаменитый портной — примеч. авт.)», — гордо отвечал артист. «Я не спрашиваю, как его фамилия, я спрашиваю, кто он по профессии?» — парировал портной. Утесов был в восторге от остроумия портного. А через три дня — от новых костюмов. |
Истоки отношения человека к труду помогает понять классификация, предложенная немецким психологом Э. Фроммом, в соответствии с которой люди делятся на следующие типы (Фромм Э. Иметь или быть):
|
|
Рецептивный, или берущий. Люди этого типа считают, что все им чего-то должны: деньги, работу, любовь, внимание, поэтому они ждут, когда все это к ним придет. Такие люди всегда ищут поддержки, требуют помощи. Они дружелюбны, но беспомощны, зависимы, неспособны принимать самостоятельные решения.
Эксплуататорский, или овладевающий. Люди этого типа стремятся использовать ресурсы и возможности других людей в своих целях, действуя силой или хитростью. Им нравятся люди, у которых есть что отнять: работу, идеи, деньги; а те, у кого уже ничего не осталось, им не интересны.
Стяжательский, или сберегающий. Смысл жизни людей этого типа — накопительство и экономия. Они скупы и подозрительны, все измеряют деньгами, поэтому не верят в возможность бескорыстных отношений между людьми. Этот тип описан у Бальзака (Гобсек), Пушкина (Скупой рыцарь), Гоголя (Плюшкин), Чехова (Ионыч).
Рыночный, или обменивающий. Рыночная личность воспринимает себя и других людей как товар, который можно выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа — карьера и деньги. Их отличительные особенности — честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. В последние годы эта модель поведения активно внедряется в сознание людей.
Творческий тип личности постигает мир через любовь и разум. Человек творческого типа видит счастье в своей работе. «То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем несравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.
Из пяти перечисленных типов только один Фромм называет продуктивным. Как вы думаете, какой? Обоснуйте свой ответ.