Задачи преподавания дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные принципы ораторского искусства, виды, цели и структурно-композиционные особенности публичных выступлений в судебных заседаниях; правила построения и произнесения судебной речи.

Уметь: выступать перед любой аудиторией на правовые темы;готовить и произносить обвинительную речь прокурора, защитительную речь адвоката; понимать практику произведения судебных прений при разбирательстве дел.

Владеть:   тремя видами компетенции - языковой, коммуникативной и общекультурной.

Рекомендации по изучению дисциплины «Ораторское искусство»

Учебно-методическое пособие «Ораторское искусство» предназначен для студентов 2 курса юридического факультета. Он способствует формированию и развитию мировоззрения студентов, повышению их правовой культуры и совершенствованию профессиональных качеств. При изучении дисциплины «Ораторское искусство» рекомендуется использование следующих методов обучения: индуктивный, дедуктивный, аудиовизуальный, смешанный и др.

В пособии предусмотрены активные формы проведения занятий, например, разнообразные ролевые игры, которые позволяют воссоздать определенную ситуацию общения. А это, в свою очередь, способствует развитию навыков публичных выступлений.

 

4. Требования к минимуму содержания дисциплины согласно Федеральному государственному образовательному стандарту специальности 030900 «Юриспруденция», утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010г. № 464.

Процесс изучения дисциплины «Ораторское искусство» направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурных: способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК 4).

Содержание лекционных занятий дисциплины «Ораторское искусство»

Лекция № 1

Тема 1. Предмет и задачи ораторского искусства

    Наша жизнь состоит из общения. Общения осуществляется с помощью речи. По ней можно определить психологическое состояние человека (спокоен, взволнован), ее назначение (убеждающая, информационная, агитационная); ее содержательную значимость (болтовня, осмысленная речь), отношение говорящего к собеседнику (ироничное, покровительственное, доброжелательное). В повседневной жизни мы осуществляем таким образом особый вид человеческой деятельности – речевой. Но иногда естественное «говорение» превращается в трудное, когда нам достаточно тяжело сформулировать и высказать свои мысли. Это происходит, когда человек ощущает внимание других людей к собственной речи, у него появляется аудитория. И обыденная, бесконтрольная речь, «говорение» превращается в публичное, общественное выступление. Основной задачей любого публичного выступления является убеждение слушателей в значимости и правильности высказываемого. Так возникла потребность людей в умении говорить красиво и убедительно, обладать ораторским талантом. Желание обладать таким талантом было присуще человечеству всегда, во все времена. Оно породила целую науку – риторику, которая изначально развивалась как наука и искусство.

    Риторика – теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении хорошо говорить, так как нужно в каждом конкретном случае (на латинском – «элоквенция»).

Ораторское искусство – высокая степень мастерства публичного выступления, искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания определенного воздействия на аудиторию.

Главная цель изучения риторики практическая — владение искусством целесообразного слова. У риторики есть и образовательная цель - свободное владение литературным языком.

Знание риторики необходимо для людей, которым в силу их профессиональной принадлежности приходится говорить. К этой категории, несомненно, относятся юристы. Владение устным и письменным словом становится существенным признаком деловой квалификации юриста.

Как учебный предмет риторика состоит их четырех частей: истории возникновения и развития риторики, теории (родов и видов ораторского искусства), практики (изучение произведений ораторского искусства известных ученых, философов, правозащитников) и техники (методики подготовки выступлений). Риторика учит созданию эффективных, убедительных текстов для публичных выступлений и анализу существующих текстов, с учетом исторического контекста его создания.

Как классическая наука риторика содержит пять разделов: инвенция, диспозиция (композиция), элокуция, мемория, акция (демонстрация или исполнение).

Инвенция - invention – изобретение мысли. Она занималась выработкой аргументации, разработкой общей концепции, идеи текста. Диспозиция – disposition - расположение. Впоследствии оно было заменено словом «композиция», под которой понимается порядок следования частей текста, их расположение. Элокуция – elocution – выражение или украшение мыслей. Она занималась языковыми средствами, используемыми при создании риторического текста. Мемория – memorio – «запоминание». Она учила, как запоминать речь. Пятая – акция или демонстрация учила самому произнесению речи. Больше внимания при изучении ораторского искусство мы уделим трем разделам: инвенции, диспозиции и элокуции. То есть будем учиться разрабатывать общую концепцию текста, выступления, речи; располагать части выступления или письменного текста в определенном порядке; знакомиться с языковыми средствами, которые обогатят текст выступления, сделают его более емким, содержательным и полновесным.

Тема 2. История ораторского искусства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: