Вопросы для итогового контроля усвоения материала
1. Предмет и задачи ораторского искусства.
2. История ораторского искусства в Древней Греции и Риме.
3. История ораторского искусства в Средневековье, эпоху Возрождения и в Новое время
4. Теория красноречия в России.
5. Роды и виды ораторской речи.
6. Требования к речи
7. Выразительность речи
8. Характеристика. Житейская психология, мотив.
9. Композиция выступления
10. Понятия оратор и аудитория. Их взаимодействие.
11. Особенности судебной речи
12. Обвинительная речь
13. Защитительная речь
14. Напутственное слово председательствующего
15. Спор и его виды
16. Общение в юридической практике
Задания для итогового контроля усвоения материала
Вариант № 1
Задание 1. Прочитайте данный отрывок и определите род и вид речи, выделите основную мысль. Художественно перескажите содержание.
Две пальмы
Где-то далеко в пустыне был крошечный оазис: колодец, немного кустарников и огромная пальма, буквально закрывавшая весь оазис своими листьями. Рядом с этой пальмой рос маленький побег нового дерева. Каждое утро он смотрел на пальму и понимал, что это самое большое, самое прекрасное, что суждено увидеть ему в жизни. День за днем продолжалось так, пока однажды к оазису не подошел караван, идущий неведомо откуда и неведомо куда. Вообще караваны редко посещали этот оазис. Он был настолько мал, что не мог предоставить ни воды, ни крова десяткам верблюдам и людям их сопровождающим. Но этот караван пришел. Быть может, он сбился с пути в песчаную бурю. А может быть так был проложен его путь, но люди и животные на ночь расположились здесь, чтобы отдохнуть и запастись водой. Ночи в пустыне холодные, людям нужно было согреться и отведать горячей пищи, которой они не ели уже много дней, а потому они срубили красавицу пальму и сожгли в кострах. Утром караван ушел, а маленькая пальма едва не почернела от горя, увидав, что сталось с ее великолепной соседкой. Она бы наверняка заплакала, если бы умела плакать, но пальмы не плачут, хотя и страдают не меньше людей. Маленькая пальма понимала, что теперь неумолимый зной высушит колодец, убьет кустарники, да и самой ей, лишенной влаги, недолго осталось. И она сказала, ведь известно, что и звери и растения общаются между собой, она сказала: «Не бойтесь, я смогу защитить вас». И потянулась вверх, на встречу солнцу, стараясь как можно шире раскинуть свои листья. Так она и стояла, закрывая своей тенью и колодец, и кустарники вокруг. А путники, изредка проходившие мимо, восклицали: «О Аллах! Как быстро выросла эта пальма. Видать, соседка не давала ей расти». А через некоторое время караван возвращался обратно. И когда караван-баши узрел, что оазис прикрывает пальма еще выше, и еще краше прежней, он ахнул: «Это чудо!».
|
|
|
|
Задание 2. Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в данном отрывке из судебной речи Андреевского С.А. «Речь в защиту братьев Келеш»?
Сцена у ворот… Как она искажена в обвинительном акте! Будто Келеш за пять минут до пожара подъехал, запер ворота и никого не пускал. Что же это он делал? Поджигал? Или прятал? К чему уж ему тут было скрываться? А если за шесть часов не разгорелось, то и в пять минут пожара не будет. То же надо сказать о запирании и отпирании дверей.
Но лучше всего забитое окно… Какой в нём смысл? Чем оно служило для поджога? В действительности оказывается, что окно было забито для предупреждения пожара, но пожара иного свойства – от пламени страстей, потому что оно вело в секретное место для работниц фабрики. Двукратное дознание ничего из этого дела не сделало. Ничего и не выйдет. Мокрое дело не может возгореться, да стыдно будет не Келешам – они не поджигали, – а тем иным поджигателям, – их врагам, которые раздули это дело…
Задание 3. Определите, к какой части публичного выступления относится приведенный ниже отрывок.
« Господа присяжные заседатели! 15 марта 1879 года, вечером, в меблированных комнатах Квирина на Басманной был убит выстрелом из револьвера бывший студент Медико-хирургической академии дворянин Бронислав Байрашевский. Убийство совершено в номере студента Гортынского в то время, когда у него собирались товарищи и знакомые; между ними находилась девица Прасковья Качка, тут же сознавшаяся в этом убийстве, но объяснившая, что открыть причину убийства она не желает…» (Обнинский П.)
Задание 4. Публичное выступление на тему: «Разрешите представиться!»
Вариант № 2
Задание 1. Прочитайте данный отрывок и определите род и вид речи, выделите основную мысль. Художественно перескажите содержание
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним - Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну - от его ног, другую - от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни. Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
- Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь отвечал: Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.