Морской залог на судно. Перечень требований, обеспечиваемых морским залогом на судно

Морской залог (maritime lien) с точки зрения гражданского права является обеспечением требований, связанных с морскими судами и исторически обозначавшихся еще в форме привилегий, поскольку следовали за морским судном и удовлетворялись в первую очередь (в КТМ СССР 1968 г. они так и назывались «привилегированные требования).      Следование требований за морским судном осуществлялось без какого-либо уведомления о них, без решения суда и без регистрации. В связи с тем, что требования по морскому залогу следовали за судном и его обременяли даже при отчуждении судна новому приобретателю, они назывались «тайными» требованиями.                                                                                                                          Под морским залогом на судно понимается привилегированное обеспечение долга по привилегированному требованию, возникающему обычно из оказания услуг судну или из причинения судном ущерба.

Согласно ст. 367 КТМ РФ морским залогом на судно обеспечиваются тр6ебования к судовладельцу в отношении:

1) заработной платы и других сумм, причитающихся капитану судна и другим членам экипажа за их работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и уплачиваемых от имени капитана судна и других членов экипажа судна взносов по социальному страхованию;

2) возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина на суше или на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;

3) вознаграждения за спасение судна;

4) уплаты портовых и канальных сборов, сборов на других судоходных путях и лоцманских сборов;

5) возмещения реального ущерба, причиненного при эксплуатации судна в результате утраты или повреждения иного имущества, чем перевозимые на судне грузы, контейнеры и вещи пассажиров.

В соответствии с п. 2 ст. 367 КТМ РФ требования, предусмотренные в подп. 2 и 5 п. 1, не обеспечиваются морским залогом, если они возникли в результате причинения ущерба от загрязнения с судов нефтью или ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ или воздействия радиоактивных свойств ядерного топлива или радиоактивных продуктов или отходов и т.п. Для этих случаев установлен особый правовой режим регулирования.

Ипотека судна или строящегося судна.

Согласно ст. 374 КТМ РФ ипотека судна или строящегося судна устанавливается в целях обеспечения денежного обязательства договором собственника судна или строящегося судна (залогодателя) и кредитора (залогодержателя) с последующей регистрацией ее в соответствии со ст.ст. 376 и 377 КТМ.                                                                                                              Само слово «ипотека» (от греч. hypotheke – залог, заклад; англ. Mortgage) означает залог недвижимого имущества (земли, строений и др.) для получения ссуды. Сущность ипотеки в данном случае состоит в предоставлении кредитору права на приоритетное удовлетворение своего требования за счет обремененного ипотекой судна.

Ипотека морских судов или строящихся судов регистрируется капитанами морского торгового порта или морского рыбного порта в Государственном судовом реестре или органами технического надзора в судовой книге.                                В реестре строящихся судов подлежат регистрации права на любые строящиеся суда независимо от их размера и назначения. Реестр ведется капитаном порта, расположенного вблизи судостроительной организации, и является частью единого реестра строящихся судов.                                                                    Для регистрации ипотеки судна или строящегося судна залогодатель должен подать заявление капитану морского торгового порта, содержащее данные о судне, имя и адреса залогодателя и залогодержателя ипотеки, максимальный размер обязательства, обеспеченного ипотекой, дату окончания ипотеки судна или строящегося судна. К заявлению прилагается договор об ипотеке судна или строящегося судна. В защиту интересов залогодержателя ипотеки судна направлена ст. 378 КТМ о том, что предполагается, что зарегистрированная ипотека действительно установлена в пользу того лица, в пользу которого такая ипотека фактически зарегистрирована, т.е. действует презумпция, что такая ипотека существует.

Права и обязанности сторон по договору ипотеки судна. Основания и порядок обращения взыскания на морское судно, являющееся предметом ипотеки.

Для регистрации ипотеки судна или строящегося судна залогодатель должен подать заявление капитану морского торгового порта, содержащее данные о судне, имя и адреса залогодателя и залогодержателя ипотеки, максимальный размер обязательства, обеспеченного ипотекой, дату окончания ипотеки судна или строящегося судна. К заявлению прилагается договор об ипотеке судна или строящегося судна. После правовой экспертизы документов и подтверждения их правильности регистрируется ипотека судна или строящегося судна на день получения заявления о регистрации с выдачей залогодателю и залогодержателю свидетельство о регистрации установленного образца в соответствии с записями, содержащимися в Государственном судовом реестре, судовой книге или реестре строящихся судов. При регистрации ипотеки судна не требуется вносить какие-либо записи об этом в судовые документы.

В защиту интересов залогодержателя ипотеки судна направлена ст. 378 КТМ о том, что предполагается, что зарегистрированная ипотека действительно установлена в пользу того лица, в пользу которого такая ипотека фактически зарегистрирована, т.е. действует презумпция, что такая ипотека существует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: