Морской протест, его правовое значение. Порядок совершения морских протестов

Согласно ст. 394 КТМ РФ, если во время плавания или стояки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники перевозчика (судовладельца).

Происшествие, могущее быть основанием для предъявления к перевозчику требований зачастую происходит во время плавания, например, утрата, повреждение или задержка в доставке грузов могут произойти вследствие непреодолимой силы, опасностей или случайностей на море, спасания жизни или имущества, военных действий, столкновений судов, посадки на мель. В порту судно может быть задержано или арестовано, вход в порт запрещен в результате карантина, блокады и т.д.

Чаще всего морской протест оформляется при перевозке грузов, поскольку в силу ст. 166 КТМ РФ бремя доказывания того, что утрата, повреждение или просрочка в доставке произошли не по вине перевозчика, лежит на самом перевозчике, а, делая заявление о морском протесте, он перекладывает на истца бремя доказывания вины перевозчика при утрате, повреждении либо просрочки в доставке груза.

В заявлении о морском протесте должны быть кратко и точно изложены обстоятельства происшествия и указаны конкретные меры, которые предпринимались перевозчиком для предотвращения ущерба или его уменьшения (штормовые условия, перепады температуры и меры по обеспечению сохранности груза) Протест подается в российском порту – нотариусу, в иностранном порту – должностному лицу консульства РФ или компетентному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством этого государства.

 В подтверждение фактов, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением или не позже 7 дней с момента прибытия судна в порт обязан представить нотариусу или консулу за границей для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.

Выписка содержит факты, изложенные в заявлении, время прихода в порт, открывались или нет люки, меры, принимаемые капитаном судна и экипажем. В случае гибели судна срок для подачи заявления о морском протесте исчисляется с момента прибытия капитана судна в место, в котором делается заявление.                                                                                                                 На основании заявления капитана, данных судового журнала, опроса капитана, а при необходимости других членов экипажа нотариус или консул составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.

Акт о морском протесте составляется по форме, утвержденной Минюстом, и должен содержать:

- дату составления акта, ФИО нотариуса, наименование нотариальной конторы; ФИО, гражданство и место жительства капитана, название и флаг судна, наименование судовладельца, порт и номер регистрации;

- время прибытия судна в порт;

- время поступления от капитана заявления;

- дату представления капитаном для обозрения нотариусу судового журнала;

- описание происшествия и принятые меры по заявлению капитана и судовому журналу;

- описание доказательств, исследованных нотариусом;

- ФИО, должности, гражданство, место жительства опрошенных лиц, содержание их показаний.

Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, подписывается нотариусом с проставлением оттиска личной печати нотариуса, указанием его фамилии, инициалов, должности и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы. Один экземпляр акта вместе с письменным заявлением капитана и выпиской из судового журнала остается у нотариуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: